ЭТОТ ПОЕЗД – НЕ «ТОКЫЛДАК»
Максут ИБРАШЕВ
С июля начал курсировать пригородный поезд «Кызылорда –Бесарык –Туркестан». О том, что это за поезд и каково на нем ехать пассажирам, расскажу попозже. Сначала немного из истории таких поездов. В конце 1990-х –начале 2000-х годов в области появились первые пригородные поезда, пассажирами которых были, наверное, сотни тысяч человек.
Наши люди придумали даже специальные названия им. Например, составы «Кызылорда – Туркестан», «Туркестан – Шиели» были известны под названием «токылдак», а «Кызылорда – Саксаульск» – «трудовой» поезд. Был еще “Казалы – поездом”, которому позже по просьбе жителей Аральского
района продлили маршрут.
Чтобы более зримо представить атмосферу того времени, приведу небольшой отрывок из своей
публикации пятнадцатилетней давности под названием «Голубой вагон дрожит, качается».
«...Станция Шорнак. До Туркестана ехать еще 20 минут. В поезд вваливается несколько женщин-узбечек. В руках у них увесистые сумки. В них молоко, айран, зеленый лук, пет-
рушка. Они везут все это в Туркестан продавать. Около своего купе их ждет проводник, и каждая из женщин платит ему по 10 тенге. Поскольку в вагоне мест нет, они стоят, сгрудившись у титана с горячей водой. Сумка, набитая пластиковыми бутылками с молоком, падает мне на ногу. Одна из женщин поднимает ее и смачно матерится на узбекском языке. Понять смысл сказанного ею нетрудно – она проклинает свою жизнь.
При приближении к Туркестану из вагона на ходу сбрасываются мешки со шкурами домашних животных. Видимо, на станции сгружать их не разрешается.
Разговариваю с проводником, который выглядит очень усталым, отвечает неохотно. Он говорит, что билеты продаются только на конечных станциях – в Саксаульске и Туркестане, а в пути пассажирам выдаются так называемые катушечные билеты (раньше такие были в автобусах ).
– Но я не видел, чтобы Вы резали билеты, – возражаю я.
– Кому надо, тем даем. Вы командированный? Вам можем выдать билет, а остальным он ни к чему, они не спрашивают.
Я плачу проводнику за проезд и перевожу разговор на другую тему:
– Почему у вас вагон переполненный и такой грязный?
– Грязь в вагоне, потому что у нас очень низка культура пассажиров, – отвечает проводник. – А почему переполненный – тоже понятно. Люди всеми правдами и неправдами пытаются пролезть в вагон…»
Как говорится, все познается в сравнении. Как сейчас обстоят дела с пригородными перевозками пассажиров? Что изменилось?
Посмотрим...
На вокзале станции «Шиели» к кассе небольшая очередь. Через пять минут я уже у окошка. Протягиваю кассирше удостверение личности и 1000 тенге.
– Мне один билет до Жанакоргана.
– На эти поезда билеты продаем без удостоверения. Пожалуйста, Ваш билет и сдача, – быстро обслуживает меня кассир Наркыз Аманбаева.
Признаться, был приятно удивлен ценой билета из Шиели до Жанакоргана – всего 248 тенге.
Билет на поезда дальнего следования стоит не менее 500 тенге, а таксисты, которые едут от шиелийского автовокзала, просят 700 тенге. Прямого автобусного сообщения из
Шиели в Жанакорган нет. Если садишься на проходящий автобус, он оставляет тебя в 10 километрах от Жанакоргана у трассы «Западная Европа –
Западный Китай». Дальше до райцентра нужно добираться опять же на такси.
Пригородный поезд «Кызылорда –
Туркестан» прибывает на станцию «Шиели» точно по расписанию.
Чистота и комфорт в вагоне опять удивили меня. На перроне 40 градусов, а в вагоне 24, работает кондиционер. Дышится легко и свободно. Пасажиров немного, все с билетами. Поезд трогается, и я знакомлюсь с проводниками.
Ергеш Бурханов и Искендир Жанабаев – опытные проводники, работают в АО «Пригородные перевозки» уже давно. В основном, на таких маршрутах как «Туркестан – Шымкент», «Шымкент – Сарыагаш». Теперь вот с открытием нового маршрута руководство направило их сюда.
Они объясняют, что на тех станциях, где есть билетные кассы, пассажиры должны приобретать билеты, а где их нет (их называют нетарифными станциями), приобретают непосредственно у проводника. Для этого у проводника есть устройство «МТП» –
мобильный терминал проводника, с помощью которого можно приобрести билет.
Время в пути из Кызылорды до Туркестана – 6 часов 40 минут. Постель пассажирам не выдается. Проводники объяснили это внутренними правилами и санитарными нормами. Попить чай проблем нет – титан с кипятком работает исправно. Видно, что вагоны новые. Дизайн, расположение санузлов, проходов тамбура, рабочего места проводника выгодно отличаются от старых вагонов. Они мне показались просторными и очень удобными. В санузле все необходимые туалетные принадлежности, заметил даже освежитель воздуха.
Мы на станции «Томенарык». Это половина пути до Жанакоргана. Здесь в поезд садится несколько пассажиров. Они едут по делам в райцентр, говорят, что этот поезд очень удобен им и цены приемлемые.
Разговорился с пассажиркой Аккенже Аманжоловой. Она рассказывает, что приехали к родственникам в Аральск из Тараза. Обратного билета нет ни на один поезд. Пришлось добираться до Кызылорды автобусом. Там на вокзале узнали про пригородный поезд и сразу купили билет до Туркестана. Дальше добраться до Тараза легче.
– Поезд хороший, мне понравился. Спасибо тем, кто запустил его, – благодарит она.
Приближаемся к Жанакоргану. В 12-03 по расписанию прибываем на станцию. Время в пути заняло один час 16 минут. Стоянка – 6 минут. Надо выходить, но, честно говоря, не хочется – на улице плюс 44, а здесь электронный термометр бегущими цифрами показывет плюс 22. Фотографирую проводников и прощаюсь с ними, желаю счастливого пути.
С вокзала звоню президенту АО «Пригородные перевозки» Мухтарбеку Сулейменову в Астану, чтобы узнать о будущем пригородных перевозок в нашем регионе. Его номер был в одном из информационных сообщений, которые вывешены на видном месте в вагоне. Это один из «телефонов доверия», по которому любой пассажир может обратиться с жалобой или предложением.
– Данный маршрут – социально значимый, – ответил руководитель АО «Пригородные перевозки» Мухтарбек Сулейменов. – Соответствую-
щий договор на долгосрочное субсидирование был заключен между областным акиматом и нами на десять лет. Кроме того, учитывая потребности жителей отдаленных райо-
нов, обсуждаем с руководством области возможность открытия поезда со станции «Саксаульская» до
Кызылорды.
Пригородный поезд «Кызылорда–Бесарык–Туркестан» – пять раз в неделю. И это явно не «токылдак» – ни в какое сравнение с ним не идет. А если бы за плату выдавали постельные принадлежности, то это вообще было бы близко к
идеалу.
Фото автора