• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ в законодательстве о госзакупках

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
в законодательстве о госзакупках
В своих выступлениях Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев постоянно делает акцент на усилении антикоррупционной работы.
«Государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции. Коррупция – не просто правонарушение. Она подрывает веру в эффективность государства и является прямой угрозой национальной безопасности», - подчеркивает Елбасы.
Следует отметить, что с  1 января 2016  года введен в действие новый Закон Республики Казахстан “О государственных закупках”, основной целью которого  является упрощение процесса госзакупок, создание более эффективной их системы с учетом правоприменительной практики и международного опыта, а также создание условий для предотвращения предпосылок для коррупционных проявлений в этом сегменте
экономики.
В рамках упрощения процедур проведения госзакупок новым Законом предусматривается внедрение конкурса с применением предварительного квалификационного отбора. Также новым законом предусмотрено упрощение порядка проведения конкурса и аукциона.
Ранее процедуры конкурса проводились в два этапа.
На первом этапе потенциальными поставщиками предоставлялись конкурсные заявки, на втором - ценовые предложения. Новый закон предполагает сокращение двух этапов до одного. Теперь ценовое предложение подается совместно с конкурсной
заявкой.
В рамках упрощения процесса проведения госзакупок также предусмотрен электронный формат заключения договоров между заказчиком и победителем конкурса, что способствует минимизации необходимости непосредственного контакта заказчика с победителем закупок и исключает коррупционную составляющую в этой части процедур госзакупок.
В отличие от ранее действовавшего Закона «О государственных закупках» 2007 года, в новом Законе также закреплены требования, согласно которым не допускается установление квалификационных требований, в частности, по обладанию потенциального поставщика соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о госзакупках, которые ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в госзакупках, либо непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору о госзакупках (п.2 статьи 9
Закона).
Эта мера по сути ограничивает заказчика в принятии решений, основанных на субъективности и зависящих от «человеческого фактора».
Новым законом введено и требование предварительного обсуждения проекта конкурсной документации, которое является значительным положительным шагом для развития и совершенствования государственных закупок в
республике.
Согласно данному требованию, потенциальные поставщики могут обсудить такую важную часть конкурсной документации, как  техническую спецификацию, в которой, как известно, дается полное описание и требуемые функциональные, технические, качественные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг. Иногда невооруженным взглядом бывает видно, что техническая спецификация “заточена” под определенных поставщиков, что противоречит нормам законодательства РК. Теперь с введением института предварительного обсуждения конкурсной документации для потенциальных поставщиков появилась возможность заявить об этом и потребовать у организатора закупок устранения подобных нарушений. Это является наглядным доказательством радикального вмешательства государства в вопросы противодействия коррупции.
Следует отметить и указать еще несколько положений нового Закона, которые отсутствовали в старой его редакции и являются важным шагом в совершенствовании системы процедуры национальных государственных
закупок.
Во-первых, это то, что уполномоченный орган, кроме ведения Реестров заказчиков, договоров и недобросовестных участников госзакупок, осуществляет ведение еще одного реестра - реестра квалифицированных потенциальных поставщиков, который представляет собой перечень потенциальных поставщиков, соответствующих квалификационным требованиям (пп. 4. п. 1. ст. 12 Закона), а во-вторых, как следствие этого,  введен новый способ конкурса – конкурс с предварительным квалификационным отбором, в котором участвуют потенциальные поставщики, включенные в вышеуказанный Реестр квалифицированных потенциальных поставщиков (пункт 5 ст. 20
Закона).
Как видим, государством активно принимаются комплексные меры по совершенствованию законодательства о госзакупках, в том числе условий, препятствующих коррупционным
проявлениям.
Управление
государственных закупок
Кызылординской области
Кызылординские вести / Третья полоса 02 август 2017 г. 669 0