Кирилл ДЕНИСОВ С утра в понедельник многие водители были вынуждены объезжать улицу Султана Бейбарыса. Строительные работы там начались от Назарбаев Интеллектуальной школы до пересечения улицы Султана Бейбарыса с проспектом Жибек жолы.
Это одна из главных улиц города, на ней расположены лицей, школы, перинатальный центр, областной акимат, Дом творчества, новые много-этажки, строится областной архив. Кызылординцы, проживающие в центре города, через проспект Независимости и улицу Султана Бейбарыса добираются на работу в южную промышленную зону, поселок Тасбогет. Еще большой поток автотранспорта бывает на этой улице из-за того, что она через мост на Сырдарье связана с автомагистралью «Западная Европа – Западный Китай». Водители груженых фур предпочитают объезжать город, а вот жители области или путешественники на легковых автомобилях заезжают в Кызылорду по этой улице.
Ясно, что для такого большого потока автотранспорта необходима дорога шире, поэтому специалисты ТОО «Управление автомобильных дорог» ведут работы по расширению проезжей части улицы Султана Бейбарыса. Конечно, многим читателям интересно, почему это не было сделано летом, когда стоял сезон отпусков, а дети отдыхали на каникулах. Дело в том, что тендер прошел недавно, и компания, выигравшая его, принялась за работу немедленно, к тому же сроки ее выполнения довольно короткие.
Работы сейчас ведутся на участке от Назарбаев Интеллектуальной школы до пересечения улицы Султана Бейбарыса с проспектом Жибек жолы. Длина участка – семьсот метров. Раньше ширина каждой полосы дороги была семь метров плюс полтора метра обочины. Когда завершатся работы, ширина составит четырнадцать метров, обочина – три с половиной. Остановочные павильоны будут сдвинуты ближе к тротуару, что, несомненно, хорошо для кызылординцев. Есть места, где под дорогой лежат трубы поливных каналов. Их специалисты компании тоже сдвинут согласно проекту. По словам начальника участка Сакена
Бекталова, несмотря на то, что в некоторых местах приходится перемещать столбы линий электропередач, в близлежащих многоэтажках и других объектах электричество не отключается, другие коммуникации тоже работают исправно.
Строительством новой дороги занимаются пятьдесят кызылординцев. Их ежемесячная заработная плата начинается от восьмидесяти тысяч тенге. Техники на участке достаточно. Три больших гусеничных экскаватора, три экскаватора-погрузчика, два грунтовых катка, два асфальтоукладчика, шесть вальцовых катков, два крана, строительные материалы подво-зят двадцать самосвалов. За качеством всех работ следят специалисты геодезической лаборатории компании. Они берут пробы грунта, проверяют состояние бетонных конструкций, состав строительных смесей и только после этого дают разрешение на строительные работы.
Перед расширением проезжей части дороги три экскаватора копают траншею шириной два с половиной метра и глубиной около двух метров. В нее засыпается песчаная подушка, сверху которой ложится гравийно-песчаная смесь (25 см), затем щебеночно-песчаная (30 см) и черный щебень (17 см). И только потом ляжет десятисантиметровая крупнозернистая асфальтобетонная смесь, на которой будет еще один слой, но мелкозернистой смеси толщиною в пять сантиметров.
– Я работаю водителем экскаватора в ТОО около двадцати лет, – говорит Сергей Букин. – Приятно наблюдать, как из года в год качество дорог в области становится лучше, и еще приятнее, когда ты знаешь, что внес в их строительство свой вклад.
У компании есть свой асфальтобетонный завод и бетоносмесительная установка, которая понадобится, когда специалисты ТОО будут заливать монолитные конструкции из бетона по бокам поливных каналов. Другие железобетонные конструкции закупаются в кызылординском АО «Құрылыс», а бордюры, которые обезопасят водителей и пешеходов от аварийных ситуаций, поставляет шымкентский производитель. Благодаря тому, что в «УАД» используют оте-чественные строительные материалы, работой обеспечены десятки человек, их производящие.
По завершении расширения проезжей части работники ТОО поставят на новые места демонтированные восемьдесят два фонаря уличного освещения, остановочные павильоны, сделают подъезды к организациям, расположенным вдоль улицы. Но до этого уадовцы расширят дорогу до моста через Сырдарью. Общая протяженность ее составит 1708 метров. Уже через месяц грузовой и легковой автотранспорт будет заезжать в Кызылорду по четырехполосной дороге, с которой можно будет посмотреть на открывающийся красивый вид. Первые же впечатления о городе будут положительными, а о редких пробках на дороге можно будет забыть.