И ВЫСТАВИЛИ МАМУ ЗА ДВЕРЬ...
Ботагоз АЖАРБАЕВА
Казахский народ всегда чтил добрые традиции и обычаи своих предков. Современное общество вносит свои коррективы в, казалось бы, незыблемые ценности. И не всегда изменения хорошие. Сегодня все чаще, к сожалению, дети стали отказываться от своих родителей…
Поводом к написанию этого материала послужило недавнее сообщение на новостных порталах о том, что в Кызылорде пятеро детей бросили на произвол судьбы престарелую мать. Честно признаться, мне поначалу было трудно поверить в это. Как смогли сыновья и дочери отказаться от родной матери? Заинтересовавшись судьбой брошенной женщины, я направилась в кризисный центр «Қамқорлық», где она проходила реабилитацию. При встрече моя собеседница рассказала о своей тяжелой участи.
… Толеш Куйрикбаева уроженка Сырдарьинского района. Выросшая в детском доме, она никогда не знала, что такое материнское тепло или отеческая любовь. В 16 лет после долгих поисков девушке удалось найти своих дальних родственников. Так сложилась судьба, что уже через год они выдали ее замуж. Для Толеш тогда это был единственный выход, она надеялась на лучшее, мечтала о крепкой семье. Чуть позднее выяснилось, что муж сильно увлекался спиртным, но женщина терпела, думала, супруг одумается, ведь в семье уже было двое малышей. После переезда в Кызылорду на свет появились еще трое детишек. Толеш работала вахтером в школе недалеко от своего дома в микрорайоне «Акмешит». Муж в пьяном угаре постоянно издевался над ней, бил. Вскоре семья осталась без крыши над головой. Как оказалось, квартира давно была под залогом в банке. Кредит обманным путем оформила золовка. С помощью знакомых удалось купить участок земли и построить дом в залинейной части города.
Две дочери вышли замуж. У старшей – пятеро детей, у второй — восемь. Обзавелись семьями и двое из троих сыновей. Младший с супругой и детьми по традиции живет в родительском доме. Остальные — в Алматы.
Толеш апа призналась, что все эти годы терпит от мужа издевательства, он часто бил и детей.
— Никогда не обращалась в полицию, было стыдно, не хотелось выносить сор из избы, ведь так не принято в казахских семьях, — говорит со слезами на глазах пожилая женщина.
Она показала свою опухшую ногу, следы от ожогов на теле – все это наделал супруг. Женщина уже и не помнит, когда получила травмы. Увидев такое, думаю, вздрогнуло бы сердце даже у самого черствого человека. В разговоре Толеш апа не скрывала слез.
— Мне очень стыдно обо всем этом говорить. Стыдно, что я нахожусь здесь, в кризисном центре, но я очень устала. Устала от насилия, от безысходности, которая длится вот уже 45 лет, — плача навзрыд сказала она.
Успокоившись, Толеш апа продолжила.
— Никакой радости в жизни я не видела. Жила ради детей, всегда помогала им. Казалось, вырастила их нормальными людьми, но, увы …
Как и любая мать, моя героиня надеялась на своих отпрысков, которые, как и заложено традициями наших предков, да и вообще природой человеческой, должны были в старости позаботиться о ней, родной матери. Но дети ввергли ее в кредитную кабалу. Дважды мать выплачивала кредит за старшую дочь, затем — за ремонт крыши дома. Сейчас часть ее мизерной пенсии уходит на выплату кредита, взятого на покупку телевизора.
После очередного скандала женщина побоялась ночевать дома. Пошла к соседке. А потом приютить родную мать отказались и дети. Через медработников в местной поликлинике, где обследовалась наша героиня, она узнала о кризисном центре «Қамқорлық». Здесь Т.Куйрикбаева уже второй месяц.
— За полтора месяца к нам попали четыре пенсионерки, которых бросили близкие, — говорит руководитель центра Жандос Тусмагамбетов, — у них тут есть все необходимое, они под постоянным медицинским контролем. Проживают наши постояльцы временно — от двух до шести месяцев. За этот период мы стараемся помочь каждому. На сегодня уже две женщины благодаря нашей помощи воссоединились с родными.
Сейчас в центре занимаются делами еще одной брошенной женщины — Тамары Подскребаевой. От родной матери, труженицы тыла, отказалась родная дочь. Беспомощную и мешавшую в доме старушку просто выставили на улицу. Отчаявшаяся баба Тамара, которая сейчас лечится в областном медицинском центре, мечтает провести остаток своей жизни в Доме престарелых. Специалисты центра «Қамқорлық» прорабатывают этот вопрос с соответствующими госорганами.
Что касается Т.Куйрикбаевой, то женщина ни в какую не хочет жить в Доме престарелых. Да и в семью не намерена возвращаться — обида на родных залегла глубоко в душу.
— Сейчас на первом месте для нас ее здоровье, — продолжил руководитель центра, — у Толеш апа много «болячек». Врачи городской поликлиники №1, с которыми мы тесно сотрудничаем и которые всегда готовы прийти на помощь нашим постояльцам, готовят ее на операцию по удалению камней в печени. Только после выздоровления нашей подопечной мы продолжим работать с ее родными.
Как выяснилось, они наведывались в центр. Пришла как-то одна из родственниц мужа и потребовала, чтобы Толеш апа возвратилась домой, мол, стыдно, на всю страну позорит их род. Был и младший сын, который заметил, что никто ее из дома не выгонял. Сама, мол, ушла и заварила всю эту кашу.
Автору этих строк очень хотелось поговорить с родными Толеш апа, особенно с ее детьми. Но так и не удалось. Как отметил Ж.Тусмагамбетов, дети пока ни в какую не идут на контакт. Они все еще в обиде на мать.
… Этот случай тронул меня до глубины души. Ситуация, когда на улице осталась многодетная мать – это нонсенс. Выходит, общество начинает привыкать к тому, что не только родители бросают своих отпрысков, но и дети отказываются от матерей и отцов. И это показатель духовной деградации определенной части современного поколения, забывающего о святой обязанности перед родителями – оказывать им почет и уважение, лелеять и заботиться о них в старости.
Женщина-мать всегда занимала особое место в казахских семьях. Человеку, посягнувшему на авторитет матери, говорили «Ананың ақ сүтін сыйла» — «Уважай молоко матери». Никогда у казахов не было ни домов престарелых, ни детских домов, а были и должны оставаться добрые традиции, когда глубокий старец или ребенок был защищен.