• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НА ПЕРЕПРАВЕ ЧЕРЕЗ ЭПОХУ

Об Узакбае Караманове написано много, и это закономерно, поскольку о человеке, который был последним руководителем правительства республики в союзные времена и первым премьером независимого Казахстана, действительно есть что рассказать.
Но ведь Узакбай Караманович и сам писал о своей работе в этом качестве, и сегодня мы публикуем его воспоминания о том переломном для истории периоде.

ТРУДНАЯ ДОРОГА К РЫНКУ
...Выглядело это довольно обыденно: я был вызван к Н. А. Назарбаеву, и тот без долгих предисловий предложил возглавить правительство. Для меня такой поворот событий стал не¬ожиданностью, ибо гипертрофированным самомнением я не страдал, на¬оборот, трезво оценивал свои возможности. «Считаете, справлюсь?» — спросил я у «первого». «Справитесь, — уверил Нурсултан Абишевич. — А будет трудно — поможем». От таких предложений не отказываются, и, поразмыслив немного, я сказал, что согласен. Согласившись возглавить Совет Министров Казахстана, я, конечно, знал о характере предстоящей работы. Однако ее объемы превзошли все ожидания. В сферу непосредственной компетенции главы правительства входили буквально все вопросы экономической и хозяйственной жизни республики, несчетное количество неотложных проблем ее социального и культурного развития. Само собой разумеется, что стратегический курс и приоритеты в решении этих вопросов определялись «наверху», а вот тактический маневр, заключавшийся в умении организовать дело, изыскать резервы, перегруппировать силы и перебросить их на главные участки работы, был прерогативой руководства Совмина. С тех пор прошло уже много лет, но я по-прежнему испытываю чувство глубокой и искренней благодарности Н. А. Назарбаеву, разглядевшему во мне личностные качества, необходимые премьер-министру, поверившему в мой потенциал и давшему шанс реализовать его на столь ответственном посту. В те годы Казахстан, как и другие советские республики, переживал, пожалуй, самый сложный период своей истории. С одной стороны, велась работа по достижению большей экономической самостоятельности, а с другой, ослабление зависимости от союзного Центра сопровождалось перекрытием многих жизненно важных экономических каналов и, значит, приближением краха межотраслевой и межреспубликанской кооперации. Делавшиеся партийными реформаторами попытки усовершенствовать хозяйственный механизм за счет модернизации командно-распределительной системы и расширения прав товаропроизводителей успеха не имели. Наступивший спад общественного производства усугублялся распадом хозяйственных связей между предприятиями, ослаблением денежно-кредитной системы, утратой доверия к рублю, а также товарным дефицитом, который отчасти возмещался за счет примитивного бартера. Этот период горбачевских экспериментов был болезненным для основной массы населения, он подвергал жителей республики серьезным испытаниям, требовал от них выдержки и терпения. Летом 1989 года экономический совет Казахской ССР (была в то время и такая структура) приступил к разработке Концепции самоуправления и самофинансирования республики. К подготовке документа также широко привлекались министерства и ведомства, облисполкомы, ведущие научно-исследовательские институты экономического профиля. Проект Концепции правительство опубликовало в газетах для обсуждения общественностью, а затем уточненный и дополненный документ был утвержден на сессии Верховного Совета республики. Содержавшиеся в Концепции подходы и идеи, спроецированные на противозатратный механизм хозяйствования и максимальное использование всех резервов, легли в основу разработанного нами Государственного плана экономического и социального развития Казахстана на 1990 год. В этой связи замечу, что на путь рыночного развития можно было переходить по-разному: либо быстро, одним махом, либо поэтапно, имея резерв времени для адаптации. Первый путь, известный как шоковая терапия, предполагал моментальный отпуск цен, осуществление жесткой денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, установление плавающего курса рубля, либерализацию внешнеэкономической деятельности и форсированную приватизацию гос¬имущества. Второй путь включал в себя примерно те же меры, но их реализация растягивалась на несколько лет и сопровождалась предоставлением населению определенного «ассортимента» социальных гарантий. Однако политическое руководство и правительство Казахстана понимали, что переход от административной экономики к рыночной в таких масштабах и в такие сжатые, по меркам истории, сроки не имеет аналогов в мировой практике. Какую страну ни возьмите, везде рынок складывался постепенно и фрагментарно, одни его элементы последовательно, в силу объективно возникающей необходимости заменялись другими, гораздо более прогрессивными. Поэтому заманчивой нам представлялась идея идти к рынку через экономику транзитного типа, дававшую возможность создать продуманный механизм защиты населения от массированного социального прессинга. Так что предпочтение было отдано второму, приближенному к эволюции, варианту рыночных преобразований. Несмотря на чрезвычайную сложность моделирования новой экономической системы, правительство республики разработало Концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике, в которой было предусмотрено комплексное осуществление мер по всем главным направлениям с выделением приоритетных задач на каждом этапе реформы. После опубликования этого документа в печати в адрес Совета Министров поступило от трудящихся много предложений и замечаний. Времени на раскачку у нас не оставалось, и к октябрю 1990 года рабочей группой по подготовке Республиканской программы перехода к рыночной экономике, образованной по указанию Президента Казахской ССР Н. А. Назарбаева, был подготовлен соответствующий проект, который мы вынесли на рассмотрение IV сессии Верховного Совета республики. Нами был сделан первый шаг по радикальному реформированию системы управления экономикой. В 1990 году, еще до обретения Казахстаном государственной независимости, правительство инициировало принятие законов о собственности, о свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства, о потребкооперации, об основных принципах внешнеэкономической деятельности, о крестьянском хозяйстве. Через год к ним прибавились законы о предприятиях, о разгосударствлении и приватизации, о развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о хозяйственных товариществах, о банках и банковской деятельности, о земельной реформе. Таким образом, еще до распада Союза в республике имелись основные законы, создававшие базу для формирования много¬укладной экономики и рыночных отношений. Борясь с экономическим кризисом и прокладывая дорогу к рынку, правительство решительно отказалось от удобного принципа «Цель оправдывает средства». В центре нашего внимания всегда была забота о нуждах человека, и потому мы были очень разборчивы в выборе средств, необходимых для реализации поставленных задач. И этот гуманный посыл постарались донести до тех, кто пришел нам на смену и продолжил начатые нами рыночные преобразования.

АРАЛ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

...С первой половины 60-х годов Арал начал высыхать, чему и в самом деле способствовал пресловутый человеческий фактор. Для осво嬬ния миллионов гектаров земель в пустынной и полупустынной зоне Средней Азии и Казахстана директивными органами СССР было решено значительно расширить площади сельскохозяйственных угодий в бассейнах Амударьи и Сырдарьи, которые питают Арал. В этих целях там надо было построить многочисленные ирригационные сооружения — водохранилища, гидроузлы, насосные станции, акведуки, магистральные водоводы и вспомогательные каналы. На подготовленных к обработке землях предполагалось создать десятки новых поселений, рисоводческих и хлопководческих хозяйств, социальную инфраструктуру и разветвленную сеть коммуникаций. Уже в то время некоторые ученые предупреждали, что масштабное вмешательство в экосистему региона губительно скажется на состоянии окружающей среды. Но к ним не прислушались. Авторы проекта с цифрами в руках доказывали, что его реализация сулит стране фантастические выгоды. Но когда пропагандистская шумиха улеглась, вскрылись удручающие последствия этих колоссальных усилий. За двадцать лет уровень Аральского моря упал более чем на 16 метров, площадь акватории сократилась на 45 процентов. Созданная к 1989 году союзным Минводхозом огромная сеть ирригационных каналов забирала из рек львиную долю воды, и «лимит» Арала оказался урезанным до восьмой части от его ежегодных потребностей. К 90-м годам море во многих местах отступило от своих старых берегов на 150 километров. Подсчитано, что если бы масштабные работы продвигались прежними темпами и дальше, то уже в начале XXI века Арал полностью исчез бы с лица Земли. Более двадцати лет общественность Казахстана с растущей тревогой наблюдала за агонией Аральского моря, которое наподобие шагреневой кожи все сокращалось и сокращалось в размерах. В различные инстанции Алма-Аты и Москвы поступали сотни писем: в них содержалась просьба, скорее похожая на мольбу, — сохранить этот уникальный водоем для нынешнего поколения и потомков. Достучаться до властей предер¬жащих удалось только в середине 70-х годов — именно тогда Кремль поручил соответствующим министерствам и ведомствам СССР совместно с руководством Казахстана и других пострадавших республик изучить проблему и предложить пути ее решения. В результате был разработан проект, предлагавший перебросить в бассейн Аральского моря часть стока крупных сибирских рек. В июне 1990 года по инициативе казахстанского лидера Н. А. Назарба嬬ва главы заинтересованных республик обратились с заявлением к руководству Советского Союза. Но М. С. Горбачеву, равно как и его окружению, было уже не до Арала: он ввязался в схватку за власть с тогдашним спикером Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным. Вспоминается, что в конце 80-х — начале 90-х годов вы¬двигалось немало и других планов спасения Аральского моря. Но почти все они не отвечали имевшимся тогда технологиям и по существу граничили с фантастикой. Скажем, энтузиасты предлагали производить водозабор из альтернативных степных источников и, построив каскад гидротехнических сооружений, орошать поливные земли с помощью водоподъемных установок на ветряной или электрической тяге. Или направить в Арал воду по системе каналов из высокогорных озер Памира и Тянь-Шаня. Или протянуть к Аралу водовод от Каспийского моря. Правда, последнее предложение технически было осуществимо, но его реализации мешало то обстоятельство, что Каспий находился «во владении» не одного, а двух государств, а после развала Союза хозяев у водоема стало целых пять — Казахстан, Россия, Азербайджан, Иран и Туркмения. Понятно, что спасать одно море за счет другого соседи бы нам не позволили. В общем, свои надежды мы возлагали в основном на собственные возможности, на согласование усилий с другими республиками Средней Азии да еще, пожалуй, на помощь специализированных международных организаций. Поэтому Совмин Казахстана, не дожидаясь чьего-либо одобрения, наметил самостоятельные меры ускоренного решения первоочередных социально-экономических проблем в Приаралье. По его заданию научные учреждения республики приступили к составлению плана комплексных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в бассейне Арала, который стал составной частью республиканской комплексной программы «Экология». Кроме того, была разработана «Схема комплексного использования и охраны водных и земельных ресурсов бассейна Араль¬ского моря». В 1989 году было утверждено технико-экономическое обоснование строительства комплекса гидротехнических сооружений для восстановления уровня залива Сарышаганак сметной стоимостью около 80 миллионов рублей. Причем, в соответствии с ТЭО, создание в заливе изолированного водоема отнюдь не исключало возможности строительства плотины и на Малом Арале. В числе приоритетных, самых неотложных мер могу назвать усилия правительства, направленные на рациональное использование имеющейся воды и внедрение водосберегающих систем земледелия. В этих целях в бассейне реки Сырдарьи была проведена комплексная реконструкция оросительных систем, введены в действие коллекторно-дренажные сети. Развернулась работа по восстановлению плодородия почв, внедрению научно обоснованных норм орошения и сокращению посевов монокультур — риса и хлопчатника. В результате расход воды в расчете на один гектар посевных земель по Кзыл-Ординской области снизился на 16 процентов. О том, что состояние окружающей среды Приаралья вызывает глубокую озабоченность ученых и специалистов не только в нашей стране, но и за рубежом, говорит и тот факт, что в мае 1990 года на кзыл-ординской земле состоялось заседание международного «круглого стола» по теме «Как спасти Арал». В нем приняли участие работники специализированных учреждений Организации Объединенных Наций — ЮНЕП, ЮНЕСКО, ВОЗ, известные иностранные и совет¬ские ученые, представители государственных и неправительственных организаций, лидеры общественных структур. Было высказано немало суждений, сделан ряд конкретных предложений, направленных на решение рассмотренной проблемы. Конечно, ожидать немедленного практического эффекта от этого мероприятия не приходилось, но мы радовались уже тому, что необходимость помощи Аральскому морю начинает осознаваться людьми, проживавшими за многие тысячи километров от места природной катастрофы. Большой резонанс в нашей стране и далеко за ее пределами вызвал телевизионный марафон «Помогите Аралу!», проведенный по инициативе правительства в апреле 1990 года. Перед ним ставилась вполне определенная цель привлечь внимание широкой общественности к экологическому кризису в бассейне моря. Кроме того, посредством общения в прямом эфире мы хотели узнать, как отреагируют люди на наше предложение о создании Международного фонда спасения Аральского моря. И эта идея, надо сказать, нашла горячий отклик не только у «рядовых» телезрителей, но и у видных представителей делового мира. Ибо судьба погибающего моря в равной степени волновала каждого неравнодушного человека, патриота своей земли. Именно это обстоятельство подвигло нас провести 14 июня 1990 года в Кзыл-Орде выездное расширенное заседание президиума Академии наук Казахской ССР. В его работе приняли участие видные ученые из Академии наук СССР, среднеазиатских республик, руководители ряда союзных министерств и ведомств, некоторые народные депутаты СССР и Казахской ССР, партийные и советские работники, хозяйственные руководители, представители общественности. Особую значимость заседанию придало участие в его работе и выступление перед собравшимися Президента Казахской ССР, первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н.А.Назарбаева.
...Приезжая в Приаралье, я всякий раз замечаю подвижки к лучшему, которые происходят на этой многострадальной, политой кровью и потом земле, и радуюсь, что у республики теперь много больше возможностей, нежели раньше, чтобы уделять этому региону повышенное внимание — вкладывать деньги, помогать техникой, внедрять новые технологии. Он того заслужил.
Кызылординские вести / Третья полоса 28 сентябрь 2017 г. 646 0