РАЗВЯЗКИ И НЕУВЯЗКИ
Наталья ЧЕРНЕЙ
Актуальный разговор состоялся на дискуссионной площадке областного департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК. За «круглым столом» обсуждали проблемы общественного автотранспорта.
В его работе приняли участие представители транспортной инспекции, общества защиты прав потребителей, административной полиции, горжилкомхоза и пассажирского автопарка.
Открывая заседание, руководитель отдела защиты прав потребителей Еркасым Сулейменов отметил, что пассажирский автотранспорт является одним из основных элементов социальной инфраструктуры города, обеспечивающим потребность жителей в городских, пригородных и междугородных перевозках.
В Кызылорде на двадцати пяти городских и шести пригородных маршрутах в две смены работают 870 автомобилей – это 182 больших автобуса, триста средних и 388 микроавтобусов. С 2013 года официальным перевозчиком объявлено выигравшее конкурс ТОО «Автобусный парк «Кызылорда». Основная часть кызылординцев пользуется услугами общественного транспорта. В связи с этим одной из важных проблем является качественное и безопасное обслуживание пассажиров. Именно это больше всего вызывает нарекания и жалобы пассажиров.
Сотрудники департамента провели опрос среди горожан на предмет того, нарушаются ли права потребителей в сфере перевозок пассажиров на общественном транспорте. В числе основных нарушений кызылординцы называли отсутствие проездных билетов, несоблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов в автобусах и микроавтобусах, несоблюдение интервалов движения. По мнению горожан, если бы соответствующие органы вели должный контроль, то и нарушений было бы меньше.
В дискуссию вступил директор общественного объединения «Областное общество защиты прав потребителей» Серик Тенизбаев. Он, в частности, сказал, что общественный автотранспорт Кызылорды – неиссякаемая тема для обсуждений и споров. У перевозчиков и органов власти накопились взаимные претензии друг к другу. Но прежде всего от отсутствия ясного и понятного диалога участников рынка страдают пассажиры. Перевозчики, как правило, используют старый транспорт, который разваливается на глазах. В автобусах пассажиры вынуждены терпеть запах бензина, газа, грязь и холод.
– В сентябре в рамках социального проекта «Защита прав потребителей» по заказу областного управления внутренней политики сотрудники общества провели мониторинг качества работы общественного транспорта, – говорит Серик Тенизбаев. – Оценивалось соблюдение перечня предоставляемых услуг, норм и правил санитарного состояния, прав и обязанностей кассиров и водителей. Для получения более объективных результатов мониторинг проводился в часы пик и во время наибольшего скопления пассажиров. По методу «Тайный покупатель» было проверено 62 автобуса и микроавтобуса. Также сотрудниками общества проведен опрос пассажиров автобусов. В анкетах порядка 20 вопросов, относящихся к удобству пользования транспортом, времени ожидания автобуса, необходимости внедрения новых маршрутов и информационного обеспечения на остановках города.
По всем выявленным нарушениям были составлены протоколы и переданы для принятия мер в уполномоченные органы, которые никак не отреагировали на предоставленные факты. По его мнению, работа общественного транспорта нуждается в специальной программе перевозок.
– Водители автобусов должны соблюдать интервал движения, а для информирования о маршрутах на остановках должны работать табло, – посоветовал он. – Кроме этого, актуален вопрос культуры вождения и поведения водителей общественного транспорта, необходимо специально обучать молодые кадры.
По этому поводу главный специалист городского отдела коммунального хозяйства, автомобильных дорог и пассажирского транспорта Алтынбек Сатжанов ответил, что они принимают меры по устранению недостатков. С 22 по 26 сентября в Кызылорде проходил рейд на маршрутках, в результате снято с маршрутов 77 автобусов и «ГАЗелей» за несоответствие требованиям. На сегодня семь из них исправили нарушения и вышли в рейс, остальные отстранены. В ближайшие месяц-два на остановках Кызылорды появятся информационные табло с маршрутами автобусов, которые помогут гостям и местным жителям без особых трудностей добраться до нужного места. Их изготовлением занимается рекламное агентство «Кызылорда-Стандарт».
В ходе встречи стало ясно, что общественники пришли с конкретными вопросами, на которые хотели бы получить и конкретные ответы. Например, Эрик Тенизбаев затронул качество работы маршрутных автобусов в час пик, когда многие не справляются с потоком людей, а также практически невозможно передвижение на общественном транспорте после восьми часов вечера. Была затронута тема повышения цены за проезд.
Цена за проезд повысилась, а проблемы остались – безбилетный проезд, несоблюдение интервала движения, отсутствие информационных досок на остановках, безопасность и т.д. Перевозчики жаловались, что предыдущий тариф на перевозку по областному центру в 70 тенге не окупал их расходы. Местная власть пошла им навстречу, подняли стоимость проезда до 90 тенге. И что? Как ездили пассажиры в грязных и переполненных автобусах, зачастую рискуя своими жизнями, так и продолжают ездить.
Кызылординец Махмуд Байходжаев поинтересовался, почему на билетах указана стоимость проезда 70 тенге, а пассажир платит за проезд 90 тенге?
– Это же обман потребителей, – сетовал он. – Это то же самое, когда в магазине на ценнике указана одна цена, а в кассе пробивают другую. Но согласно новым поправкам в Закон РК «О защите прав потребителей» теперь покупатель имеет право платить ту цену, которая указана на ценнике. Так и в автобусах нужно, раз дали билет по 70 тенге, и платить столько же.
По словам заместителя директора ТОО «Автобусный парк «Кызылорда» Каната Рахметова, пассажирскими перевозками они занимаются с декабря 2013 года. В автопарке работает более 450 человек. Заработная плата транспортников не выше средней по региону. В парке – 112 новых автобусов, которые курсируют по самым многолюдным маршрутам, но этого не достаточно для загрузки всех маршрутов, поскольку появляются новые микрорайоны, поэтому ТОО заключило договоры с частными перевозчиками, которыми на сегодня охвачено 75% маршрутов.
– Главной причиной повышения тарифа на проезд является подорожание бензина, газа и дизельного топлива, – говорит Канат Рахметов. – Так, 40% автобусов и микроавтобусов используют бензин, 30% – газ и оставшиеся 30% – дизельное топливо. Городской автобусный парк совместно с отделом экономики и бюджетного планирования провели проверку отчетности, выявили средний тариф для взрослых – 90 тенге, для учеников – 40 тенге.
О перегруженных автобусах, нарушениях маршрутного интервала, отсутствии проездных билетов в ТОО в курсе. К ним тоже поступают жалобы от пассажиров, и по каж-дой они принимают соответствующие меры. Что касается несоответствия информации на проездных билетах, по этому поводу было дано пояснение, что билеты по 70 тенге были заказаны в Алматы в прошлом году, новый вариант билетов заказали, но по техническим причинам они пока не поступили, поэтому были вынуждены использовать старые образцы.
Руководитель административного отдела ДВД области Алтынбек Кулмаганбетов привел статистику. С начала года в Кызыл-орде выявлено 1519 нарушений правил дорожного движения водителями общественного автотранспорта. В ходе рейда выявлены 16 фактов незаконного переоборудования транспортных средств, 64 водителя автобусов не прошли техосмотр.
Заседание «круглого стола» показало, насколько далека от совершенства система перевозки пассажиров общественным транспортом Кызылорды. Все прозвучавшие проблемы и предложения будут направлены городским властям и в областной общественный совет.