Мира ЖАКИБАЕВА Мой собеседник – известный в Казахстане ученый-селекционер, доктор сельскохозяйственных наук, заведующий отделом селекции Казахского НИИ рисоводства имени Ибрая Жахаева Александр Подольских.
Институт риса, где трудится ученый, переживал разные времена. Это расцвет во времена Советского Союза и упадок в начале 1990-х годов. Тогда не было условий для научной работы, заработной платы, из двухсот сотрудников института осталась только треть. В то тяжелое время Александр Подольских не бросил научную работу.
Он показывает сорта риса, полученные большой командой ученых. Вот метелки «Арал-5», «Акмаржана», «Кубани», «Арал-6», «Арал-7», «КазНИИР-4», «КазНИИР-6», «Ай-Сауле» и других. Самая жиденькая метелка у «Акмаржана», хотя, как считает ученый, сорт этот вопреки утверждениям не изжил себя. Если вести по нему селекционную работу, то вполне можно получать высокие урожаи. Александр рассказывает, что у российского «Новатора» метелка крупнее «акмаржановской», но «Арал-5» по количеству зерен в метелке превосходит «Новатор» и, как утверждает ученый, при соблюдении агротехнологии способен дать 100-120 центнеров с гектара.
У него немало учеников. Его труды – это 150 научных работ и четыре патента на новые методы селекции риса.
Александр родился и вырос в Казалинске. Казалинский район считался аграрным, и многие его ровесники в то время шли в сельхозинституты. И Александр тоже по-ехал учиться на агронома в Оренбург. После окончания Оренбургского сельхозинститута продолжил учебу в аспирантуре Всесоюзного научно-исследовательского института риса в Краснодаре, где его наставниками были видные ученые-селекционеры и генетики по рису Дзюба, Сметанин, Зеленский и другие. В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Сравнительная оценка исходных сортов и образцов риса с ЦМС в процессе создания стерильных аналогов». С 1995 года возглавляет отдел селекции института.
– Каждый сорт – механизм, и он должен рабо-тать, – говорит Александр Подольских. – Мы создаем его модель, дальше необходимо ввести его в промышленное семеноводство. Недавно мы получили еще один сорт «Сыр сұлуы». Он очень подходит к нашему климату.
Первые результаты, по словам Александра, получили в 1993 году. Сорта созданы в рамках специальной международной программы «Суперрис», обладают более высоким генетическим потенциалом, чем пре-дыдущее поколение, и соответственно более высокой урожайностью.
Для повышения эффективности селекции ученый разработал оригинальный метод создания исходного материала, где были использованы современные методы генетики и селекции, позволяющие в десятки раз увеличить объемы скрещиваний, повысить результативность селекционного процесса, и самое главное – избавиться от нудной и очень трудной работы искусственной, принудительной гибридизации, используемой при создании новых сортов риса. С помощью нового метода в последнее время за сравнительно короткие сроки (5-7 поколений) им в соавторстве с коллегами созданы и создаются перспективные сорта риса – «Арал-202», «Ару», «Арал-69», «Арал-318», «Арал-4», «Арал-6». Сорта «Ару» и «Арал-202» в 2008 году были районированы.
Результат этого многолетнего труда – первая в СНГ монография по гибридному рису «Цитоплазматическая мужская стерильность у риса». В 2003 году он защитил докторскую диссертацию, признанную одной из лучших диссертаций, защищенных на ученом совете КазНИИ земледелия. Под руководством А. Подольских успешно продолжается начатая Г.А.Верещагиным работа по созданию в Казахстане национальной коллекции растительных ресурсов риса, адаптированных к природно-климатическим условиям рисосеяния республики, включающей более 1400 образцов из 50 стран мира. К настоящему времени в селекции риса используется более 100 сор-
тов из 28 рисосеющих стран Европы и Азии.
– Необходимо восстанавливать системную цепочку – от науки до производства, – считает мой собеседник. – Наши ученые создают новые сорта сельхозкультур и работают на благо области. Так что впереди еще много новых перспективных сортов и научных работ.