«ОШИБКА НЕ ВАША, НО ДЕНЬГИ НАДО ВЕРНУТЬ!»
Мира ЖАКИБАЕВА
Четыремстам хозяйствам области отправлены повестки в суд в качестве ответчиков. Областное управление сельского хозяйства обратилось в городской суд с требованием, чтобы крестьяне вернули более 220 миллионов тенге, полученных ими в качестве субсидий с 2014 по 2017 годы.
– С нас требуют вернуть 30 миллионов тенге, полученные в течение трех лет, то есть по 10 миллионов тенге в год, – говорит директор ТОО «Ақ барыс» Ерболат Рсалин. – Эти деньги были предназначены для покупки кормов. Ежемесячно мы сдавали отчеты по этим деньгам, которые принимала комиссия из городского отдела сельского хозяйства и городского акимата. Ни о каких нарушениях с нашей стороны за все три года члены комиссии не говорили. Деньги использовались по назначению. Все документы в порядке. А теперь получается, что мы должны их вернуть, потому что специалисты неправильно нам рассчитали размер субсидии и теперь говорят, что переплатили.
В ТОО «Ақ барыс» откормочная площадка на 500 голов и убойный цех действуют не первый год. Сейчас у ТОО три мясных магазина, куда оно ежедневно поставляет по две тонны мяса. Мясо продается по 1250 тенге, что на 100-150 тенге ниже, чем на рынках.
Такая же ситуация сложилась у КХ «Жәдігер» и сотен хозяйств области.
– От нашего хозяйства требуют вернуть пять миллионов тенге, которые мы получили на закуп кормов, – рассказывает директор КХ «Жәдігер» Жадигер Оракбаев. – Мы в документах давали верную информацию по количеству скота, затратах на его содержание, комиссия принимала их и о каких-либо нарушениях речи не было. Проходит три года, и как гром среди ясного неба – вызывают в горотдел сельского хозяйства. Объясняют, мол, ошибка не ваша, но деньги надо вернуть. Вот кто неправильно рассчитал, пусть их и возвращает. Мы работали честно.
По словам директора Палаты предпринимателей Кызылординской области Галымбека Жаксылыкова, к ним обратились руководители пригородных крестьянских хозяйств, которые получили повестки в городской суд.
– Субсидии выданы фермерам по положительным решениям комиссий, созданных местными исполнительными органами, – говорит Галымбек Жаксылыков. – Получатели субсидий использовали деньги по целевому назначению. В соответствии с нормами законодательства РК средства не могут быть взысканы с добросовестных обладателей, однако они получили повестки в суд в качестве ответчиков. В этой ситуации мы будем разбираться дальше.
Ранее Палата предпринимателей при поддержке прокуратуры области защитила в судебном порядке интересы семи крестьянских хозяйств на 25 миллионов тенге. Также руководитель крестьянского хозяйства «Байсын» обратился за правовой помощью в Палату предпринимателей, благодаря чему удалось отстоять право на землю.
– Действительно при проверке, которая проводилась в отделе сельского хозяйства Кызылорды, работниками городской прокуратуры были выявлены нарушения при субсидировании, – рассказывает заместитель прокурора города Кызылорды Ельжан Ажибеков. – Мы внесли акт реагирования в управление сельского хозяйства области с указанием всех недочетов. Скоро состоится суд, и там будет вынесено окончательное решение.
За разъяснениями я обратилась в областное управление сельского хозяйства.
– В 2014-2016 годах облуправление выдавало субсидии по одобренным районными и городским отделами сельского хозяйства заявкам, – говорит руководитель областного управления сельского хозяйства Бахыт Жаханов. – То есть мы не проверяли, а только выплачивали деньги. С 2017 года применяются цифровые заявки, которые наши работники проверяют, перепроверяют и только потом выносится решение, выдавать деньги тому или иному хозяйству или нет.
Согласно правилам субсидирования, например, выплаты на поливную воду – 50 процентов от тарифа – предоставлялись всем хозяйствам одинаково по установленному на тот момент тарифу, но там не указывалось, как считать – с учетом НДС или без его учета. На это даже не обращали внимания, поскольку разъяснений или дополнений по этому пункту не было. Или такой пример: субсидии на мясо должны выплачиваться согласно правилам субсидирования в РК только за убой бычков, но не коров. А хозяйства пускали под нож коров и получали за это субсидии. Далее. Во многих хозяйствах есть беспородный скот, который можно пустить только на мясо. А в документах указывается, что выплачиваются субсидии на молоко, а не на мясо. Вот такие разногласия.
– Фактов мошенничества или воровства в действиях сельхозпроизводителей нет, – продолжает Б.Жаханов. – Есть нарушения со стороны тех, кто принимал документы на выплаты, но опять же из-за того, что нечетко расписаны правила субсидирования. Надеемся, что суд примет правильное решение.
Как сложится ситуация дальше, мы расскажем, а пока фермеры живут в ожидании судебного заседания.