• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЦЕННОЕ СЫРЬЕ – ЗА БЕСЦЕНОК

Замира АЛИШЕРОВА
За девять месяцев 2017 года в области получено 793 тысячи тонн шерсти и 45 687 шкур. Находится ли им применение?
Сегодня в животноводстве в нашей области упор делается на производстве мяса и молока, а шкура, кости и шерсть продаются за бесценок или их просто уничтожают. Сжигают даже верблюжью шерсть, потому что животноводы не могут продать по выгодной цене. Директор ТОО «Сыр маржаны» Казалинского района Мнажаддин Утеев говорит, что ему жалко отдать кому-то за копейки шкурку, лучше подарить близким людям. Раньше приезжали в аул скупщики, предлагали за одну каракульскую шкурку
1000 тенге, за килограмм верблюжьей шерсти – 250 тенге, овечьей — 15.
Директор центра ремесленников «Юрта чудес» Карлыгаш Ильясова считает, что у нас пропадает ценнейший материал – верблюжья и овечья шерсть. И даже 100-150 тенге за килограмм – не лучшая цена даже за необработанную, поскольку из одного килограмма шерсти можно изготовить два верблюжьих одеяла. Верблюжья шерсть нейтрализует токсины, вырабатываемые организмом, а тепло, которое дает верблюжья шерсть – сухое. В изделиях из нее человек не потеет. Она не вызывает аллергии, как другие виды шерсти, что особенно важно, если учитывать рост количества больных  аллергией.
– Недавно у меня был заказ из Астаны – просили сшить два одеяла из верблюжьей шерсти, которые хотели увезти в Грецию для человека с больными ногами, – рассказывает Карлыгаш. – Оказывается, в Европе кроме медикаментозного лечения при таких заболеваниях рекомендуют носить носки из верблюжьей шерсти и укрываться верблюжьим одеялом. Из кызылординцев лишь немногие покупают местного производства, лишь немногие заказывают изделия ручной работы, в то время как иностранцы это делают часто.
Шерсть мастерица собирает по аулам. За много лет работы заметила, что с каждым годом шерсти становится все меньше. Раньше во время стрижки шерсти в каждом подворье было столько, что приходилось вывозить машинами, сейчас же такую картину редко увидишь. Раз сырье не перерабатывается, его многие выкидывают или закапывают.
Почему в области нет ни одного предприятия, которое занималось бы переработкой?
– Не то что в Кызылорде, в Казахстане нет ни одного крупного предприятия, которое бы занималось обработкой шкур и шерсти, – говорит руководитель областного управления сельского хозяйства Бахыт Жаханов. – Эту проблему мы ставим на республиканском и региональном уровне не первый год.
В области реализуется программа «Сыбаға», появляется всё больше желающих заниматься животноводством, поэтому недопустимо, чтобы шерсть и шкуры пропадали зря. В мире большой дефицит качественной кожи. Обидно, что казахстанцы носят кожаные куртки, сшитые в Китае из шкур казахстанских коров. Шкуры также попадают в Турцию, которая является крупнейшим импортером кожевенного сырья: на нее приходится 25 процентов мирового импорта сырых шкур. В последнее время появилась мода на ковры из коровьих шкур. Цены на них – 100 тысяч тенге и выше.
В областном управлении сельского хозяйства только «за», чтобы появилось предприятие, занимающее-ся скупкой и изготовлением кожаных изделий.
– Нужно заинтересовать аулчан в сборе и сдаче вторичного сырья, платить им нормальные деньги за шкуры, тогда люди не будут сжигать и выкидывать их, — считает
Б. Жаханов. – Необходимы перерабатывающие предприятия, и крупных в Казахстане должно быть до десяти. Ведь кожа – стратегический продукт, который можно экспортировать, а не выбрасывать!
Кызылординские вести / Третья полоса 18 ноябрь 2017 г. 499 0