Ораз НУГМАНОВ Жалантос Бахадур, Бухарбай, Есет, Актан и другие — немало богатырей вырастила земля Сыра в своей истории. Благодаря преданиям и легендам, историческим фактам и документам имена батыров навсегда вошли в историю нашего края. В их числе Жанкожа Нурмухаммедулы. Ставший еще при жизни живой легендой, он отдал 70 лет своей жизни борьбе с врагами.
Середина XIX века ознаменовалась рядом крупных антифеодальных восстаний, направленных как против расширения колониальных захватов России в районе Сырдарьи и Южного Казахстана, так и против засилья Хивинского ханства.
Увеличение числа различных повинностей и поборов, которые взимались с казахского населения, усугубляло и без того бедственное положение казахов. Вдобавок стремление хивинских феодалов усилить свое политическое влияние порождало сопротивление казахов.
Народ был уставшим и обессиленным, с одной стороны – от врагов, с другой – от межродовой вражды и междоусобиц, а также набегов скотокрадов-барымтачей. И тогда степные смелые батыры, объединив роды и жузы, решили восстать против врага, чтобы сохранить свободу и независимость, облегчить участь своего переутомленного страданиями народа. И одной из ярких личностей стал мужественный батыр Жанкожа.
Жанкожа родился в 1774 году в нынешнем аульном округе Арыкбалык Казалинского района. В семье он был вторым из пятерых детей. Вся его родословная напрямую связана с богатырской династией. В частности, его мать Кызай – младшая сестра известного каракалпакского батыра Нуртая. Братья Жанкожи – Акмырза, Жаукашар, Бек и от мачехи – Шоже. Дед Жанкожи –
Киикбай – был женат на Тажи — младшей сестре известного героя-военачальника Есета тархана из рода младшего жуза тама. Киикбай был известным в Приаралье бием и батыром, одним из верных соратников Абулхаира хана. Отец Жанкожи – Нурмухаммед также был прямым потомком батыра.
Уже в 15 лет имя Жанкожи стало широко известным в народе. Осенью 1789 года двоюродный брат отца Кылышбай хан со своим войском отправился в поход на Восток, чтобы вернуть свои богатства, когда-то награбленные и увезенные врагами. Юный Жанкожа в это время пас табуны лошадей. Услышав о походе, он втайне от всех оседлал скакуна и смешался с большой массой сарбазов. Кылышбай хан узнал о его присутствии, но не стал возвращать Жанкожу домой.
Враг был разгромлен, и когда вой¬ско держало путь домой, младший брат Кылышбая – Куйеубай, пользуясь своим авторитетом, отнял у одного из сарбазов, сироты по имени Есенбек из рода каракесек, верблюда, пленную красавицу, скакуна и другие его трофеи. Апелляции и просьбы Есенбека к хану поддержки не нашли. Раздосадованный он ехал позади всех и плакал. Ехавший верхом в стороне от воинов Жанкожа услышал от Есенбека о произошедшем и мигом поскакал в головную группу, где находился хан. В Жанкоже кипела злость от несправедливости родственника. На скаку он чиркнул секирой (боевым топором) у виска беззаботно ехавшего на лошади Кылышбая батыра. Хан упал с лошади.
Услышав об этой ужасной новости, отец Жанкожи Нурмухаммед обвязал ноги сына волосяным чембуром и поволок к Кылышбаю, который лежал при смерти, дабы совершить казнь…
Спустя время хан пришел в себя. Когда к нему вернулась речь, он промолвил: «Все случилось из-за моей ошибки. Если умру – ребенка не трогайте. Не перечьте ему. Лучше направьте его силу и топор, которым он бил меня, против врага. Я уверен, что отныне знаменем справедливости и защитой народа будет отважный Жанкожажан…». Вот так зародилась легенда.
…Прошло три года. В одной из битв каракалпакский батыр Тыкы убивает почтенного бия рода алим Жылкайдара, грабит его селение и забирает стада. Грабителей догнало войско, в котором был и Жанкожа. В поединке он убивает Тыкы батыра. Еще через четыре года в походе на север Жанкожа вершит правосудие над Хангельды батыром, убивавшим казахских джигитов его аула и угонявшим скот.
…Жанкожа был способен пренебречь собственной выгодой и безопасностью, защищая справедливость. Заступаясь за простой народ, он враждовал с баями своего аула. В этот период жизни он обладал не только богатырской силой, но и организаторскими способностями и мастерством военачальника. Постепенно пришло признание, вследствие чего к нему потянулся народ. Жанкожа в роли бия разрешает споры и пользуется большим уважением. Другие бии, лишенные хлеба и взяток, задумывали ликвидировать Жанкожу. Узнав про это и обидевшись на близких и родственников, он уехал на берега Жайыка. Там он стал соратником известных батыров Есета, Ерназара, Бекета…
Шли годы. Жанкожа сильно тосковал по Родине. Казалинский батыр жадно слушал вести об ауле, о близких, а на зимовку обязательно приезжал в Каракумы, чтобы быть ближе к дому…
В первой половине XIX века на казахских землях низовий Сырдарьи господствовали беки Кокандского ханства. Алим хан правил в Сайраме и Шымкенте, его наследник Омар подчинил Туркестан. «В 1814 году в целях расширения владений вниз по течению Сырдарьи кокандцы обложили налогами и данью местных казахов, – писал русский географ, исследователь Средней Азии А.Макшеев. – Кокандцы укрепляют Сауран и строят крепости Жанакорган, Жолек, Кумискорган, Шымкорган и Кос¬корган. В 1817-м начинается строительство Акмечети на левом берегу Сырдарьи. Но после наводнения крепость уходит под воду, и строительство переносится на правый берег». Начинается кровавая эпоха утверждения колониальных порядков и вытеснения коренных обитателей степи с насиженных мест. Оседлые казахи не уезжают и платят дань. Однако кокандцы не останавливаются на этом – они убивают всех биев и батыров, истребляют старейшин и начальников, подвергают население Приаралья мощному гнету.
Ориентировочно в 1840 году близ Туркестана кокандцами были убиты единственный сын Курбана бия, возглавлявшего род тама, и Сарман би. Курбан би отправляет гонцов к батырам трех жузов. Узнал об этом и Жанкожа. В тот же период пришло сообщение от Кенесары хана из Улытау. В 1841 году он начинает свой исторический поход на кокандских захватчиков. С войском из 600 сарбазов, в числе которых были Тоганай, Кыстаубай, Сатыбалды, Копжасар, Бердибай, Кызылбас палуан и другие батыры, завоевал более 20 укрепленных пунктов вдоль Сырдарьи. Дойдя до Созака, Кенесары хан дает трехдневный срок на сборы войск ханов трех жузов. С пометкой, что в случае, если весть не дойдет, атаковать будет самостоятельно. Поняв истинные причины спешки, Жанкожа со своим войском за одну ночь делает марш к Созаку. «Кене хан считает, что нас мало и сил у нас недостаточно. И наверняка думает, что мы просто не успеем к началу битвы. Значит, мы пойдем наперерез войскам, идущим на помощь кокандцам, и внезапно атакуем их», – говорит он сарбазам. Жанкожа организовал засаду в ущелье Каратау и наголову разбил 2,5-тысячное войско. Плененного Тагана батыра привезли в Созак... Далее было взятие города-крепости Созак. Об этом подвиге Жанкожи рассказывали ханские акыны, в частности, Торемурат жырау в состязаниях с акыном Догалаком…
В 30-х годах XIX столетия земли до Коскоргана (местность около нынешнего Жосалы) были наделом кокандцев. На Куандарье хивинский бек Уайс-Нияз безжалостно казнил тех, кто не платил дань. Кстати, были и те, кто предал казахов и служил хивинскому хану. Среди них Саукым Бокеев, Ермуханбет (Елекей) Касымов, Жангазы Шергазиев, Кайыпкали Есимов.
Хивинцы построили укрепление Бескала или по-другому – Бабажан в честь руководителя. В 1839 году Бабажан, связав руки и ноги брата Жанкожи Акмырзы батыра, утопил его в Сырдарье.
Осенью 1845 года началось восстание казахов земли Сыра. Они окружили крепость и послали гонца к Жанкоже батыру. С помощью прибывшего со стороны Аральского моря Актана батыра из рода каракесек войска Бабажана были полностью разгромлены. Кровопийца был казнен, а его сына Майкару, а также Жангазы хана, предателя Рахманкула пленили и отдали на расправу Жанкоже. Он возглавил народно-освободительное движение – один за другим громились крепости на Сырдарье и Куандарье.
В конце лета 1847 года ставленники правителя Хивы Кожа-Нияза – Елекей Касымулы и Жангазы Шергазыулы с 1500 сарбазами сожгли тысячи домов на правом берегу Сырдарьи, истребили аулы рода торткара и жакайым…
Жанкожа, находившийся на Иргизе, спешно собрал войска, по пути в Казалинск заехал в крепость Раим и попросил помощи у царской армии. Не дождавшись поддержки, батыр взял курс на переправу Каралан. Форсировав Сырдарью, Жанкожа с ходу атакует крепость Жанкала и поджигает ее. Догоняет убегающих хивинцев на Куандарье и наносит им сокрушительный удар.
Казахи Приаралья настолько были истощены и устали от бесконечных набегов врагов, что только и мечтали о мирной жизни. И были вполне уверены, что это спокойствие и мир принесет дружба с царской Россией. Поэтому русских переселенцев на земле Сыра они встретили с радушием. Однако надеждам не суждено было сбыться. Несмотря на глубокую старость, а ему было 83 года, Жанкожа вновь сел на коня и взял в руки оружие. Летом 1856 года он возглавил повстанческое движение. Сконцентрировав силы в местечке Ушоткел в Кызылкумах, в декабре 1856 года Жанкожа батыр с 1500 сарбазами начал штурм Жанкалы. Среди его соратников – Сырлыбай Шабак¬улы, Умбет Алимулы, Аманкожа Ауменов и другие. В восстании приняли участие все казахские роды, населявшие берега Сырдарьи. Вооружены они были топорами, дубинами и палицами, копьями и луками, некоторые фитильными ружьями.
Губернатор В.А.Перовский 1 января 1857 года отправил генерал-майора Фитингофа в Казалинск с вооруженным до зубов отрядом. К ним примкнул с полтысячей воинов Елекей Касымов.
Основная битва состоялась 9 января в местечке Арыкбалык западнее Казалинска. Пушки толпами валили сарбазов войска Жанкожи батыра. Тем не менее воины Жалмырзы Акмырзаулы, Сырлыбая Шабакулы и Тумыша Шожик-улы проявили подлинный героизм. Жанкожа батыр, у которого ранило коня, в одиночку бился в авангарде. Его под проливным огнем едва сумели вытащить Жалмырза, Бекмырза и Аргынгазы. Пришлось отступить...
Весной 1860 года Жанкожа батыр, мечтавший вернуться на родную землю, прибыл в местечко Коянбай и остановился на ночлег около гор Каратыма. После привала во время кочевки он хотел присоединиться к родным. Однако его мечтам не суждено было сбыться. Услышав о том, что царская Россия бросила поиски Жанкожи, а сам батыр находится совсем близко, бывший головорез хивинского хана, а после – царский полковник, оставивший за этот чин в заложники своего 14-летнего сына, бывший султан Елекей Касымов организовал на него покушение…
Вот так герой, боровшийся за свободу казахского народа, в глубокой старости был убит руками своего соплеменника...
До последнего дыхания Жанкожа батыр не изменял своим принципам и выбранному пути – защищал родную землю, боролся за справедливость, охранял покой и независимость своего народа, искоренял воровство, был против насилия и бесчинств. Прославившийся геройскими подвигами Жанкожа батыр превратился в легенду.