• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ

Таша БЕРЕЖНАЯ
После Нового года в редакцию «КВ» обратилась жительница Кызылорды, которая пожаловалась на качество рыбы. Дело в том, что после оттаивания продукт чуть ли не наполовину потерял в весе.
Филе минтая покупательница купила в одном из городских супермаркетов. Из полутора килограммов рыбы «вытекло» пол-литра. Получается, в чистом виде рыба стоила на треть дороже. К сожалению, покупательница только на словах смогла указать место покупки рыбы, ни чека, ни другого документа, удостоверяющего место покупки, у нее не было. При таком раскладе отстаивать права сложнее.
Между тем, по словам директора областного Общества защиты прав потребителей Серика Тенизбаева,  законодательство дает четкий расклад на предмет того, сколько воды может вытечь из рыбы и продукции из нее при оттаивании. Этот документ – технический регламент Таможенного союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» от 2016 года. Так вот, производитель имеет полное право не просто замораживать рыбу и продукцию из нее, но и намеренно напитывать, орошать водой. Этот процесс называется глазированием. Цель – защита.
Однако действовать «без тормозов» производитель не имеет права. Если речь идет о рыбе, продукции из нее, то масса глазури не должна превышать пять процентов. В случае, если товар из разделанных или очищенных ракообразных и продуктов их переработки - семь процентов. В два раза больше, когда ракообразные неразделанные. Товар из прочей рыбной продукции не должен терять в весе при оттаивании глазури более 8 процентов от общей массы. Способов замораживания и защиты, которые бы предусматривали большее присутствие «неродной» воды в рыбе, технический регламент не допускает.
Если не хотите быть обманутыми, то не покупайте замороженную рыбу и продукцию из нее, которые упакованы в пищевую пленку. Потому что даже при наличии четких формулировок в техрегламенте и чека на руках предъявить претензии продавцу непросто. Ведь чек зачастую простой. И непонятно, сколько кусков филе было в общем весе. Так что у продавца есть возможность парировать, мол, один кусок утаиваете. А вот переадресовывать вас к производителю у торговца нет оснований. Согласно закону «О защите прав потребителей» именно конечный продавец в ответе перед покупателем.
Что касается соблюдения норм технического регламента, то это  в компетенции  департамента  охраны общественного здоровья. Правда, специалисты имеют право выходить на проверки  только по жалобам потребителей, поскольку в плане проверок бизнеса специалисты в области защиты здоровья граждан очень ограничены. И не только они. Так что, как говорится, сегодня актуален принцип – защити себя сам.
Кызылординские вести / Третья полоса 05 январь 2018 г. 420 0