Первого марта 2016 года в нашей стране появилась еще одна знаменательная дата – День благодарности. Этот день с большим воодушевлением поддержали все казахстанцы. Потомки многих тысяч людей, депортированных в Казахстан из разных уголков СССР, благодарны казахскому народу за то, что их отцы и деды в суровые годы нашли приют на казахской земле. Например, 74 года назад 23 февраля выслали с Кавказа тысячи чеченских семей, в числе которых был и дедушка Сайд-Эмина Пираева, руководителя чеченского этнокультурного центра. Кызылординская земля стала для Пираевых второй Родиной.
… В морозный зимний день многочисленную семью деда и почти всех односельчан сорвали с насиженных мест в Шатойском районе. Люди успели взять только самое необходимое. В переполненных товарных вагонах ехали стар и млад. О каких-либо человеческих условиях не было и речи. В такой невыносимой обстановке особенно тяжко приходилось женщинам и девушкам, воспитанным в строгих горских традициях. Чтобы хоть как-то смягчить неудобства, из различных лоскутков ткани и тряпья соорудили перегородку, поделив вагон на мужскую и женскую половины.
– Дедушка был старшим в вагоне, делил всем поровну похлебку, – рассказывает мой собеседник. – Норма на вагон – шесть ведер «еды». В пути запасались водой. Многие наши соотечественники тогда так и не доехали до конечного пункта назначения. Люди прятали трупы, стараясь тайком похоронить их по нашим традициям во время стоянок. Узнав об этом, сотрудники НКВД стали выбрасывать трупы на станциях.
Пираевых с пятью сыновьями выгрузили на станции и отправили в совхоз имени Ильича (ныне аул Акжарма в Сырдарьинском районе). Как и многие спецпереселенцы, они стали обживаться на новом месте. Глава большого семейства всегда подчеркивал: им повезло, что в тяжелый час депортированные люди оказались на казахской земле. Казахи дружелюбно приняли их, дали кров, еду. И это несмотря на то, что местные жители сами находились в трудном положении.
– Родители моей мамы были депортированы в аул Ширкейли, – продолжает С.Э.Пираев, – здесь они тоже быстро нашли общий язык с сельчанами. Дедушка познакомился с одним из казахов, который стал помогать чеченской семье. Завязалась крепкая дружба. Они стали как родные братья. Всегда помню слова моих предков о том, что народ, делившийся последним, чтобы помочь обездоленным, – великий народ. Он заслуживает уважения и вечной благодарности депортированных народов. Уже не одно поколение чеченской диаспоры живет дружной семьей с другими этносами в Казахстане. Все мы, дети депортированных народов, нашли здесь
настоящую Родину, которая дала нам возможность реализовать все свои возможности. Я родился в поселке Тасбогет, детство прошло в ауле Шаган. Отец долгие годы трудился на автобазе, мать – штукатуром-маляром в ЖКО. Мы никогда не чувствовали себя здесь людьми второго сорта. Всех нас, казахов, русских, чеченцев, корейцев, греков, немцев, связывала и объединяет настоящая дружба, взаимопонимание и уважение, которые мы пронесли через годы. В этом огромная заслуга казахского народа, который объединил нас всех, не дал почувствовать чужими. Искренняя поддержка казахов дала нам силы, уверенность и позволила выжить в самые трудные времена. Прекрасно, что в нашей республике есть День благодарности, когда мы еще раз можем поблагодарить казахский народ за все, что он сделал для депортированных народов.
Мы горды, что у нас мудрый, дальновидный Президент. Мы живем и, я уверен, будем всегда жить в стабильном и дружном государстве.
С особым трепетом относится к Дню благодарности Мария Семеникина, опытный педагог, член Совета матерей при областной Ассамблее народа Казахстана.
– Я живу и тружусь в Кызылорде, на земле, которая вскормила и вырастила нас, – говорит Мария Райнгольдовна. – Как известно, с началом Великой Отечественной войны множество немецких семей было сослано в Кызылординскую область. В их числе были и мои родители. Из Подмосковья их депортировали в Казалинск. Сюда отправили с семьями и четырех братьев отца. Голодных и измученных людей оставили посреди степи. Многие немцы, не выдержав тягот и лишений, погибли в пути. Может, и родителей постигла бы эта судьба, но их приютила многодетная казахская семья. Она сама жила бедно, но гостеприимно и по-человечески тепло встретила чужаков. Две семьи, которые поначалу с трудом понимали друг друга, часто собирались за одним дастарханом. Хлеб всегда делили поровну. Вместе с казахским народом немцы пережили голод и холод, потери родных и близких. Одному Богу известно, через какие лишения пришлось пройти в те ужасные годы сосланным в Казахстан людям. Но они не сидели сложа руки. Трудились, не покладая рук, чтобы внести свою лепту в приближение Великой Победы. Папа мой ветеран тыла. С мамой они воспитали троих детей.
Отец всегда был благодарен казахам за их великодушие, дружелюбие, гостеприимство, сострадание и уважение к людям независимо от того, какой они нации и вероисповедания. Дать чужестранцу еду и кров – это одно, поражало и восхищало моих родителей еще и то, что казахи не навязывали гостям свой образ жизни. Немцы могли жить как немцы, корейцы – как корейцы... Каждый этнос с уважением относился к традициям и обычаям приютившего их казахского народа, но при этом сохранил свой уклад жизни, культуру, язык. Казахи нам дали не только кров с хлебом, но и возможность сохраниться как этносу.
Учреждение Дня благодарности – это очень мудрое и своевременное решение Главы государства. Этот день – дань безграничного уважения и благодарности казахскому народу, казахской земле, нашему Лидеру нации. Это возможность сказать «спасибо» и «уважаю, люблю» представителям всех национальностей, живущих в Казахстане.
Ботагоз АЖАРБАЕВА