ЦАРИЦА НАУК НА БЕРЕГУ СЫРДАРЬИ
ЦАРИЦА НАУК
НА БЕРЕГУ СЫРДАРЬИ
«Необходимо усилить качество преподавания математических и естественных наук на всех уровнях образования».
(Из Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития
в условиях четвертой промышленной революции»)
По инициативе акима области Крымбека Кушербаева на левобережье в числе многих социальных объектов будет построена физико-математическая школа. В ней будут учиться талантливые и одаренные дети – будущие студенты престижных отечественных и зарубежных вузов. Во время рабочего визита в Кызылорду Премьер-Министр РК
Бакытжан Сагинтаев отметил, что это правильное решение - открыть именно физико-математическую школу в областном центре.
Кызылординская физико-математическая школа рассчитана на 400 мест с интернатом на 300 мест. Ряд московских высших учебных заведений, а также университет Иннополис в Татарстане выделяют гранты для кызыл-
ординских юношей и девушек, и нам необходимо поднимать уровень образования нашей молодежи, чтобы они там достойно учились. Строительство физико-математической школы в Кызылорде поддержало Министерство образования и науки РК. Здесь будут учиться талантливые дети – победители различных олимпиад. Ученики из аулов будут проживать в общежитии.
По словам заместителя руководителя областного управления образования Багдата Бердаулетова, в кызылординской специализированной школе будут обучаться талантливые дети из Кызылорды и всех районов области.
– Отбор, как и в НИШ, лицее «Білім-инновация», будет проходить после шестого класса, – отметил Б.Бердаулетов. – Жесткие требования при отборе будут предъявлены и к будущим педагогам. В перспективе по аналогии с республиканскими школами не исключается возможность зачисления детей начальных классов.
Что самое, на мой взгляд, главное – в будущей физико-математической школе в Кызыл-орде наши дети, среди которых, уверена, будет немало и из отдаленных сельских округов, будут учиться бесплатно, за счет местного финансирования. Замечу, что в РФМШ Астаны и Алматы по гранту обучается лишь около тридцати процентов учащихся, остальные – на платной основе. Ежегодно в этих престижных школах из каждой области шанс на бесплатное обучение получают единицы. Здесь надо отдать должное руководству нашей области, для которого социальная поддержка земляков стала определяющим фактором при реализации значимого для региона проекта.
Нельзя не согласиться с тем, что развитию математических способностей у подрастающего поколения, как и в целом образования, в регионе уделяется особое внимание. Еще лет пять назад, как мы помним, наша область была в аутсайдерах по образованию. Как следствие, тогда только возглавивший наш регион аким принял очень жесткие и, как показало время, весьма действенные меры, уволив 27 директоров школ. Можно сказать, что это был один из первых решительных шагов в решении проблемы. Для повышения статуса учителей и развития математических способностей юных дарований в регионе с тех пор сделано немало. В первую очередь, меры были направлены на то, чтобы сломать стереотипы в отношении профессии учителя математики, физики и других наук естественно-математического направления. Важно было пересмотреть подходы к обучению этим дисциплинам в школе и разработать новые механизмы стимулирования. К примеру, акимом области была учреждена специальная премия для лучших педагогов. С 2013 года стал традиционным конкурс «Лучший юный математик». В 2014 году состоялась областная олимпиада среди учителей-математиков, в которой приняли участие более семидесяти процентов педагогов облас-
ти. Главный приз – автомобиль – завоевал тогда учитель математики областной школы-интерната для одаренных детей №4 Шаймаганбет Жиенбаев. Были учреждены денежные премии обладателям призовых мест в размере 1 миллиона, 500 тысяч и 250 тысяч тенге. Пожалуй, самым ярким событием в жизни кызыл-
ординских педагогов-математиков стал прошедший в 2014 году первый областной форум учителей математики. Его почетным
гостем был академик А.Жумадильдаев. Именно на этой встрече корифей отечественной математической науки отметил, что низовья Сыра всегда были богаты талантливыми людьми. Это край известных акынов, жырау, термеши. Это наша культура, которая близка и понятна казахскому народу. Но чтобы быть миру более известным, нам необходимо развивать и математику – царицу всех наук. Мы должны знать, что такое химия, ядерная физика, полимеры и многие другие научные понятия, без которых невозможно развитие многих сфер производства.
Рост финансирования регионального образования, созданные условия по улучшению качества знаний в конечном итоге способствовали росту уровня подготовки школьников, развитию одаренных детей. Нам действительно есть чем гордиться. По итогам ЕНТ-2017 двое ребят набрали самые высокие баллы – 136. Восемьсот выпускников – 100 и выше баллов. Средний балл по области составил 82,4. Наш регион в очередной раз был в пятерке лидеров в республиканском рейтинге. Если по итогам 2015-2016 учебного года в колледжи и вузы поступило 95 процентов кызылординских выпускников, то в прошлом году – 97 процентов. Наши выпускники учатся в странах ближнего и дальнего зарубежья. Традиционными стали гранты акима области для детей из социально уязвимых семей.
Более трех лет назад в области свою работу начал научно-практический центр «Дарын» областного управления образования. Одно из его направлений – подготовка интеллектуального ядра, молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре и искусстве. В прошлом году «Дарын» поменял свой статус, став центром дополнительного образования, но цели и задачи остались прежними – выявление, отбор и поддержка одаренных детей. Как отметила заместитель директора центра Гульжамал Ахметова, наши ребята ежегодно завоевывают медали на республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам и в научных состязаниях, ряд победителей входит в сборную страны.
– У нас много талантливых школьников, которые с честью представляют свою страну на международных конкурсах, – подчеркнула Г.Ахметова, – к примеру, прошлогодние выпускники областного лицея-интерната для одаренных детей №9 Азамат Мухтар, Али Тилек и Куаныш Анарбай не один год были в
составе республиканской сборной. Они неоднократные победители республиканских и международных олимпиад. К примеру, в копилке наград К.Анарбай – серебряная медаль международной олимпиады по математике «Туймаада» (Якутия). В январе 2017 года он завоевал «бронзу» на престижной международной Жаутыковской олимпиаде. Только по итогам трех последних учебных периодов 99 кызылординских выпускников – призеров международных предметных олимпиад и конкурсов научных проектов – были освобождены от ЕНТ и стали обладателями образовательных грантов отечественных и зарубежных вузов.
В регионе стало доброй традицией чествовать в конце учебного года победителей президентской, международных и респуб-ликанских предметных олимпиад и конкурсов научных проектов. В прошлом году, к примеру, руководитель области встретился с 50 одаренными школьниками.
Надо отдать должное педагогам лицея-интерната для одаренных детей №9, благодаря их неустанному труду и профессионализму воспитанники оправдывают доверие наставников. Стоит особо подчеркнуть, что именно этот кызылординский лицей вошел в тридцатку сильнейших школ страны, ученики которых на протяжении последних семи лет (с 2010 по 2016 годы) показывают высокие результаты по математике – становились призерами, обладателями почетных грамот на международных или дистанционных математических олимпиадах. Такой рейтинг был представлен Интернет-журналом Vласть в партнерстве с Kaspi. Более чем из семи тысяч школ Казахстана были выбраны тридцать с лучшими результатами. Кызылординский лицей разместился на тринадцатом месте, оставив позади столичную школу-лицей «NURORDA», алматинскую частную физико-математическую школу Тамос Эдюкейшн и другие учебные заведения.
О том, что число юных умников и одаренных математиков в регионе в последние годы действительно выросло, свидетельствуют и итоги международного мониторингового исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS. В 2015 году кызылординские восьмиклассники показали наилучшие результаты в стране. Они опередили своих сверстников – лидеров мирового рейтинга из Сингапура. TIMSS – программа Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Это исследование позволяет сравнить уровень и качество математичес-
кого и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных
системах образования. Как отметили в областном управлении образования, в TIMSS приняли участие 857 кызылординских учеников из тринадцати школ (семь – с казахским языком обучения, шесть – смешанных). Ученики 4-х классов Кызылординской, Жамбылской, Актюбинской областей, обучающиеся на русском языке, демонстрируют результаты, сопоставимые и превосходящие показатели ТОП-5 стран в общем рейтинге.
У нас должно быть больше креативных и продвинутых молодых людей с физико-математическим и техническим образованием, способных решать задачи четвертой промышленной революции, основными драйверами которой будут облачные технологии, развитие способов сбора и анализа информации, Интернет-вещей, беспилотные автомобили и многие другие высокотехнологичные процессы. XXI век – век новых технологий, которые нам необходимо освоить. Здесь не последняя роль принадлежит математике – одному из главных языков любой науки. Важно, чтобы уже сейчас подрастающее поколение готовилось быть с царицей наук на «ты».
Ботагоз АЖАРБАЕВА