Среди сохранившихся до нашего времени памятников истории и архитектуры особый интерес вызывают мавзолеи и мазары. В нашей области их немало.
В Кармакшинском районе в шестнадцати километрах к северо-востоку от села Тагай находится уникальный памятник архитектуры VII-VIII веков — мавзолей Сырлытам. В 1982 году мавзолей был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства Столетие назад специалисты подтвердили качество строительства и стройматериалов — блестящих красных кирпичей. Даже в наши дни секрет состава раствора остается загадкой.
В начале нынешнего столетия памятник истории и культуры был реконструирован.
О точной дате возникновения мавзолея нет данных, однако ученые утверждают, что о ней красноречиво говорят его архитектурные особенности. Это типичный однокамерный портально-купольный мавзолей с шатровым покрытием. Внут¬ренний купол сфероконический, внешний имеет форму восьмигранной пирамиды, установленной на невысоком восьм謬гранном барабане. Портал не слишком объемный, зрительно и конструктивно он, скорее, имеет характер развитой стены главного фасада со стрельчатой арочной входной нишей.
Сырлытам имеет размеры 10×11 метров, сохранившаяся высота здания – девять метров. Купол мавзолея был двойной с шестнадцатигранным барабаном, к сожалению, до нашего времени он не сохранился.
У мавзолея два входа. Центральный оформлен порталом со стрельчатой аркой. Окна барабана, выложенные методом ложного свода, имеют стрельчатую форму. На основании изучения строительных материалов и архитектурных приемов, применяемых при постройке, ученые относят мавзолей Сырлытам к памятникам золотоордынского периода.
Подобных мавзолеев золотоордынского времени с уцелевшими, необрушенными куполами и барабанами осталось совсем немного. Памятники, где остатки этих конструкций сохранились в достаточной степени для того, чтобы судить об их первоначальном облике, представляют особую ценность. На территории Казахстана есть ещё один мавзолей, относящийся к этому периоду, он находится в двадцати пяти километрах к югу от аула Инкардарья на берегу сухого русла протоки с тем же названием. По своим архитектурным особенностям эти мавзолеи очень похожи, оба представляют собой однокамерные портально-купольные сооружения и принципиальное отличие их друг от друга заключается только в конструкциях купольного перекрытия. Мавзолей, расположенный на Инкар¬дарье, перекрыт одинарным сфероконическим куполом на невысоком круглом барабане. Историческое и культурное значение двух уцелевших золотоордынских мавзолеев Восточного Приаралья усиливается тем, что благодаря высокой степени сохранности они дают достаточно полное представление о двух основных типах мавзолеев знати этого периода.
Примечательно, что расположенные на значительном удалении друг от друга, оба они имеют одинаковое название – Сырлытам.
Казахский археолог Марат Сембин, анализируя значение некоторых наиболее часто встречающихся названий архитектурных памятников, писал: «С декоративной рос¬писью в интерьере, резной терракотой в облицовке фасадов следует связывать, в частности, Сырлытам (сырлы – расписной, расписанный). Мавзолеев с таким названием в Казахстане несколько и расположены они в различных районах страны (Акмолинская, Костанайская, Кызылординская области)». Нарицательные наименования, как правило, появляются у мавзолеев, утративших собственное имя, в случаях, когда история не сохранила до наших дней имена тех, кто в них похоронен.
Майя АДЕНОВА