• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

И КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ ИСТОРИЕЙ ДЫШИТ

Жанакорганский районный историко-краеведческий музей был создан в мае 1992 года по инициативе режиссера, драматурга Амира Мажитова. Музей долго не имел постоянного помещения, только в 2005 году переехал в здание бывшей русско-казахской туземной школы, построенной в 1905 году.
 По информации директора музея Набихана Шалапова, сегодня в фондах насчитывается более 9200  предметов, в музее — четыре зала, где выставлены 947 экспонатов.
С работой музея меня знакомили и помогли при подготовке этого материала   архивист  Молдир Дюсенбаева, хранитель фонда Рахима Абсаттарова, экскурсовод Бакдаулет Таждинов, методист Куралай Дармен. Эти люди очень любят свою профессию и  родной край.
Экспозиция зала археологии и  этнографии начинается с раздела, посвященного культуре сырдарьинских тюркских племен. Здесь представлены и петроглифы. Большая часть их выполнена техникой сплошной выбивки.
Посетители могут посмотреть и карту Великого Шелкового пути. Одна из основных его ветвей на юге Казахстана шла вдоль реки Сырдарьи,  где были города Сауран, Сыганак, Аккорган, Озгент.
Сыганаку, развалины которого находятся на юге Жанакорганского района, суждено было стать кипчакской столицей (XII-XIV века), ставкой Ак-Орды (XIV-XV века) и центром Казахского ханства (XVI-XVII века). Самые ранние упоминания о Сыганаке содержатся в записях арабского географа  Махсиди, жившего в Х веке. По его свидетельствам, это был цветущий город на перекрёстке оживлённых караванных дорог. Расцвет экономики и культуры города пришёлся на канун татаро-монгольского нашествия. Сыганак пал в 1219 году. Его постигла та же участь, что и Отрар, и другие среднеазиатские города.
Уже с 1328 года потомки того же царевича Джучи, войска которого истребили население Сыганака, чеканили в том городе монеты. На этот период приходится становление Ак-Орды – первого крупного государственного образования на местной этнической основе на территории Казахстана.
По предположениям археологов, найденные материалы свидетельствуют, что город существовал в VI–XVIII веках. В экспозиции можно увидеть глиняные кувшины, монеты, отчеканенные в Сыганаке, электронную копию трех томов рукописных книг известного поэта Хисамеддина Сыгнаки, полученную в рамках госпрограммы «Мәдени мұра» — сами книги хранятся в  фондах Национальной библиотеки Египта.
В Жанакорганском районе много средневековых  городищ, мавзолеев  и памятников архитектуры. Работники музея вместе с журналистами областного телевидения приняли участие в телеэкспедиции. Снятый материал был показан в телепрограмме «Туған жер». Телезрители увидели Сыганак,  Кумиян, мавзолеи Хорасана ата, Карасопы, Куттыкожи ата, петроглифы в Каратау. В ходе телеэкспедиции в Жанакорганском районном историко-краеведческом музее был проведен «круглый стол», в котором приняли участие краеведы, музейные работники и историки.  Были обсуждены планы второго этапа проекта «Сакральная география Казахстана».
Для посетителей музея организуются также экскурссии по историческим местам. Жанакорган – родина батыров, поэтов и сказителей, ученых и философов, сыгравших важную роль в истории казахского народа. Воздвигнутые потомками в их честь мавзолеи и мазары – яркое свидетельство безграничного уважения к памяти людей, оставивших след в истории не только казахского народа, но и всей тюркской цивилизации.
Один из них – мавзолей Хорасана ата, расположенный  в 20 километ-рах к юго-западу от аула Жанарык.  
По исследованиям ученых, Хорасан ата жил, предположительно, в конце VIII – начале IX века. Его настоящее имя – Абдижалел баб. Исторические сведения о нем сохранились в архивах Ташкента. Согласно документам, в начале IX века для распространения ислама из арабских стран на территорию современной Центральной Азии прибыла группа миссионеров во главе с Абдижалелом баб. Вместе со своими сподвижниками Кылышты ата, Кылауз ата, Баксайыз ата он принес в присырдарьинские степи ислам, учил детей, строил школы-медресе.
В предгорьях Каратау находится загадочная и до конца неисследованная пещера Катын-камал. Рядом с ней растут лекарственные травы, а внутри есть родник. Когда-то она служила для местных жителей надежным убежищем во время джунгарского нашествия. Вызывают интерес древние городища Кырозгент и Кумиян, датируемые ранним средневековьем. Во время строительства использовались передовые для тех времен технологии, что подтверждает шестиметровая крепостная стена. Результатами раскопок стали многочисленные предметы быта и культуры, полностью или частично сохранившиеся. Часть из них сейчас в экспозициях музея.
В разделе этнографии представлены предметы быта, которыми пользовались жители в  прошлом веке: поделки из камня, дерева, кожи и кости,  котел с таганом, украшения и многое другое, что было найдено археологами при раскопке именно этих древних городов.
В  специальной экспозиции можно увидеть  домашнюю утварь — деревянные  астау, блюдо для разведения курта, кумысный набор. Есть шкафы для посуды, кебеже — ларь для хранения продуктов, асадал — шкаф на высоких ножках тоже для продуктов. Вся мебель изготовлена местными мастерами.
Среди экспонатов – женские украшения. С ними меня знакомит архивист музея Молдир Дюсенбаева.
– Казахские национальные украшения – это не просто ювелирные изделия. Это
часть национальной культуры, истории, корни которой теряются в глубине веков. Основное направление искусства казахских ювелиров – изготовление женских украшений. Их популярность связана не только с любовью женщин к драгоценностям, но и с национальными обычаями и обрядами. Это просматривается в выборе материалов, форм и орнамента изделий – все они несут определенную смысловую нагрузку, реализуя не только декоративную, но и, в первую оче-
редь, сакральную, магическую, защитную функцию.
Именно поэтому от самого рождения до смерти казашки носили те или иные виды украшений, которые могли рассказать о своей хозяйке практически все: замужем она или нет, каков ее возраст, откуда родом, богата ли ее семья.
Первые украшения в виде различных оберегов надевали на девочку в младенческом возрасте, различные обереги, амулеты подвязывали к ножке или ручке ребенка, пришивали на шапочку (тақия) или вешали над изголовьем.
А маленькие девочки уже носили свои первые украшения: серьги и браслеты лаконичного дизайна.
Времена были тяжелые, войны, набеги, годы относительного изобилия сменялись голодными годами, и самыми незащищенными, слабыми были дети, поэтому, чтобы уберечь своего ребенка от дурного глаза, от болезней, для того, чтобы ребенок выжил, казахи обращались к помощи амулета (тұмар).
Взрослея, девушки надевали более нарядные и сложные украшения. Кроме того, увеличивалось и их количество (в состоятельных семьях дочери обладали наборами из серебра, вес которых был более трех килограммов), достигая апогея к свадьбе: самыми рос-кошными и богатыми были именно ювелирные наборы невесты.
 Хранитель фонда  Рахима Абсаттарова одна из самых опытных работников Жанакорганского историко-краеведческого музея. Она, можно сказать, стояла у истоков его создания и благодаря ее преданности любимому делу многие реликвии были сохранены в трудные времена в начале 1990-х годов. Она познакомила меня еще с одним интересным экспонатом – серебряным чайным сервизом из трех предметов, который был изготовлен в XIX веке  русскими мастерами.
– Серебро пользовалось большой популярностью в дореволюционной России, и в наши дни трудно себе представить объем производства изделий, производимых из этого материала. Уровень жизни к началу XX века был достаточно высок, чтобы сереб-ряные предметы могли себе позволить даже небогатые семьи. Несмотря на последующие годы варварской переплавки и вывоза предметов из драгоценных металлов за границу, до нас дошло большое количество старинного серебра. Превосходное качество отливки, чеканки, инкрустации и, безусловно, оригинальный дизайн отличают русские изделия из серебра рубежа XIX-XX вв.
Археолого-этнографическая экспозиция, для которой выделен отдельный зал, основана на находках, сделанных в предгорье Каратау. Это петроглифы, на которых изображены люди, звери, птицы и знаки, которые пока не удалось расшифровать. Здесь же предметы из Жанакорганского городища – горшки, кувшины, обломки кирпичей, покрашенных глазурью, химический состав которых до сих пор не установлен.
Интересна также экспозиция дооктябрьского периода – уникальные предметы быта, документы.
В 1904-1905 годах на территории района строилась Оренбурго-Ташкентская железная дорога. Из Оренбурга, Тулы, Казани торговцы привозили и обменивали промышленные и продовольственные товары.  Самовары, косы, котлы, молоты, чашки-чайники пользовались спросом у местного населения. В экспозиции есть тульский самовар фабрики Баташева, утюг, нагревавшийся углем, зарубежный паспорт Тамгабая Когеева, полученный для совершения хаджа, царские монеты и рубли.
Методом асара накануне Великой Отечественной войны был сооружен Сунак-атинский канал. Он выкопан вручную, за 210 дней прорыли 23 километра. На строительстве  работали 1150 человек.
Из Жанакорганского района на фронт ушли 4949 человек, из них 2200 пали смертью храб-рых. Наши земляки участвовали в битвах под Ленинградом, Москвой, Сталинградом и Курском, Киевом и Минском. За боевые заслуги  были удостоены  высокого  звания  Героя Советского Союза  Ануар Абуталипов и Александр Романов. В экспозиции представлены архивные материалы Орынбая Ахметова о земляках, погибших в Великой Отечественной войне, письма с фронта солдат Смаила Сарбасова и Райса Абдуллаева, военная форма ветерана войны Турсынбека Исмаилова, планшет 1942 года, солдатская посуда и фотографии военных лет.
Развитие сельского хозяйства Жанакорганского района напрямую зависело от освоения  тогускенского массива орошения, расположенного на левобережье Сырдарьи. Строительство канала начал в 1921 году Раушан Абенходжаев, специалист, окончивший Ленинградский водно-хозяйственный институт. Он довел длину канала  до 23 километров. Через 45 лет в 1968 году строительство канала было возобновлено под руководством начальника управления сельского хозяйства Зулупхара Мусаханова. Длина канала составила  86 километров. С освоением Тогускенского массива в регионе активными темпами стали развиваться растениеводство и животноводство.

Кызылординские вести / Третья полоса 09 июнь 2018 г. 803 0