В последние годы на территории области активно идет работа по исследованию памятников истории и культуры. Так, достоянием общественности стали дополнительные сведения о Женте, Жанкенте, Сыганаке, Чирик-Рабате и других древних городищах. Археологические раскопки и последующее исследование артефактов говорят о высокой культуре наших далеких предков. В то же время немало еще неразгаданных тайн, которые таят в себе древние захоронения.
В двадцати километрах к востоку от аула Каракум Аральского района находится одно из таких захоронений. Местные жители говорят, что здесь находится усыпальница известного в казахской степи певца и мастера игры на домбре Уябая Акжанулы. По преданиям, это был один из тех людей, которых в казахской степи называли «сері» – музыкант, артист, который знал себе цену: отличался дорогой одеждой, гордой осанкой и всегда был в центре внимания. Его отец Акжан слыл известным в округе домбристом, он и воспитал в детях любовь к этому музыкальному инструменту. Уже юношей Уябай виртуозно играл на домбре, со временем освоил все нюансы игры на этом инструменте. Однажды он заявил во всеуслышание: женюсь на девушке, которая лучше меня играет на домбре.
И такая возможность вскоре появилась. Соревноваться с Уябаем вызвалась красивая девушка, которая сразу понравилась Уябаю (к сожалению, об имени этой девушки сведений не осталось). Было очевидно, что она явно превосходила его в игре, и тогда парень применил последний козырь – снял обувь и продолжал играть пальцами ног. Девушка, воспитанная в лучших традициях уважения к старшим и представителям сильной половины человечества, несмотря на свои возможности, уступила победу Уябаю. Отец же Уябая Акжан остался недоволен таким поворотом событий.
– Честь и достоинство у тебя преобладают над чувством, из-за этого ты потерял такую девушку. Теперь ты женишься на той, которую сосватаю тебе я, – в сердцах высказал Акжан сыну и через несколько дней сосватал сыну дочь волостного Кулымбая Кымбат.
Уябай некоторое время провел в ауле волостного, встречаясь со своей нареченной невестой. На пути домой ему встретилась возвышенность посреди ровной степи. Он поднялся на ее вершину, и его взору открылась великолепная картина. И тогда двадцатипятилетний Уябай решил, что когда умрет отец Акжан, он похоронит его в этом месте.
Однако судьба распорядилась по-другому. Уябай вдруг заболел неизвестной болезнью и вскоре умер. Ни с чем не сравнить было горе отца, потерявшего любимого сына, на которого возлагал большие надежды. На поминках он сообщил, что в смерти сына увидел все признаки того, что его сглазили. И завещал, чтобы впредь его потомки держались подальше от любого искусства. Конечно, такие слова мог сказать только отчаявшийся человек, который потерял самое дорогое.
Уябай был похоронен в том месте, где он мечтал похоронить отца. Под руководством Акжана было построено большое надгробное сооружение с куполом, которое до сих пор в народе называют мавзолеем Уябая.
Как оказалось, это сооружение на протяжении многих лет не было зарегистрировано как памятник истории и культуры, доставшийся нам от предков. Благодаря усилиям нынешнего руководителя Аральского районного отдела культуры Танирбергена Дарменова, который собрал все необходимые документы, мавзолей Уябая был зарегистрирован в областном коммунальном учреждении по охране памятников истории и культуры.
К сожалению, достоверных исторических сведений о появлении памятника нет. Если судить по устным рассказам и легендам, сооружение было построено полтора века назад, примерно в 1893 году. Такие выводы были сделаны после тщательного анализа событий тех лет и истории жизни известных людей. Младший сын Акжана Абат, который скончался в 1968 году, рассказывал, что в год, когда был построен мавзолей, ему было семь лет. Получается, что Абат родился в 1886 году, а мавзолей построили в 1893-м. Согласно тем же источникам, получается, что Уябай родился в 1868 году и умер в 1893-м.
В последние годы, по словам очевидцев, сооружение постепенно разрушается. Кирпичи, которыми были облицованы внешние стены, потеряли свой блеск, утрачиваются отдельные фрагменты общей композиции. Обвалились две трети большого купола.
Надгробное сооружение, которое отличалось уникальным архитектурным решением для своего времени, сегодня переживает не лучшие времена. Как считает Т. Дарменов, в первую очередь, его необходимо взять под охрану государства, а затем в рамках государственных программ провести капитальный ремонт и реставрацию. Если этого не сделать в ближайшее время, то можно потерять один из немногих архитектурных памятников на территории района, возведенных из жженого кирпича. Кстати, секрет изготовления такого кирпича до сих пор остается тайной.
По стилю строительства, его архитектурному решению, особенностям купола и орнаменту внешних стен мавзолей Уябая очень похож на мавзолей Бекетая би, который также находится в низовьях Сырдарьи. Схожесть наблюдается и в вертикальной кладке кирпича на стыке стен и купола. Очень похож и орнамент в виде небольших окон, обрамляющий купол. Потомок родного брата Уябая Балапана Куандык ага говорит, что мастер, скорее всего, был приглашен из Хивы. Мастер Абилбай, построивший мавзолей Бекетая би, говорил, что такой кладке его отец Нурымбет научился в Хиве, когда работал там, а Абилбай мальчишкой помогал ему. А еще он рассказывал родственникам о том, что между заказчиком и мастером вышло некое разногласие. В результате Абилбай построил купол несколько уже и острее, чем предполагалось, и не закрыл полностью обрамление купола, оставив пустым место для нескольких кирпичей.
Быть может, это случайное совпадение, но при строительстве мавзолея Уябая возникли такие же разногласия с заказчиком, и мастер выложил два-три кирпича на вершине купола без связки. Причина в том, что один из сыновей Акжана Ашубай стал беспричинно торопить строителей, требуя от мастеров скорее завершить строительные работы. Мотивировал он это тем, что приближалась осень. А после братья кое-как смогли закрыть это место самостоятельно.
Позже рядом с Уябаем здесь были похоронены его отец Акжан, бабушка Бобекен и один из верных слуг Акжана, который для него был как родной.
Отцы и деды нынешних аксакалов рассказывали о том, что в годы сталинских репрессий на этом месте находили приют те, кто бежал от властей и голода. Но немало было случаев, когда это место становилось для людей последним пристанищем – в окрестностях находили многочисленные человеческие кости.
Земля Сыра таит в себе еще множество тайн. Об этом говорят немые свидетели истории – курганы, возвышающиеся посреди степи, захоронения святых, которые в последние годы стали местом паломничества для многих. А еще это следы многочисленных городов, которые процветали в эпоху Великого Шелкового пути. Задача ученых – исследовать, изучать эти памятники для потомков.
Казыбек КАМАЛУЛЫ