Издавна у казахов жила непоколебимая вера в благодатную силу слова. Из этой веры родился своеобразный обряд "бата" — благословение. Люди верили, что благодаря доброму и искреннему пожеланию честного и праведного человека можно достичь поставленных целей и желаний. И считали за честь получить благословение у самого уважаемого и почтенного аксакала. Недаром в народе бытуют мудрые слова: «Земля зеленеет после дождя, джигит процветает, получив благословение».
У казахов часто дают бата, во время праздников – үйлену тойы, ұзату тойы, сүндет тойы, шілдехана, а также, когда у человека важное событие (командировка в дальние края, важный конкурс и т.д). Люди просят дать бата, чтобы все получилось и сопутствовала удача.
Этой доброй традиции, идущей из глубины веков, всегда придавали особое значение. Доб-рые, искренние слова напутствия оказывали благотворное влияние на воспитание у молодых людей благородных чувств. Детей, начинающих самостоятельный путь, благословляли так: «Пусть гордится тобой твой народ. И придет к тебе мудрость с годами. Стань защитой и опорой взрастившей тебя земле». Народ верил, что доброе слово – это половина счастья.
– Бата – неотъемлемая часть уникальной культуры кочевых народов, устная передача духовной энергии и подпитка ею, благословение перед дальней дорогой, испытаниями, благодарность за угощение, гостеприимство, доброту, –
рассказывает зав. кафедрой педагогики и психологии КГУ имени Коркыта ата Рабига Игенбаева. – Это особый вид поэтического творчества. Смысл слова «бата», по утверждениям некоторых языковедов, берет начало от арабского «фатеке», то есть «позитивное пожелание, благодарить».
Благословение произносят обычно старшие по возрасту аксакалы, известные батыры, мудрые бии, популярные ораторы-импровизаторы, акыны и жырау. Чтобы заслужить бата, надо постараться непрерывно работать над собой, почитать старших, быть трудолюбивым, приносить пользу своему народу, защищать родную землю от врагов, делать все возможное и невозможное, чтобы поднять репутацию родных и близких.
– Обычно после прочтения пятикратной молитвы все верующие просят у Всевышнего исполнения своих сокровенных пожеланий. Это дұға (дуа), – продолжает Рабига Игенбаева. – Когда человек начинает хорошее дело, он нуждается в моральной поддержке, в позитивной энергии, в добрых советах мудрых людей. Аксакалы дают бата от имени народа и тоже просят у Создателя разрешения. В этом контексте бата – поиск пути к Создателю, необходимость его поддержки, одна из систем национального мировоззрения.
История выделяет три вида: ақ бата, теріс бата и баталасу.
Ақ бата – самый распространенный и позитивный вид благословения. Основная цель – призыв к единству, добру, стремление к лучшему. На все случаи жизни есть неповторимые и специальные бата, например: новорожденному, начинающему новую жизнь (тұсау кесу), ученику, молодоженам, путнику, воинам, отправляющимся в поход, строителям, начинающим большое
строение, разным торжествам в жизни, религиозным обрядам, хорошему урожаю, когда просят дождь (тасаттық), Наурыз бата, гостеприимному дастархану, державшим пост ораза (жарапазан бата), поминкам.
Теріс бата – проклятие (қарғыс бата), самое страшное наказание. Такое негативное пожелание давали детям, которые не послушались родителей (поднявшим руку на своих родителей), опозорившим свою семью и свой род, предателям, совершившим тяжелое преступление и страшный грех.
– Теріс бата очень редко было в истории, но народ веками не забывал о таковом и постоянно оберегал потомков от нехороших дел, чтобы потом с клеймом проклятий не ходили как прокаженные. С такими не дружили, детей не сватали, всячески избегали общения, – поясняет собеседник.
Баталасу – клятвенный договор (серттесу). Заключался при сватовстве и во время переговоров, скрепляя договор на долгие годы пожатием рук. Весть об этом передавалась из уст в уста. Такие договоры обычно никогда не нарушались. Это считалось большим грехом и жестоко наказывалось.
Кроме вышеназванных бата, в истории известны и другие интересные случаи. В древние и средние века после окончания курсов обучения не выдавались дипломы. Их заменяли, и небезуспешно, бата учителя. Весть об этом распространялась со скоростью света, а слава не угасала даже через тысячелетия. Например, известный богослов и религиозный деятель Хаким ата (Сулеймен Бакыргани) являлся учеником Ходжи Ахмета Яссави, бата которого он получил. Его диплом никто не видел, а знают Хакима во всем мире. Среди деятелей искусств всегда был в почете тот счастливчик, который получил благословение от своего наставника или от более старшего и опытного виртуоза. К примеру, великий композитор Курмангазы Сагырбаев благословил и подарил свою домбру Дине Нурпеисовой.
Интересный обряд инаугурации существовал в Казахском ханстве. После избрания и поднятия на белой кошме новоиспеченного хана сажали на белого скакуна. Убеленный сединой мудрый аксакал давал бата, тысячи людей слушали, затаив дыхание, и запоминали каждое слово. После хан слезал с коня, весь народ приседал, и муллы читали суры из священного Корана в честь предков и погибших защитников Родины.
Благословений, назидательных по своему характеру, существует множество, все они берут свое начало из глубины веков. Издревле старшее поколение всегда стремилось воспитать в молодых людях чувство патриотизма и гордости, привить любовь к знаниям. Молодежь ценила доброе воздействие благих слов и назиданий. Молодые люди, вступая на самостоятельный путь, старались получить наставления уважаемого аксакала, чьи пожелания, воспитательное и назидательное значение было огромно. И ценность бата давным давно определена и много веков уже не меняется, и этим нужно дорожить и сохранять.
Подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ