Единая государственная система архивов Казахстана образовалась и получила широкое развитие в ХХ веке в составе СССР. На заседании Совнаркома от 11 сентября 1928 года было принято решение о переводе некоторых центральных учреждений КазССР, в том числе и Центрального госархива, в новую столицу – Алма-Ату. В ноябре того же года образовано Кзыл-Ординское краевое архивное бюро, тем самым была заложена основа госархива области. С этого момента начинается формирование структуры региональной архивной системы. Дальнейшее развитие архивного дела было связано с образованием в январе 1938 года Кзыл-Ординской области.
Изменения в структуре управления происходили и в последующие годы. Сегодня облгосархив – подведомственная организация областного управления культуры, архивов и документаций. В январе 2018 года было введено в эксплуатацию новое здание госархива, и таким образом решена проб¬лема обеспечения сохранности архивных документов.
Директор облгосархива Нагима Куанышева ознакомила меня с техническими возможностями архива и современными условия¬ми работы. Здесь действует современная система пожаротушения, кондиционирования, контроля температурного режима. Оборудование в архиве – по последнему слову техники. Сюда приходит много исследователей, ученых-историков, краеведов, журналистов, писателей, преподавателей вузов и колледжей, студентов и учащихся. Для них созданы все условия для работы с документами. Есть читальный зал с компьютерами, конференц-зал для проведения семинаров и других массовых мероприятий.
Здание 6-этажное, три из них отведены под хранилище.
— Установленные мобильные стеллажи позволили эффективнее использовать хранилища вместимостью 600 тысяч документов. У нас появилась возможность в большем объеме принимать документы у организаций и ведомств области. Сейчас главная задача учреждений – пополнить наш архив, им необходимо в полном объеме сдавать документы. Ведь это наша история. Она нужна нашим потомкам, — подчеркнула Нагима Аргинбаевна.
В облгосархиве 752 фонда, каждый из них имеет свой номер. На стеллажах установлены топографические указатели, по которым можно найти необходимый документ. Посетителям выдается своего рода путеводитель, касающийся интересуемого посетителя вопроса, тематики. В нем представлен краткий анонс каждого фонда, опись и номер дела.
В одном из больших хранилищ я заметила необычное оборудование.
— Это обеспыливающая машина, своего рода пылесос, — поясняет моя собеседница, — у нас много очень редких и старинных документов, которые требуют бережного ухода.
Архивный документ – свидетельство исторической памяти народа. Работа по их сохранению требует немалого терпения и ответственности. Почти весь день специалисты облгосархива работают с бумагами. Реставрация, сортировка, сканирование, подшивка. Несмотря на сложность и трудоемкость, сотрудники архива признались, что эта работа им нравится. Каждое архивное дело – это дыхание далекой и одновременно близкой истории нашей Родины, отдельных людей, организаций. Одна из главных задач – продлить жизнь а
рхивным документам. Старинные документы имеют историческую ценность, их приходится реставрировать, но некоторые восстановить невозможно из-за того, что стирается текст. Поэтому облгос¬архив один из первых в республике в 2010 году начал создавать электронную версию. Проект «Электронный архив» реализуется в рамках программы «Электронное правительство», направленное на быстрое и качественное оказание госуслуг. Сейчас архивные документы, хранившиеся на бумажных носителях, представлены в элект¬ронном виде, и все желающие получают архивные сведения через компьютер. Весь процесс по цифровизации документов проходит в информационно-технологическом отделе. Для этого здесь есть все необходимое: различного вида сканеры, принтеры, компьютеры последней модели.
— Наш отдел занимается работой над техникой обслуживания систем, серверов, — говорит руководитель отдела, замес¬титель директора облархива Рита Тлепова, — В информационной системе создается база, которая служит для предоставления госуслуг, выдачи архивных справок и для работ соискателей – пользователей. Раньше всю эту кропотливую работу мы проводили вручную. Сейчас нет необходимости носить документы из кабинета в кабинет. Вся работа систематизирована. Сегодня по области отсканировано 230 фондов – это порядка 10 тысяч единиц хранения или 11 миллионов листов. По облгосархиву оцифровано 30 процентов всех архивных документов – 182 тысячи документов.
В облархиве хранятся документы трех категорий: управленческие, по личному составу и документы личного происхож¬дения. Это различные приказы, протоколы, справки по зарплате. Есть сведения и о знаменитых личностях, героях войны. В список документов личного происхождения входят данные о 45 известных людях области. Недавно, к примеру, как сказала директор архива, на хранение были взяты документы, касающиеся жизни и деятельности братьев Ансатовых.
К источникам комплектования госархива области относятся 297 учреждений, организаций и предприятий региона. Как отметила руководитель отдела по работе с такими организациями Айгуль Алпысбаева,
специалисты занимаются обработкой документов, проводят научную экспертизу на предмет их ценности. Далее документы направляются в отдел учета и сохранности документов, где создана база данных всех фондов. За пять месяцев 2018 года сюда поступило более 2900 документов.
Архивные учреждения области оказывают гражданам электронную госуслугу «выдача архивных справок». Она оказывается тремя способами: через интегрированную информационную систему «Центр обслуживания населения», через портал элект¬ронного правительства «е-Gov» и на альтернативной основе.
— Более семидесяти процентов документов к нам поступает и выдается через портал электронного правительства, — отметила директор облархива. — Ответы на запрос мы выдаем в течение десяти дней. Люди сейчас стали чаще прибегать к этому виду услуг. Имея на рук
ах электронную цифровую подпись, подать заявку можно сейчас, не выходя из дома. Объем заявок растет. Только в мае к нам поступило порядка трехсот обращений по выдаче архивных справок. В ближайшее время мы планируем установить на первом этаже компьютер для предоставления электронных услуг гражданам.
В архиве собраны уникальные свидетельства по различным периодам истории области. Это мечетские, церковные книги 1890-1920 годов, документы уездного и городского исполкомов послереволюционного периода, Перовского уездно-городского революционного комитета и первичных партийных, комсомольских, пионерских организаций и ячеек, организованных в области в 1919-1920 годах, документы о разгроме банды Дутова, переводе столицы из Оренбурга в Кзыл-Орду, об образовании первого союза учителей, мероприятиях по ликвидации безграмотности. Есть сведения о строительстве Кызылординской плотины. Кроме документов на бумажных носителях здесь хранится множество фото, фоно-, видеодокументов, раскрывающих правдивую историю области.
Облгосархив в 1988-1991 годах и в 2008 году провел немалую работу по приобретению из архивов союзных рес¬публик и СНГ копий документов об истории нашей области. Было налажено сотрудничество с Центральным государственным музеем Российской Федерации, госархивом Оренбургской области, ЦГА Узбекистана и Казахстана. Эти копии документов входят в фонд, который состоит из четырех описей постоянного хранения. К примеру, в опись №1 включены копии документов 1734-1925 годов, выявленных в госархиве Оренбургской облас¬ти РФ. Это указы, донесения, письма времен воссоединения Казахстана с Россией середины XVIII века, документы о становлении Советской власти в Туркестанском крае. Всего 33 документа. Всего по описям в этот фонд включено 134 документа, рассказывающих о взятии крепости Акмечеть, переносе столицы из Оренбурга в Акмечеть, строительстве Кзыл-Орды и многие другие.
История нашего края поистине безгранична и таит в себе множество неразгаданных тайн. В архиве мне удалось ознакомиться с интересными историческими фактами. Один из них относится к периоду становления советской власти в области. Как свидетельствуют архивные документы, в Кызылорде в 1926-1927 годах существовала первая Австрийская иммиграционная сельскохозяйственная коммуна «Ульфельд». Она была создана в Австрии молодыми рабочими, большинство из которых считали себя настоящими коммунистами. Они стремились помочь молодому СССР строить светлое социалистическое будущее. Многие из них поехали на чужбину в поисках лучшей доли. Советское правительство дало «добро» на въезд первой группы добровольцев. Около двухсот австрийцев приехали в Россию. Их направили в Кызылорду и отвели место на участке, именуемом Сабалак. Местное руководство сразу же предупредило о трудностях, которые коммуну ожидают после переселения. По сути, это была голая земля, на ко
торой не было ни жилищ, ни каких-либо других приспособлений для проживания. Коммуне пришлось начинать с нуля. Переселенцы стали возводить постройки и одновременно заниматься земледелием и животноводством. Под руководством местного водхоза проводили мелиоративные работы, строили оросительные сети и планировали участки под поля. Вся эта работа велась под контролем председателя коммуны Карла Уля. Несмотря на денежную и материальную поддержку правительства, коммуна вскоре распалась. Уже в 1927 году «Ульфельд» прекратила свое существование.
В XX веке казахский народ пережил страшную трагедию — голод и репрессию. 27 августа 1928 года был принят декрет о конфискации байских хозяйств, в результате поголовье скота в Казахстане резко снизилось. Ситуацию еще больше усугубила кампания по массовой коллективизации, начавшаяся осенью 1929 года. Сегодня в облархиве хранятся многие печальные документы тех суровых лет. Для реализации упомянутого декрета была создана окружная конфискационная комиссия, закреплены представители в каждый из восьми районов. В результате кампании у 54 человек было конфисковано 10958 голов крупного рогатого скота и 47299 овец и коз. Конфис¬кация шла в срочном административно-принудительном порядке. К примеру, в письме Сталину житель Кармакшинского района Габдолла Кошаков 10 ноября 1928 года писал, что он подвергся конфискации незаконно, несмотря на недостаточное поголовье скота в хозяйстве. А тех, кто противился, судили.
В отчетах о детской смертности есть такие цифры: за шесть месяцев 1933 года в области от голода скончались 1820 детей. Сильно недоставало продовольствия, в то время в месяц на одного человека выдавалось по одному килограмму зерна. В поисках пропитания многие наши сооте¬чественники были вынуждены бросить родную землю и уехать за границу. Немало их пыталось вернуться на Родину в те же годы. В архивных документах есть письмо председателю ЦИК Казахстана от некоего Толебая Кисыкова, датированное 15 апреля 1933 года. В нем говорится: «Мы, жители 2-го аула Кызылординского района, чтобы спасти детей от голода переселились в Таджикистан. Сейчас хотим вернуться и трудиться на родной земле, но средств на проезд у нас нет. Поэтому просим вас помочь с проездом до станции Тартогай. Нас – 30 семей, 810 человек».
Архивные документы рассказали и о том, как в годы войны из разных городов страны были эвакуированы из прифронтовой зоны и прибыли в Казахстан 22 высших учебных заведения, свыше 8 тысяч студентов, 545 преподавателей, в том числе 98 докторов наук и профессоров, 210 кандидатов наук. В 1941 году в Кызылорду прибыл Украинский объе¬диненный университет. В нем обучались 960 студентов, работали 86 преподавателей, из них 66 профессоров, докто¬ров и кандидатов наук, доцентов. В их числе члены-корреспонденты АН УССР, профессора И.Н.Буланкин, К.Д.Синельников, В.П.Барабашев, заслуженный деятель науки А.В.Нагорный и другие. Кызылординский педагогический институт предоставил им свои аудитории, кабинеты и лаборатории. Эвакуированные высшие учебные заведения продолжали выпускать учителей и ученых-специалистов, началась бурная научно-исследовательская деятельность военного времени, приближая час победы. Братский казахский народ оказал теплый прием и большую помощь в обустройстве эвакуированных вузов на новом месте. С помощью местных партийных и советских органов был проведен прием студентов на первый курс. Украинский университет принял 325 студентов, Крымский медицинский институт — 405. В докладной записке ЦК КП(б) Казахстана и СНК республики директор Крымского медицинского института писал: «В Кызылорде коллектив института успешно продолжает подготовку медицинских кадров высшей квалификации и активно занимается научной работой». Здесь плодотворно работали коллективы Крымского медицинского института, Московского сельскохозяйственного института, украинского театра им.Артема. Они продолжали выпускать специалистов, двигали вперед науку и культуру.
— Часто людям приходится обращаться в архивы для решения каких-либо юридических вопросов, — продолжает Н.Куанышева. — Например, человеку надо доказать, что в 1941-1945 годы он, будучи ребенком, находился среди эвакуированных в нашей облас¬ти. Причем, доказать на основе документов. А как это сделать, если ты живешь уже многие годы в другой стране? Только обратиться в наш архив. Людей, находившихся здесь в эвакуации, а также их потомков, можно встретить по всему миру. Часто приходят письма от граждан Израиля, Польши, США, России, Украины. Они просят найти различные сведения о родственниках или дать справку о том, что были у нас в эвакуации в годы войны.
Архивные документы имеют огромное значение в восстановлении законных прав и интересов отдельных граждан, в сохранении правдивой информации о событиях военных лет, являются доказательством того, какая работа проводилась в тылу для оказания помощи фронту и об эпопее перемещения из прифронтовой полосы огромных людских масс. Например, после освобождения захваченных немцами территорий стали возвращаться в родные мес¬та предприятия, учреждения, учебные заведения, а также мирные жители. В соответствии с советско-польским соглашением от 6 июля 1945 года были эвакуированы 1012 польских граждан из нашей области. Сохранился список детей польской и еврейской национальности, подлежащих перемещению в Польскую республику. Есть и другие документы тех лет, за каждым из них, за каждым письмом живой человек с нелегкой судьбой. Вот письмо из Германии от Анны Ароновны Сироты (девичья фамилия Эльстер): «Так получилось, что наша семья выехала из Воронежа 7 ноября 1941 года, а мы с братом, заболев корью, временно остались. Смогли выехать из уже горящего города 6 июня 1942 года. Затем прибыли в Кызылординскую область на полустанок Бекбаул. Я знаю, что с сентября 1942 года мой брат Григорий с сестрой Хаей учились в Казалинске в школе-интернате. Мы с мамой (Песей Гершковной) переехали в Казалинск весной 1943 года. Отец Арон
Лазаревич был на фронте. Очень прошу вас, найдите, пожалуйста, меня в списках эвакуированных людей». Письмо от Тамилы Трофимовны Грицак пришло с Украины: «Во время войны мы жили в ауле Буз-Арык Кармакчинского района. Мама
Антонина Владимировна работала заведующей фельдшерско-акушерским медпунктом с ноября 1941 года по май 1945-го. Жили люди в ауле бедно. Не хватало питьевой воды, продуктов питания, одежды, медикаментов. Многие часто болели. Были распространены инфекционные болезни. Мы жили при медпункте, куда приходило большое количество посетителей. Мы с братом Владимиром помогали чем могли. Приносили больным воду. Причем приходилось постоянно прожигать в печке единственную кружку, чтобы напоить следующего больного. Ночью, при свете коптилки, делали порошки, заворачивали в газетную бумагу, затем взвешивали и раскладывали. Хотелось, чтобы вы подтвердили нашу детскую работу во время эвакуации».
… Пройдут годы, и, безусловно, архивные документы понадобятся нашим потомкам. Просматривая их, они будут судить о том, как жили предки, как развивался регион. Архив — это не только совокупность определенных исторических источников, это очаг культуры, с безграничным историческим наследием и духовным богатством. Архивные документы — неотъемлемая часть культурного наследия человечества, они хранят ответы на многие вопросы, даже на те, которые еще не были заданы исследователями.
Ботагоз АЖАРБАЕВА
Фото Нурболата НУРЖАУБАЯ