Из салона автомашины, когда едешь по международной автомагистрали «Западная Европа — Западный Китай», на территории Кармакшинского района хорошо видны своеобразные холмы посреди степи. Говорят, что в незапамятные времена они служили своего рода маяком – на их вершине воины, которые несли караул, зажигали костры и таким образом предупреж¬дали округу о надвигающихся войсках неприятеля.
На самом же деле это то, что осталось от городов древней цивилизации. Об этом говорят результаты археологических раскопок, которые каждое лето здесь проводят сотрудники областного учреждения по охране памятников истории и культуры, научно-исследовательского центра археологии и этнографии Кызылординского государственного университета имени Коркыта ата и Института археологии имени Алькея Маргулана.
В составе экспедиции, кроме местных ученых-археологов, часто можно увидеть и старшего научного сотрудника государственного музея Востока, заведующего сектором археологии Средней Азии, кандидата исторических наук Сергея Болелова. С 1986 года ученый из Москвы работает в нашей области и с тех пор объездил регион вдоль и поперек, участвовал в раскопках многих известных сегодня древних городищ. О каждом известный ученый-археолог может говорить часами. В последние годы он всерьез заинтересовался историей Жетыасарской культуры, час¬тью которой является и этот археологический объект.
Ученые считают, что в конце бронзового века или в начале нашей эры в устье Сырдарьи существовала могущественная цивилизация, которая со временем получила название «Жетыасарская культура». Впервые ее памятники были исследованы в
1946-1951 годах Хорезмской археолого-этнографической экспедицией АН СССР под руководством Сергея Толстова. С 1973 по 1993 годы работы продолжались под руководством Ларисы Левиной.
Сегодня уже доподлинно известно, что на территории Кармакшинского, Жалагашского и Сырдарьинского районов было свыше пятидесяти хорошо укрепленных городищ, обнесенных высокими стенами. По времени ученые относят их к концу эпохи бронзы вплоть до IX века нашей эры. Возвышенности, которые мы сегодня видим, подъезжая к поселку Жосалы, и есть древние крепости-городища. Наиболее крупные из них — Алтын асар, Ашак асар, Кара асар, Базар асар, Томпак асар, Жалпак асар. Высота некоторых из них достигает десяти метров над окружающей равниной. Многие из них были высотой в два и три этажа, представляли собой крепости с развитой фортификацией и жилой застройкой внутри — своего рода укреп¬ленные дома-крепости.
В настоящее время раскопки ведутся на одном из крайних в южном направлении городище Кок асар, который датируется примерно VII-IX веками нашей эры и предположительно относится к огузо-кипчакскому периоду.
— Археологические исследования здесь ведутся с 2015 года, — говорит руководитель центра археологии и этнографии КГУ имени Коркыта ата Азимхан Тажекеев. – Объект трехъярусный высотой от четырех до шести метров и размером 40 на 45 метров, имеет многоугольную архитектуру и защитное сооружение протяженностью 60 метров. В восточной части располагалась цитадель высотой 8-10 метров.
Сейчас археологи в основном заняты расчисткой третьего яруса. Как говорит Сергей Болелов, можно с уверенностью говорить, что это был период развитого производства глиняного кирпича. Среди найденных артефактов — керамические изделия, обработанные рога оленей, орнаменты в виде бараньих рогов, монеты с надписями на арабском языке и другие. По мнению ученого, исследование и расшифровка надписей поможет более точно определить возраст городища.
Причину того, что раскопки ведутся именно в этом месте, специалисты объясняют тем, что оно ближе всех находится к областному центру, а значит, есть неплохие перспективы сделать его объектом туризма.
На наших глазах один из архео¬логов нашел керамический кувшин, в котором находились волчьи клыки и другие мелкие кости –
хорошо отшлифованные с мелкими отверстиями. Как пояснили ученые, посуда в древних городищах делится на столовую и культовую. Поскольку амулет находился в кувшине, можно предположить, что его хозяин был шаманом или лекарем.
Стоит отметить уникальность расположения городов-звеньев Жетыасарской культуры. С вершины одного из них — Жалпак асар хорошо видны шесть других асаров, расположенных вокруг. Ученые объясняют это так: городища Жетыасарской культуры расположены в виде пчелиных сотов, а само словосочетание «Жеты асар» в переводе означает «семь крепос¬тей». Трудно поверить, но на вершине какой бы из них человек ни находился, на горизонте всегда видны шесть.
Казыбек БОТАЕВ