• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НАРОДНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО: бесценное наследие, которое нужно беречь

Культурно-этнический центр «Қолөнер» начал работать не так давно, но уже стал одним из успешно развивающихся в регионе. Изготовление вручную различных предметов домашнего обихода и сувениров из натуральных материалов, выдержанных в национальном стиле — основное направление его деятельности. А работы реализуются в магазине изделий народного прикладного искусства, который открыла учредитель центра Аида Керимкулова.
Первым делом в глаза здесь бросается юрта. На прилавках – различные изделия: украшения из серебра, домбра, национальная одежда, женские сумки и многое другое. Обходя торговый зал, понимаешь, что попал в непростой магазин – здесь представлены изделия мастеров народного прикладного искусства.
– Многие, кто приходит сюда, думают, что это музей. Но это не так. Здесь нет экспонатов, это изделия, которые сделаны мастерами. Причем выполнены они исключительно вручную и из натуральных материалов. Каждому, кто желает что-либо приобрести, мы объясняем, что предметы – это не просто красивые вещи, которые можно подарить либо украсить ими свой дом. Это вещи, которые нужно применять в обыденной жизни, как когда-то их использовали наши предки. Вот, к примеру, юрта, которую мы установили в зале, точнее одна ее часть. В таких юртах жили наши предки, и мы хотели показать, что нельзя забывать свои корни, обычаи и традиции. Кроме того, этот уголок служит для нас местом проведения различных встреч, мероприятий, – рассказы-вает А.Керимкулова.
Хозяйка магазина отметила, что идея открыть магазин, заняться делом по возрождению и популяризации прикладного вида искусства давно витала в воздухе. И вот не так давно удалось ее реализовать.
– Сама я родом из Тараза, когда мне было полтора годика, мы с семьей переехали в Сырдарьинский район. Здесь я выросла, окончила школу. С детства мечтала стать дизайнером, но судьба распорядилась иначе, и я поступила в КГУ имени Коркыта ата на физико-математический факультет.
После его окончания работала, потом вышла замуж. Моя свекровь Арзанкуль Баймур-заева – одна из тех, кто в конце 90-х начала заниматься возрождением национального прикладного вида искусства. Тогда она была учителем труда в средней школе №12. Занималась шитьем различных изделий в национальном стиле, применяла в своих работах войлок. Воспитала немало учеников, которые сейчас продолжают ее дело. Свое ремесло, умение передала и мне. В начале 2000-х я начала делать первые шаги в мире бизнеса. Сначала это была работа в торгово-посреднической сфере, но идея заняться прикладным видом искусства, его развитием, не давала мне покоя. Начала разрабатывать бизнес-план. В 2015 году свекрови не стало. Год спустя я основательно взялась за
реализацию своей давней мечты – подала документы на кредитование. Так получилось, что в тот момент как раз шла подготовка к
международной специализированной выставке
«ЭКСПО – 2017», и бизнес-идея, предложенная мной, оказалась как нельзя кстати. Проект получил дальнейшее продвижение для получения льготного кредитования и уже в 2017 году наша команда принимала участие в работе выставки, – говорит собеседница.
А.Керимкулова объединила, можно сказать, всех ремесленников региона, а их около ста человек, из которых 85 активно сотрудничают с ней. Аида разрабатывает дизайн каждого изделия сама, предлагая затем мастерам изготовить их.
– На первых порах, когда только - только начинали свое дело, мы работали через социальные сети, затем идея воплотилась в жизнь, и я открыла магазин. Есть его филиал в гостинице «Султан Плаза». Это место выбрано неслучайно – там останавливается немало зарубежных гостей, которые могут приобрести товары, изготовленные нашими мастерами в национальном стиле. Выполнены они из кости, кожи, серебра, войлока. Взять, к примеру, деревянную ложку. При ее изготовлении мастер не обрабатывает материал станком, а вырезает стамеской. Это может занять три месяца. На изделие лак не наносится, так что это экологически чистый предмет. Или взять серебряную ложку. Само серебро имеет бактерецидное свойство. Особенно оно полезно для детей, людей преклонного возраста. Придаем значение и оформлению каждого товара. Шьем специальные упаковочные мешочки, туда кладем товар, обвязываем его красиво, применяя небольшие украшения из мельхиора, и вставляем визитку. На ней на трех языках пишем название товара, из чего он сделан, кто его автор. И при желании каждый покупатель может связаться с мастером для дальнейшего заказа, – поясняет А.Керимкулова.
Стоит отметить, что свое дело, Аида воспринимает в большей степени не как бизнес, а как попытку возрождения национальной культуры.
– Каждое изделие имеет свое предназначение. Посмотрите на эту композицию ( Аида показывает изделие из дерева). Она называется «Шанырак». Состоит из части юрты, в которой расположен бесик, а на нем асык. Эта композиция олицетворяет продолжение рода, символизирует удачу и успех. Ее обычно дарят парам, которые долгое время не могут стать родителями. И это только одно из многочисленных изделий, которые мы можем предложить. В каждый предмет, прежде чем его создать, мастер вкладывает определенный смысл. Используя предметы домашнего обихода в национальном стиле, мы тем самым прививаем любовь и уважение к нашим традциям и обычаям, воспитываем в этом духе нашу молодежь, – говорит моя собеседница.
Продолжая беседу, Аида сделала акцент на украшениях. Им в древности придавали особое значение. Уже с малых лет девочки носили кольца «кусмурын» – птичий клюв, в юности это могло быть кольцо с тонкими узорами и олицетворяло то, что девушка свободна, если оно было надето штыком вперед. В возрасте 30 – 40 лет женщина уже носила кольцо более утолщенное с массивными узорами, а в преклонном возрасте на палец надевали кольцо, внутри которого были осколки серебра, которые издавали определенные звуки. Таким образом бабушки утешали своих внуков.
«Құдағи жүзік» (перстень сватьи) – кольцо, которое надевают на два пальца, как символ единения двух семей. Его, как говорит само название, мама невесты дарила своей будущей сватье – маме жениха в надежде на то, что та будет относиться к своей невестке как к дочери.
Головной убор «сәукеле» – неотъемлемый атрибут в наряде невесты. Его обязательно надевает девушка, которая выходит замуж. Покидая отчий дом, она дарила своим младшим сестренкам «үкі» – пучок перьев филина в знак того, чтобы и они потом нашли свое счастье.
– Молодые люди из северных и центральных регионов страны пишут мне в соцсетях, что находят полезную информацию на моих страничках и готовят по ним рефераты и док-лады. Это, конечно, радует. В будущем хотелось бы продолжить работу в этом направлении и создать мастерскую при центре, где могли бы работать ремесленники. Кроме того, хотелось бы установить восьмиканатную юрту на прилегающей к магазину территории и проводить там различные национальные игры, в том числе «асық ату». Сейчас  на стадии разработки еще один проект – шитье одежды для работников офиса  с элементами национальных орнаментов, – отметила Аида Керимкулова.
Нургуль САЙЛАУБАЙКЫЗЫ
Кызылординские вести / Третья полоса 21 июнь 2018 г. 850 0