Земля Приаралья хранит в своих недрах много неразгаданных тайн и загадок. По территории Кызылординской области пролегали маршруты Великого Шелкового пути – древней магистрали прошлого, связывавшей города Востока и Запада от Китая до Ирана, Арабского халифата и Византии. Выполняя особую роль в осуществлении культурных и торговых связей, Великий Шелковый путь играл еще и политическую роль – по караванным дорогам спешили дипломаты и послы, выполнявшие важные государственные миссии. Сменялись времена и правители, с течением времени значимость приобретали то одни, то другие участки и ответвления Великого Шелкового пути, приходили в упадок и исчезали с лица земли одни города, на смену им приходили другие. Они хранят память о кровопролитных битвах и сражениях, жестоких и муд-рых правителях, смелых и отважных воинах.
На отрезке Великого Шелкового пути в нижнем течении Сырдарьи существовали такие города, как Жанкент, Сыганак, Жент, Баршынкент, имевшие важное экономическое и культурное значение в жизни кочевого края. В период раннего средневековья (X-XII века) на территории современного Казахстана на мес-тах постоянных зимовок появляются города. Расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовала в первую очередь заинтересованность во внешней торговле. Увеличение численности городов, развитие оседлой культуры наблюдается и в нижнем течении Сырдарьи.
Областное коммунальное учреждение по охране памятников истории и культуры организовало пресс-тур, в ходе которого журналисты посетили развалины древнего городища Баршынкент в Сырдарьинском районе. Оно расположено недалеко от аула Когалыколь в тридцати километрах к западу от Кызылорды, от аула его отделяет расстояние всего в два километра. В народе город называют Кышкала – возможно, поводом для этого послужило то обстоятельство, что на развалинах древнего города до наших дней сохранились обломки жженого кирпича (в казахском языке «кыш» означает «кирпич»).
Впервые город был обнаружен в 1899 году экспедицией Василия Каллаура, в прошлом столетии исследования были продолжены
Василием Бартольдом и Петром Лерхом. В 1946 году археологические работы на городище были продолжены Хорезмской экспедицией во главе с Сергеем Толстовым. Академик Алькей Маргулан пишет, что город упоминается в сказании о батыре Алпамысе. Баршын – любимая жена батыра из кипчакского рода, возглавляемого ханом Хулагу. Когда Алпамыс отправился вместе с ханом в Иран, он оставил жену в городе, который позже стали называть Баршынкент. Это, конечно, всего лишь предположение. И все же по свидетельству ученых, укрепленная крепость Баршынкент на границе огузов и кипчаков до нашествия Чингисхана имела не только важное стратегическое значение, но являлась центром культуры и торговли. Защитники крепости не раз оказывали сопротивление
Хорезмскому, Кипчакскому и Кимакскому ханствам. Позже они стойко держались под натиском войска хана Джучи, скрывшись за крепостными стенами. Тогда Джучи приказал заполнить ров, окружавший крепостные стены, водами Сырдарьи и затопил город и его мужественных защитников. Но после нашествия Джучи Баршынкент был быстро восстановлен и стал оплотом хана в нижнем течении Сырдарьи.
Описывая Баршынкент, живший во второй половине XIII – начале XIVвека историк и писатель периода правления монголов
Жамал Карши отмечает, что в городе в соседстве проживали огузы и кипчаки. Это был крупный политический и культурный центр эпохи Золотой Орды, где было развито просвещение, процветали ремесла и торговля, был даже свой монетный двор. Город перестал существовать в XV веке. Ученые называют разные причины – возможно, он был покинут жителями в связи с изменением русла Сырдарьи.
С мая 2018 года исследовательские работы на городище проводит международный научно-исследовательский центр «Археолог» под руководством кандидата исторических наук, профессора КазНУ имени Аль-Фараби Мадияра Елеуова.
С проникновением в степь ислама происходят изменения в архитектуре – большое значение приобретает строительство мечетей, которые чаще всего представляли собой портально-купольные сооружения. Сейчас археологи ведут исследования на развалинах мавзолея, где, вероятнее всего, был похоронен один из уважаемых людей. Судя по обломкам, мавзолей был построен из жженого кирпича квадратной формы. Передняя часть мавзолея была выложена кирпичами с резным орнаментом. Найдены фрагменты стены, украшенные цветной мозаикой, на которых сохранились арабские буквы. Мавзолей был полностью разрушен. Однако ученые установили, что он по внешнему виду напоминал мавзолей Ходжи Ахмета Яссави в Туркестане. Пока не решено, как будут вестись работы далее. Возможно, будет проведена работа по консервации объекта.
По мнению одного из членов экспедиции, кандидата исторических наук, профессора Института археологии имени А.Маргулана Докея Талиева, город Баршынкент возник на старом русле Сырдарьи на месте переправы под названием Тумар откель. Можно утверждать, что это был один из главных городов на этом отрезке Великого Шелкового пути. Город имел развитую культуру и отличался высоким уровнем благоустройства. Об этом свидетельствуют развалины еще одного сооружения, обнаруженного здесь археологами. Остатки разрушенного строения довольно внушительного размера – 23x18 метров – говорят о том, что здание имело форму восьмигранника. Трудно сказать, каким было его назначение. Сказать, что усадьба, нельзя, так как в этом случае здесь в ходе раскопок должны быть найдены обломки предметов домашнего обихода – остатки посуды, утварь. Скорее всего, строение имело хозяйственное назначение. Большой интерес представляет собой план сооружения – все выходы из комнат, расположенных по краям, ведут к большому помещению круглой формы, расположенному в центре. Здание имеет два входа, расположенных в противоположных концах. Что интересно, в помещении имелось несколько санузлов – об этом говорят углубления в полу, где по-видимому проходили трубы. Ученые обнаружили несколько слоев, по которым видно, что здание было перестроено. Исследования нижнего слоя, где сохранились на кирпичах следы сажи, ясно указывают, что здание было подвергнуто пожару, а затем отстроено заново. Пролить свет на все это могут только дальнейшие разведывательные работы.
Судя по найденным на месте раскопок обломкам керамики, можно предположить, что в городе было хорошо развито гончарное ремесло. В Баршынкенте – городе, находившемся на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, возникают товарно-денежные отношения, которые вытесняют товарный обмен. В середине XIII века находившиеся в низовьях Сырдарьи города достигли своего наивысшего расцвета, среди которых особенно отличался Отырар. Особое значение играл монетный двор Отырара, где чеканились вначале золотые динары, затем посеребренные дирхемы и медные фельсы. Все они обеспечивали не только местную денежную торговлю, но и торговлю между городами и даже средневековыми государствами. Монетные дворы начали функционировать также в Жанкенте, Сыганаке, Женте.
Чеканились монеты и в городе Баршынкенте. Об этом свидетельствуют найденные здесь археологами медные монеты. В развитии экономики городов в нижнем течении Сырдарьи важную роль сыграло то, что в начале XIV века они вошли в состав Ак Орды, которая была первым крупным государственным образованием, сложившимся на местной экономической основе в послемонгольское время на территории Казахстана. В средние века в низовьях Сырдарьи существовали города с развитой городской цивилизацией, высокой культурой жизни. Разгадыванием древних тайн занимаются археологи. И с каждым разом открываются доселе неизвестные страницы истории края.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА