Одним из создателей казахской национальной домбровой музыки был Курмангазы Сагырбаев. Наряду с такими известными композиторами, как Даулеткерей, Таттимбет, Сейтбек, Байсерке, Казангап, он оставил богатое музыкальное наследие.
Казахский народ безмерно благодарен ученице легендарного Курмангазы Дине Нурпеисовой, сумевшей сохранить и передать потомкам его неповторимые произведения. Всеми любимая народная домбристка навсегда осталась в памяти народа, как гениальный виртуоз игры на домбре.
Уральский журналист, бытописец XIX века Николай Савичев писал: «Я никак не ожидал, чтобы из такого беднейшего, перво-
бытного инструмента о двух струнах могло выйти что-нибудь похожее на музыку, но такова сила человеческой способности, –
из домбры выходила чистейшая музыка». С мнением русского мастера пера трудно не согласиться. Кюй был выражением эмоций и состояния казахской души. Например, существуют кюи для вдохновения «Шалкыма», отдыха – «Демалыс», печали – «Асан Кайгы». Разнообразие тематики поражает своим изобилием. Обычно перед их исполнением говорят: «А теперь послушайте, как расскажет об этом домбра». В руках мастера домбра может рассказать о многом – о радос-ти, успехе, о думах и тревогах народа.
Известно, что для каждого исполнителя была характерна индивидуальная, самобытная подача материала. Кто-то искусно владел голосом, кто-то – техническими приемами исполнения. Домбра народного артис-та Казахстана, исследователя казахской музыки Ахмета Жубанова – яркое тому свидетельство. Создатель оркестра народных инструментов имени Курмангазы А.Жубанов исследовал творчество композитора и обработал его кюи под оркестровое звучание. Гениальный музыкант написал историю му-зыкальной культуры – "Ғасырлар пернесi", "Замана бұлбұлы", воспитал целую плеяду людей искусства. Он автор многих известных и любимых сегодня музыкальных произведений.
Настоящим кюйши мог стать только одаренный человек. Не зря акын Кадыр Мырзалиев сказал, что истинный казах не сам казах, а его домбра. Кюйши – человек, кому могла быть подвластна домбра, это мастер, сумевший разгадать ее тайну.
«Играй свой кюй, домбра, играй, Напев чудесный разливай, Журчи, как горные ручьи, Да сердце радость напевай».
Так описал игру на домбре поэт-просветитель Абай. И спустя века дух Великой степи, мелодии прекрасного казахского инструмента не утратили своей прелести.
Диас НУРТАЙ