• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗВУЧАЩИЕ СТРУНЫ ИСТОРИИ

В преддверии национального Дня домбры в областном историко-краеведческом музее состоялась выставка «Домбыра – асыл мура», на которой представлено более десяти экземпляров этого музыкального инструмента.
Вот, например, домбра известного местного акына, кюйши Алимбая Алиаскарова. Он смастерил ее своими руками и не раз выступал с ней перед жителями низовий Сырдарьи. Передал домбру в дар музею его внук.
Почетное место на выставке занимает домбра известного жыршы, заслуженного артиста РК, профессора Алмаса Алматова.
– История ее появления в руках мастера-виртуоза трогательна, – рассказывает главный хранитель фонда областного музея Аманкуль Дуйсенбайкызы. – В конце 1980-х большая группа кызылординских артис-тов собиралась на гастроли во Францию. Поездка была ответственной, требовала тщательной подготовки, ну и, конечно же, хороших и доб-ротных инструментов. Понимая всю важность ситуации, известный в регионе ученый, ветеран труда, мастер Шайзада Махамбетов специально для своего любимого артиста А.Алматова изготовил именную домбру. С ней жыршы и отправился покорять французскую публику. Выступления наших артистов прошли с аншлагом, а мастерство А.Алматова покорило сердца парижан.
Еще одна домбра принадлежит Манапу Кокенову. Ее подарили акыну работники одного из производственных предприятий в Кентау. Как известно, акын никогда не расставался с домб-рой. В честь мастера-импровизатора сегодня в стране проводятся республиканские айтысы и творческие конкурсы. Он семь раз участвовал в Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве. В 1980 году ему было присвоено почетное звание народного акына Казахстана. В 2000 году он был признан Человеком ХХ века.
В свое время казахский поэт Жамбыл Жабаев подарил домбру певцу и композитору Нартаю Бекежанову. Домбра была преподнесена в одной из совместных творческих поездок.
– Коллекцию домбр в музее начали собирать со дня его основания, а это уже более 80 лет, – отметила А.Дуйсенбайкызы. – Последние экспонаты попали сюда в конце 90-х годов прошлого столетия. В экспозициях зала «Культура и искусство» хранится домбра акына Дур Онгара, жившего в середине ХІХ – начале ХХ веков. Именно с этого инструмента берет начало коллекция домбр в музее. Подарил музыкальный инструмент житель поселка Теренозек Алибай Онгарбаев.
Есть здесь домбры акына, певца Альмырзы Ногайбаева, ветерана труда Мурата Саламатова, известного руководителя группы вокалистов областной филармонии Акмырзы Туякбаева.
– Его инструмент именуется «Канатты домбра», – говорит моя собеседница, – специально для кызылординского артиста изготовил ее узбекский мастер. Она оригинальна, состоит из трех частей, которые можно складывать. С этой домброй А.Туякбаев вместе с агитационно-культурными бригадами в годы Великой Отечественной войны объездил в облас-ти все аулы, поднимая дух народа.
Акмарал Дуйсенбайкызы сказала, что популярностью среди посетителей музея пользуется также домбра нашей землячки, известной казахстанской артистки Гульнур Оразымбетовой. Домбра–сувенир изготовлена в форме асыка. Ее вручили певице на международном конкурсе «Азия дауысы» в 2000 году, где она заняла третье место.
Сегодня в фонде музея и его филиалах хранится порядка тридцати домбр. Каждая из них – наша история, культурное наследие, наша гордость.
– Точной даты появления современной домбры нет, – продолжает моя собеседница. – Ее прототип в глубокой древности. В конце восьмидесятых годов прошлого столетия в Алматинской области были найдены наскальные рисунки с изображением пляшущих человечков, а также инструмента, похожего на современную домбру. Археологи определили, что рисунок был сделан в эпоху неолита. Это значит, что нашей домбре уже больше четырех тысяч лет. Правда, есть и другие данные, что домбре шесть тысяч лет.
Говоря о кюе, А.Дуйсенбайкызы сказала:
– Для казахов кюй, например, — больше, чем произведение, это звучащая страница истории народа, его обычаев и культуры. Поэтому в народе очень высоко ценили исполнителей кюев – кюйши. Умение играть на домбре было важным для каждого казаха. Это подчеркивало их особую любовь к этому музыкальному инструменту.
Ботагоз АЖАРБАЕВА


Кызылординские вести / Третья полоса 30 июнь 2018 г. 966 0