Домбра – главный музыкальный инструмент, символ казахского народа. Как отметил Президент страны
Нурсултан Назарбаев, домбра – это душа казаха. В жизни кочевого народа музыка и песни играли огромную роль.
История домбровой музыки уходит корнями в глубь веков – об этом свидетельствуют археологические находки на территории Казахстана. Домбра, отличавшаяся мягким, нежным, певучим и бархатным звучанием, был излюбленным инструментом кочевников. В кюях казахского народа, передававшихся от поколения к поколению,передана вся гамма человеческих чувств и переживаний: радость, вызванная рождением ребенка, горе от потери близкого человека, грусть девушки, выданной за нелюбимого, тоска от разлуки, восхищение природой.
Искусство каждого кюйши и его стиль отличались яркой индивидуальностью, характерной манерой исполнения, разно¬образием тематики.
Как утверждают ученые-искусствоведы, до наших дней дошло около пяти тысяч кюев, авторы некоторых неизвестны. Особой любовью и всенародным признанием пользовались жившие в средние века в казахской степи талантливые кюйши и композиторы Коркыт ата (VII-VIII вв..), Кетбуга (XI-XIII вв..), Асан кайгы (XV в.), Казтуган (XV в.), Сыпыр жырау (XVI в.), Бухар жырау (XVIII в.),
Нысанабыз (XVIII в.).
В зависимости от техники игры и манеры исполнения различают два вида кюев – шертпе и токпе. В токпе-кюях звуки извлекаются из обеих струн сильными кистевыми взмахами, в шертпе-кюях – щипковыми переборами пальцами руки. Шертпе и токпе отличаются не только техникой исполнения, разные они и по тематике. В токпе кюях обычно отражаются яркие драматические события, они посвящаются выдающимся личностям с сильным волевым характером. Кюи шертпе характеризуются камерностью, лиричностью. В них нашли отражение глубокие человеческие переживания, психологические зарисовки.
Домбровые кюи токпе характерны для исполнительской школы Арки, Западного Казахстана, Алтая, Тарбагатая. Яркие представители западно-казахстанской домбровой музыки стиля токпе– Курмангазы, Даулеткерей, Дина, Сейтек. Кюи шертпе присущи исполнительским школам Восточного, Южного и Центрального Казахстана.Величайшими мас¬терами кюев-шертпе были Таттимбет, Сугир, Байжигит, Тока, Дайрабай.
Домбровые кюи отличались многообразием музыкальной формы – небольшие односложные сочинения, крупные эпичес¬кие поэмы, кюи-легенды, кюи-сказания. Среди мастеров игры на домбре наряду с айтысом особой популярностью пользовался кюй-тартыс – состязание в виртуозном владении домброй.
Наивысшего расцвета искусство кюйши получает в конце XIX– начале XX века. Земля Сыра с-лавилась своей развитой эпичес¬кой традицией, но не менее богато и интересно здесь представлено инструментальное творчество, которое имеет свои неповторимые черты, отличающиеся от западных и восточных домбровых традиций Казахстана. Уникальные и талантливые музыканты из народа, кюйши и композиторы Казангап Тлепбергенулы, Мырза Токтабулатулы, Алшекей Бектибайулы, Досжан Куракулы оставили богатое музыкальное наследие, которое по праву считается образцом народного искусства.
ВЛАСТИТЕЛЬ СТРУНШирокой популярностью и всенародной любовью пользовался кюйши Казангап Тлепбергенулы. Он родился в 1854 году в местности Акбаур на полуострове Куланды на берегу Аральского моря. Кюи Казангапа отличаются глубиной содержания, совершенством форм, красотой музыкального языка. Он создал свою исполнительскую школу, оригинальную по стилю и манере игры.
Первенец в семье бедного пас¬туха, Казангап рано познал тяготы жизни. С детства он помогал отцу пасти байский скот. Заметив способности мальчика к музыке, отец сделал ему домбру. Она стала верным спутником и единственной радостью Казангапа. Ей он поверял свои детские мечты.
Искусству игры на домбре учился у приезжавших в аул кюйши. Став юношей, Казангап с позволения отца отрправился к знаменитому кюйши Торешу, жившему в местечке Донызтау-Акколка. Тореша поразил незаурядный талант молодого домбриста. Он раскрыл ему секреты игры на домбре, обучил его многим кюям и на прощание дал благословение.
Окрыленный встречей с Торешем, Казангап продолжает совершенствовать свое искусство, встречается с признанными кюйши Орынбаем из Бескалы, Курманиязом из Эмбы. Большую роль в его жизни сыграла встреча с Усеном торе, влиятельным и богатым человеком. Но не знатным родом и богатством гордился Усен торе, дороже всего для него была слава великого кюйши. Редко кто из домбристов соглашался состязаться с ним в кюй-тартысе. Состязание в виртуозной игре убеленного сединами Усена торе с молодым Казангапом стало торжеством настоящего искусства – нежно и мягко пела домбра старого кюйши, настойчиво и звонко домбра Казангапа. В этом поединке не было побежденного. Усен торе в знак признания таланта Казангапа оказал ему самые высокие почести – надел на него чапан и подарил верблюда. Казангап же до конца жизни считал Усена торе своим учителем. В память об этой встрече в народе остались кюи Казангапа «Ысырма», «Киту-киту, кайт-кайт», «Шыныаяк».
Славу виртуоза-домбриста принесла Казангапу победа на кюй-тартысе, организованном в Конрате Азберген ханом. Это был один из выдающихся кюй-тартысов конца XIX века, в котором участвовали признанные в степи кюйши Орынбай, Дукенбай, Каратос-Аймагамбет и Каналы торе. Обязательным условием конкурса было исполнение 62 кюев «Акжелен». «Акжелен» – это вид кюя с оптимистичес¬ким, жизнерадостным характером, который должен присутствовать в репертуаре каждого кюйши. Домбрист традиционно должен знать и уметь исполнить 62 кюя-акжелена. Казангап сыграл наиболее интересные варианты-импровизации кюев «Акжелен», среди которых особенно выделялся первый кюй всего цикла под названием «Күй шақырар» (призывающий вдохновение). Заслуженную победу одержал в кюй-тартысе Казангап, и слава о нем быстро разлетелась по всей степи. Особое место в творчестве кюйши занимает цикл кюев, посвященных девушке по имени Балжан. Молодой Казангап повстречался с девушкой во время поездки в Каракалпакию. Пятнадцатилетняя красавица Балжан, дочь бая Уали, отличалась открытым характером и была искусным музыкантом. Уали поощрял интерес дочери к искусству. Казангап покорил девушку своим искусством, они вместе выступали перед публикой. На прощание Балжан со свойственной девушкам-сери открытостью призналась Казангапу в своих чувствах. Молодые люди полюбили друг друга, но им не суждено было быть вмес¬те: у сына бедных родителей не хватило средств посвататься к дочери каракалпакского бая. Когда ему наконец удалось приехать в аул Уали, девушка была уже выдана замуж. Казангап в течение всей жизни посвящал проникновенные и трогательные кюи своей несостоявшейся любви. Их около тридцати: «16-летняя Балжан», «17-летняя Балжан», «Балжан стала матерью», «Позволь мне удалиться, Балжан» и другие. Кюй «16-летняя Балжан» – трогательная история любви, вершина казахской домбровой музыки. Кюи Казангапа отличаются лиризмом и проникновенностью. Как пишет исследователь творчества кюйши Садуакас Балмаганбетов, «кюи Казангапа – это неяркая песнь. И в этой неяркости скрыта страшная метафизическая тайна бытия. Мощь, гигантский напор, характерные для кюев Курмангазы, здесь неуместны».
Композитор лучшим своим произведением считал кюй «Көкіл», посвященный дочери. Сейчас это слово не употребляется. Как следует из истории создания кюя, слово созвучно современному «кекіл» (хохолок). Как известно, Казангап поздно познал радость отцовства, и смерть единственной дочери стала для него невосполнимой утратой. Кюйши гладит дочь по хохолку (кекіл) со словами: «Кекілім-ау, көкілім-ау».
Казангап остро реагировал на происходящие вокруг события. В его творчестве отразились конф-ликты и перемены, происходящие в жизни родного края. Он глубоко сочувствовал судьбе родного народа, на долю которого выпало много бед и страданий. События 17-го года отразились в его кюях «Журтта калган», «Окоп». Коренные изменения в жизни народа, произошедшие после Октябрьской революции, композитор сравнивает с великим кочевьем. Казангап был одним из первых, кто обратился к теме революционных преобразований в Казахстане. Революционным преобразованиям в степи посвящены его кюи «Қызылкеруен», «Майдақоңыр», «Учитель», «Өтті-ау дүние». Кюйши был полон творческих замыслов, но осуществить их не успел. Он скончался в 1921 году и был похоронен возле аула Айшуак в Акбауыре (Актюбинская область).
Народная память бережно сохранила и донесла до нашего времени музыкальное наследие Казангапа. Сегодня его произведения представлены в репертуаре многих известных оркестров республики, исполняются многими современными казахскими композиторами и музыкантами. В его честь названы улица, школа искусств в Актобе, музыкальный колледж в Кызылорде.
ДАЛЬ СТЕПИ И СТРАСТЬ ДУШИ...Видным представителем домб¬рового искусства Праралья был кюйши Мырза Токтаболатулы. Он родился в 1847 году в местнос¬ти Жыланды Аральского района (ранее Казалинский район). В народе больше известен как Шалмырза. Этим именем он обязан своему происхождению – Мырза был выходцем из рода шал (торткара). Любовь к искусству пробудилась в его душе рано. В этом сказалось и влияние отца Токта¬болата – человека небогатого, но музыкально одаренного, прекрасного исполнителя на домбре. В его доме часто собирались известные музыканты. Мырза был не только современником известных в степи кюйши из Приаралья, со многими из них его связывала дружба. Аксакалы рассказывают о встрече Мырзы с Казангапом. Сын Усена торе, известного в крае покровителя людей искусства, содержал в Оренбурге базар. Приезжая в Оренбург – тогда это был центр Оренбургского генерал-губернаторства – степняки часто останавливались в доме сына Усена. Здесь случайно и встретились талантливые музыканты. Как старший по возрасту Мырза сидел на почетном месте юрты – торе. Казангап исполнял один за другим свои кюи. Очарованный необыкновенным даром тогда еще молодого Казангапа, Мырза дал ему свое благословение. Казангап же почитал Мырзу как своего наставника и учителя.
Мырза был не только талантливым сочинителем. В совершенстве владея домброй, он слыл мастером айтыса. В молодые годы часто вступал в песенно-поэтическое состязание с девушкой по имени Мамык, дочерью султана Байсары. Красивая и умная девушка всецело завладела сердцем Шалмырзы. Но он был беден, а она была дочерью состоятельного и влиятельного вельможи. Любовь к Мамык вдохновила его на создание замечательных кюев «Мамық», «Мамықтың жортақ күйі».
Интересна история создания многих его кюев. Однажды Шалмырза был почетным гостем на тое в одном ауле. Спасаясь от жары в юрте, он наблюдал за происходящим снаружи сквозь приподнятый полог юрты и увидел девушку, которая то приходила в соседнюю юрту, то уходила. У хозяев он узнал, что это бедная сирота, которая после смерти родителей воспитывает грудного ребенка, своего младшего брата. Попасть на свадьбу очень хотелось, а оставить малыша не с кем. Вот и ходила девушка взад-вперед. Так появились его кюи «Тән-тән қыз», «Әуіп-пәли, бөпем-ай», «Жалтаң қара».
После Октябрьской революции, спасаясь от голода, Шалмырза с семьей покинул родные края и уехал в Каракалпакию. По просьбе единственного сына Алмырзы в 1930-е годы возвратился на родину. Незадолго до смерти кюйши подарил свою домб¬ру племяннику Жалдыбаю, сыну своего брата Елеуке. Благодаря творчеству Жалдыбая Елеукеева произведения Шалмырзы дошли до слушателей. В 70-е прош¬лого века Жалдыбай был артистом эстрадно-концертной бригады имени Нартая Бекежанова. На концертах в его исполнении часто звучали со сцены кюи Шалмырзы.
Сегодня известно больше 20 кюев музыканта.
МАСТЕР КЮЯ АЛШЕКЕЙКомпозитор-кюйши Алшекей Бектибайулы (1847-1932) – один из выдающихся представителей домбровой школы низовий Сырдарьи. Творчество Алшекея – яркое явление в истории казахского музыкального искусства.
Он родился в 1847 году у подножия Каратау в местечке Бектибай сазы аульного округа Жайылма Жанакорганского района. Его отец Бектибай был человеком среднего достатка из рода конырат Среднего жуза, владел земельными участками.
На развитие творческих способностей оказали влияние отец, тонкий ценитель музыки, и дядя по материнской линии. Рустем –
музыкант-виртуоз, мастерски игравший на кобызе и сыбызгы.
Этому искусству он обучил племянника. Двенадцатилетним мальчишкой Алшекей мастерски исполнял популярные в народе кюи и слыл замечательным домб¬ристом. Вместе с отцом юный Алшекей бывал на тоях и празд¬нествах, проходивших на бескрайних степных просторах от Акмечети до Туркестана, что способствовало знакомству с бытом, традициями и культурой степных племен. Свой первый кюй «Аксак токты» он написал еще в юном возрасте, когда спас овцу, на которую напали волки. Славу и признание Альшекею принес кюй «Тепенкок».
Октябрьская революция внесла коренные перемены в жизнь кочевых казахов. Раскулачивание, вылившееся в широкие репрессивные акции, не миновало семью Алшекея и его ближайших родственников. Их признали баями и не приняли в колхоз, а имущество конфисковали. Семья Алшекея вместе с ближайшими родственниками была вынуждена бежать в соседний Узбекис¬тан. Находившийся уже в преклонном возрасте кюйши, переправляясь на весельной лодке через Сыр¬дарью, долго смотрел на несущие¬ся волны реки... Возможно, он предчувствовал, что ему не суждено будет вновь увидеть родную землю. Так родился один из его лучших кюев «Толкын» – философское размышление о жизни, судьбе народа.
Он автор более 100 кюев, к сожалению, не все они дошли до нас. Причина в том, что кюйши долгие годы провел в Узбекистане и Таджикистане. Потомки его вернулись на родину лишь в середине XX века. Он умер на чужбине в возрасте 85 лет и похоронен недалеко от Самарканда в мес¬течке Жауан. Пользуются известностью его кюи «Тепенкөк», «Ол кім?», «Желдірме», «Қыз тоқтаған», «Шерлі», «Сауда бұзар», «Толқын», «Жайлауда», «Тарту», «Терісқақпай».
СИЛА ИСКУССТВАВиртуозной игрой на домбре покорял слушателей Досжан Куракулы. В пятнадцать лет он мастерски исполнял кюи Казангапа, Алшекея, Шалмырзы.
Родился в 1878 году в ауле имени Карла Маркса (ныне аул имени Наги Ильясова) Теренозекского ( ныне Сырдарьинский) района. Его дед Курак был известным в краю батыром, сражался бок о бок с батырами Бухарбаем, Игибаем, Жангабылом, не раз побеждал в поединках прославленных батыров Хивинского ханства. Дос¬жана, оставшегося сиротой в четыре года, взял на воспитание дед Курак. Когда умер дед, мальчику было всего восемь лет. На развитие музыкальных способнос¬тей Досжана оказал влияние его дядя Уким. Вместе с дядей подросток с 15 лет выступал на тоях и празднествах и занимался сочинительством. Слава о нем как о искус¬ном кюйши, рапространилась по всей степи.
В 1939 году в составе группы артистов из Кызылорды во главе с Нартаем Бекежановым Досжан принимал участие в культурной программе Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. В 1937 году под его руководством в ауле Ширкейли был открыт кружок домб¬ристов. Незадолго до войны Дос¬жан создал в ауле оркестр народных инструментов, который неоднократно становился победителем многих конкурсов. В составе оркест¬ра было 25 артистов, среди них Рахматулла Султанов, Рамиш Абдрахманова, Сламбек Скаков, Шаки Оспанов. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году многие из них были призваны на фронт, вернулись в родные края не все. Сам кюйши умер в 1944 году.
Кюи Досжана сегодня входят в репертуары многих оркестров и ансамблей народной музыки. При Сырдарьинском районном отделе культуры и развития языков в 2000-годах был создан оркестр народных инструментов имени Курака Досжана, которым руководит известный в райне музыкант, кюйши Сансызбай Садвакасов.
Богатое музыкальное наследие народа еще не до конца исследовано. Почитать творчество великих сыновей казахской степи, помнить и изучать их произведения – одна из задач программы «Рухани жаңғыру».
В 2014 году в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО была включена номинация «Искусство исполнения домбрового кюя».
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА