Созданная в 2016 году путем реорганизации четырех департаментов государственная корпорация «Правительство для граждан» оказывает множество государственных услуг. С момента создания госкорпорация работает над тем, чтобы сделать госуслуги более доступными для граждан. Директор областного филиала госкорпорации «Правительство для граждан» Айдын Кайрул-лаев рассказал о новшествах в этой сфере.
-Айдын Бокенбаевич, в настоящее время государством упор сделан на формирование цифровых навыков казахстанцев. Какие меры предпринимаются со стороны «Правительства для граждан» по повышению цифровой грамотности граждан?- Главная задача, стоящая сегодня перед государственной корпорацией - обеспечение качества предоставляемых услуг, снижение административных барьеров, прозрачности процесса оказания государственных услуг. Я считаю, что все эти меры будут способствовать профилактике коррупции. Сейчас большую часть государственных услуг можно получить не выходя из дома, в электронном виде. В будущем каждый гражданин должен уметь пользоваться в повседневной жизни цифровыми технологиями, быть в курсе актуальных тем в сфере социальных медиа.
В связи с этим филиал госкорпорации «Правительство для граждан» по Кызылординской области в целях формирования цифровых навыков у местного населения проводит широкомасштабные акции и информационно-разъяснительную работу совместно с заинтересованными государственными органами. Краткосрочные курсы со специалистами областного филиала госкорпорации «Правительство для граждан» проводят в местах большого скопления людей. Цифровой грамотности обучаются госслужащие, учителя и работники других трудовых коллективов региона. Программа обучения обширная. Слушатели знакомятся с последними новшествами в сфере оказания госуслуг.
Всего краткосрочным обучением планируется охватить порядка 20 тысяч человек, на сегодня обучение прошли более 16 тысяч кызылординцев, в том числе 2500 студентов высших и средних специальных учебных заведений. Благодаря мероприятиям по повышению цифровой грамотности граждан доля электронных услуг в регионе по сравнению с прошлым годом выросла на 30%. С начала текущего года областной филиал госкорпорации оказал более 500 тысяч государственных услуг, из них 60% в
электронном виде.
Хочу отметить, что «Е-Gov» значительно упростил жизнь казахстанцев. К настоящему времени из 746 государственных услуги в «Правительство для граждан» передана 621 услуга, что составляет более 83 процентов. Через инфраструктуру электронного правительства доступны 452 государственных услуги, чтобы ими воспользоваться, нужно иметь электронную цифровую подпись, благодаря которой граждане не теряя времени, не обивая пороги государственных учреждений, могут получить услуги через Интернет.
- А куда могут обратиться неработающие жители области за получением цифровых знаний?- В каждом фронт-офисе област-ного филиала госкорпорации функционируют секторы самообслуживания «ConnectionPoint» - площадки, предназначенные для самостоятельного получения гражданами государственных услуг. Здесь посетитель имеет возможность получить услугу посредством электронного портала и выйти на другие государственные ресурсы. Консультанты «Connection Point» помогают клиентам подать заявку на получение электронной цифровой подписи и оформить необходимую электронную услугу. Граждане могут самостоятельно подавать заявки на получение ЭЦП, а также получать более 700 электронных услуг и сервисов.
Стоит отметить, что за 6 месяцев 2018 года через «ConnectionPoint» гражданам предоставлено более 136 тысяч ЭЦП и получено самостоятельно более 233 тысяч услуг.
Вся наша работа направлена на то, чтобы каждый потребитель понимал насколько сейчас просто и доступно получение государственных услуг. Можно сказать, наше кредо – простота и доступность для каждого потребителя.
- В сфере оказания государственных услуг много положительных новостей. Можете подробнее рассказать о наиболее популярных проектах?- Один из пилотных проектов, популярность которого растет среди кызылординцев – это регистрация рождения ребенка проактивным способом. Эта услуга была запущена в Казахстане в проактивном формате полгода назад, благодаря ей посредством SMS-сообщений, мама новорожденного, не выходя из роддома, может оформить и получить свидетельство о рождении ребенка, подать заявку на выплату пособия, присвоить ИИН ребенку и поставить его в очередь в детский сад.
С момента запуска услугой уже воспользовались около 800 мам по всему региону, которым не пришлось идти в ЦОН, или заходить на портал egov.kz.В очередь в детский сад поставлены 500 детей, назначены пособия 140 новорожденным.
Хочу поделиться еще одной хорошей новостью – в ближайшее время в проактивный формат перейдут и сферы пенсионного и социального обеспечения.
Следующий, не менее популярный пилотный проект – это получение справок через egov без привязки к электронно-цифровой подписи. Для этого достаточно иметь одноразовый пароль. Получить одноразовый пароль можно в ЦОНе, привязав при этом ИИН к номеру телефона. Также для получения одноразового пароля гражданину можно зарегистрироваться в базе мобильных граждан mGov на портале электронного правительства. Это нововведение значительно облегчило получение услуг, ведь не у всех граждан есть ЭЦП. Идти в ЦОН за одной справкой тоже не хочется. В таких случаях получение услуг с помощью одноразового пароля — идеальный выход из положения. В настоящее время таким образом можно получить 44 государственных услуги, в том числе и справку о наличии либо отсутствии судимости.
Специально для тех, у кого нет времени на посещение ЦОНа и сбор документов, государственная корпорация запустила пилотный проект «Ваш персональный менеджер». Теперь вместо услугополучателей собирать справки и документы в госучреждениях сможет специально подготовленный для этой работы сотрудник.Бывают сложные услуги, для получения которых необходимо посетить и другие инстанции кроме ЦОНа. Персональный менеджер индивидуально окажет государственные услуги, соберет нужные справки, при необходимости сходит в банк, если нужно, подаст объявление в газету о признании подлинника документа недействительным.
Также, персональный менеджер предоставляет консультации по телефону, вэб-мессенджерам «Telegram» и «Whatsapp» с 9.00 до 20.00, с понедельника по субботу, а готовые справки могут быть направлены клиенту на электронную почту, либо доставляться лично в руки. При необходимости персональный менеджер может выехать к заказчику на дом. Думаем, проект будет востребован среди банковских заемщиков, покупателей авто и представителей бизнес-сообществ.
Совсем недавно у казахстанцев появилась возможность перерегистрировать авто в онлайн режиме. Новый сервис запущен на портале электронного правительства в пилотном режиме. Поскольку услуги по регистрации автотранспорта пользуются все большей популярностью, новшество позволит не только экономить время граждан, но и сократить нагрузку на специализированные ЦОНы. Теперь при наличии ЭЦП на портале электронного правительства граждане могут переоформить автомобиль без посещения спецЦОНа или регистрационно-экзаменационного подразделения МВД.
- Эта новость очень заинтересует кызылординских автолюбителей. Расскажите подробнее, как это все делается?- Для получения услуги онлайн продавцу необходимо авторизоваться на портале egov.kz, ввести информацию о продаваемом авто, отправить запрос на проверку наличия штрафов, налоговых задолженностей и техосмотра, а при их наличии произвести оплату через портал электронного правительства. После этого покупатель сможет ознакомиться с заявкой в своем личном кабинете на портале электронного правительства, где после проверки штрафов можно перейти к оплате госпошлин за номерной знак, регистрацию транспортного средства и свидетельства о регистрации. Покупатель подтверждает смарт-сделку своим ЭЦП и ему останется только проехать в спецЦОН за номерным знаком либо заказать его доставку на дом.
- Можно сказать, перевод многих услуг в онлайн режим направлен на сокращение бумагооборота?- Сейчас в госкорпорации принимаются меры по сокращению количества бумажных справок.
В частности реализуется проект по сервису Paperfree – «Услуга без справки».
Например, в преддверии нового учебного года общеобразовательные учреждения запрашивают у учеников адресные справки, что создает массовый наплыв граждан в ЦОНы. По сервису Paperfree , учебные заведения могут запрашивать необходимый документ с портала электронного правительства. То есть родитель, подтвердив свое разрешение на получение электронной справки посредством SMS-сообщения, избавляется от обязательства лично ходить во фронт-офис.
- Какие меры предпринимаются для обеспечения безопасности личных данных граждан?- Обеспечение безопасности персональных данных граждан является одним из важных вопросов в деятельнос-
ти госкорпорации. Сейчас стала доступна функция блокировки личных данных на портале электронного правительства. В личных кабинетах пользователей портала электронного правительства появится функция блокировки данных, каждый может активировать и заблокировать любой доступ к своим данным. При этом, разблокировать доступ услугополучатели смогут только через личный кабинет. В следующем этапе будет реализован SMS-сервис для отключения блокировки доступа к персональным данным. Это значит, в случае блокировки доступа, при вводе ИИН гражданина в систему оператор ЦОН получит соответствующее сообщение с дальнейшими рекомендациями. Только после SMS-подтверждения от услугополучателя работник фронт-офиса сможет получить данные для дальнейшего оказания госуслуги. Это очень удобно и безопасно. Для того, чтобы пользоваться этим сервисом, необходимо зарегистрироваться в базе мобильных граждан.
- А какие нововведения ожидают кызылординцев до конца года?- До конца текущего года в Кызылорде планируем открыть цифровой ЦОН. Такие ЦОНы успешно работают в Астане и Алматы. Их работа полностью автоматизирована. Это новый формат предоставления госуслуг без участия операторов, в котором граждане самостоятельно подают электронные заявки с помощью пунктов общественного доступа, секторов самообслуживания «ConnectionPoint» и планшетов в специальных стенд-павильонах.
Кроме того, для повышения цифровой грамотности граждан, будет работать класс обучения, где шесть дней в неделю желающие могут повысить навыки по пользованию порталом электронного правительства и самостоятельного получения госуслуг.
Также, планируется внедрение системы предоставления услуг на основе биометрических данных, которая будет внедрена в качестве пилотного проекта в начале августа. Конечно же, биометрическая база,как и любая база данных, будет обеспечена безопасностью. Сдавать свои биометрические данные и авторизоваться на портале электронного правительства и через мобильные приложения можно будет по желанию. Биометрия запускается пока по двум параметрам – фотоизображение и отпечатки пальцев.
Хочу напомнить, что пилотный проект позволит в дальнейшем внести необходимые изменения в действующее законодательство.
- Спасибо за беседу.Записал Болат АСКАРОВ