• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЧЕЛОВЕК «ЖЕЛЕЗНОЙ» ВОЛИ

Темирбек Жургенов —государственный и общественный деятель, публицист, глубокий знаток казахской культуры. Он внес весомый вклад в развитие образования, культуры и искусства.
Т.Жургенов родился в ноябре 1898 года недалеко от нынешнего аула Жанаталап Жалагашского района. Его  отец Кара и дед Куан происходили из знатного рода, владевшего сотнями лошадей.
Учился мальчик в начальной школе, в Акмечетском училище. 1917 год застал его в далекой Уфе в стенах землемерного училища.
В 1918-1921 годах трудился в различных советских организациях в Торгае, Иргизе, Акмечети, вступил в ряды Компартии, был ответственным секретарем газеты «Қазақ мұңы» («Печаль казаха»).
Отучившись два года на рабфаке в Оренбурге, получил направление в Ташкент в Средне-Азиатский государственный университет, где  поступил на юридический факультет, который закончил с отличием. Его дипломная работа о районировании казахских земель с административно-хозяйственных позиций получила высокую оценку и была издана отдельной книгой. Темирбека оставили в университете преподавать государственное право и заниматься научной работой. В ту пору на страницах печати были опубликованы его многочисленные научные исследования и публицистические материалы. Особое внимание он уделял теме национально-освободительного движения 1916 года. Активная общественная жизнь прославила молодого человека по всему Туркестану.
Надо сказать, что юноша хотел посвятить свою жизнь служению науке. Но  судьба уготовила ему другой путь. Обучаясь в университете, Т. Жургенов исполнял и обязанности уполномоченного представителя Казахской АССР в Туркестанской Республике (позже Узбекской АССР), а на последнем курсе по совместительству работал ректором Казахского педагогического института. Особое внимание он уделял праву, политэкономии, истории, занимался статистическими, демографическими исследованиями. Принял активное участие в разрешении главной проблемы того времени — установлении национально-государственной границы Средней Азии и Казахстана. Знания, энергия, политические взгляды молодого человека не остались не замеченными руководством страны. В 1929 году Т. Жургенов был назначен наркомом финансов Таджикской АССР, а в 1930-1933 годы работал народным комиссаром просвещения Узбекской АССР.
Свободно владевший русским, узбекским, таджикским языками, он с рвением приступил к реализации важной реформы того времени —
осуществлению так называемой «культурной революции»: способствовал открытию сотне школ, изданию учебников, организовал узбекский цирк...
В 1933 году был назначен народным комиссаром просвещения Казахской АССР. Так началась его деятельность в области образования,
науки, искусства и культуры. Первым делом новый нарком приступил к ликвидации неграмотности, к повсеместному открытию школ с начальным образованием. Во всех областных центрах открывались шестимесячные курсы под лозунгом: «Каждый учитель должен обучить грамоте не менее 35 человек!». Специально было создано управление по обучению взрослого населения. В 1934 году изданы и бесплатно розданы населению сотни тысяч учебников. В те же годы увеличилось количество начальных школ, а спустя три-четыре года в Казахстане число учащихся превысило один миллион человек.  Т. Жургенов внес колоссальный вклад в открытие Казахского государственного университета. В ряде областей были созданы двухгодичные учительские институты, образованы десятки техникумов для промышленности, транспорта и связи.
Первые научные труды Т.Жургенов опубликовал в студенческие годы. Им были написаны книги и статьи по проблемам истории Казахстана, осуществления культурной революции, школьного строительства, организации воспитательной работы среди учащихся, ликвидации неграмотности взрослого населения. Т. Жургенов подчеркивал, что цель и задачи воспитания и образования определяются как достигнутым уровнем развития общества, так и исторической миссией господствующего в этом обществе класса. Он был убежден в том, что труд настоящего народного учителя, овладевшего в совершенстве педагогическим мастерством, преданного делу революции, составляет лицо и авторитет школы, определяет содержание учебно-воспитательной работы, мировоззрения учащихся, связь школы с родителями и общественностью. Решительно выступал против подмены живой повседневной воспитательной работы «одним, на весь год составленным планом». Правильная организация учебного и воспитательного процесса невозможна, считал он, если в школе нет элементарного порядка. Там, «где холод, грязь, разбиты окна, трудно внушить детям уважение к порядку, к культуре». Выступал за высокое качество преподавания предметов, указывал на необходимость объединения усилий педагогов, комсомольских и пионерских организаций в учебных заведениях.
При Т.Жургенове особое внимание уделялось культуре и искусству. К примеру, Алма-Атинский музыкально-драматический техникум был преобразован в учебный комбинат, при нем создали отдел кино. Открыта музыкальная школа в Уральске.
Народный артист К.Жандарбеков писал: «Темирбек Жургенов много пота пролил для того, чтобы казахское искусство расправило крылья. Мы его знаем как отца казахского театра».
13 января 1934 года — день постановки музыкальной комедии «Айман-Шолпан» — по праву считается Днем рождения казахской оперы. Позже были оперы «Кыз Жибек», «Жалбыр».   Канабек Байсеитов, народный артист КазССР, один из основоположников казахского театра, вспоминал:
— Создать оперу «Кыз Жибек» Брусиловскому предложил нарком просвещения Казахстана Т. Жургенов. Он вызвал его к себе и долго с увлечением рассказывал содержание этой любимой в степи легенды. Потом сказал, что назначает его редактором только что созданного Казахского государственного музыкального театра и дал «добро» на работу.  «Только напишите нам хорошую оперу!» – сказал нарком.
Т. Жургенов собирал и записывал многие произведения устно-поэтического творчества казахов, в том числе песни современных казахских акынов. В 1924 году издал один из первых сборников песен и поэм акынов Казахстана под названием «Терме», который был предворен большой вступительной статьей составителя. После сборник был значительно пополнен, отредактирован и выпущен на русском и казахском языках.
В его работах были отражены проблемы истории дореволюционной культуры Казахстана. Одним из первых он обратился к поэзии легендарного акына-философа XIV века Асана-Кайгы, описавшего свои безуспешные поиски «Жер-уйык» (земли обетованной). Народная артистка СССР Куляш Байсеитова, композиторы Ахмет Жубанов и Евгений Брусиловский в своих статьях и воспоминаниях говорят о большом авторитете и уважении, которыми пользовался  Т. Жургенов в среде творческой интеллигенции Казахстана. Их авторитет он заслужил своей высокой и разносторонней культурой, тонким пониманием искусства, истинной заботой о его развитии.
Т. Жургенов искал народные таланты, всячески поддерживал, создавая им необходимые условия для учебы и работы. Так, народный художник Казахской ССР Абылхан Кастеев по его рекомендации был принят в мастерскую старейшего художника-этнографа Н. Хлудова, а затем отправлен на учебу в Москву для дальнейшего совершенствования своего таланта. Т.Жургенов высоко ставил в духовном сближении наций переводческое дело. «Переводы классиков и писателей других народов Союза, — писал он,— сроднили казахский народ с лучшими литературными произведениями Союза и Запада, укрепили интернациональные связи в казахском творчестве». При его участии были изданы на казахском языке произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Толстого, Горького и других писателей.
За высокий вклад в дело развития народного просвещения Т.Жургенов удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Соратники говорили о нем: «Людям искусства порой не хватает той железной воли Темирбека». Неспроста уже тогда называли его «Железным наркомом», «казахским Луначарским». Все мероприятия проводились под его личным руководством и непосредственным контролем. Он объезжал каждый аул, каждый район, участвовал в репетициях театра, писал критические статьи, рецензии на постановки... Нарком просвещения Казахской ССР часто приезжал лично домой ко многим известным актёрам, беседовал об их житье-бытье. Он принимал активное участие в трудной судьбе Дины Нурпеисовой, не имевшей своего жилья.
Наступил 1937 год. В июне его кандидатура выдвинута в депутаты Верховного Совета СССР по Семипалатинскому избирательному округу. Спустя два месяца, 2 августа, Т.Жургенов был арестован. 25 февраля 1938 года, не дожив до сорока лет, был расстрелян. В то же время арестовали и расстреляли его отца, восьмидесятилетнего аксакала.
Супругу Т.Жургенова  Дамеш апай заключили в тюрьму, дав 8 лет. Жена «врага народа», сестра деятеля Алаш-Орды Алимхана Ермекова только в 1957 году, после долгих 18 лет страданий в тюрьмах, вернулась в Алма-Ату. В 1990 году в возрасте 86 лет она скончалась. Их единственный сын Шоратай умер в Ташкенте, когда учился. Усыновленный младший брат, не выдержав гонений и позорного клейма «враг народа», в годы Великой Отечественной войны добровольно отправился на фронт и не вернулся. Славный сын своего народа Т. Жургенов, ставший жертвой сталинского тоталитаризма, был реабилитирован в 1957 году. Его именем названы улицы, школы, Академия искусств в Алматы, Дом творчества в Кызылорде.  О нем написаны воспоминания, статьи, вышли в свет книги. Его жизнь и творчество стали объектом исследования ученых.
Умение увлечь людей идеями коренизации (политическая и культурная кампания Советской власти в национальном вопросе в 1920-е
и начале 1930-х годов, призванная сгладить противоречия между центральной властью и населением национальных республик СССР)  казахской культуры, сохранения культурного наследия для последующих поколений, преобразования своей Родины в цивилизованное современное государство собирало вокруг Темирбека Жургенова творческие силы. В условиях независимого Казахстана эти идеи получили новый импульс и воплощаются в жизнь, устремляя страну в будущее.
Майя АДЕНОВА

Кызылординские вести / Третья полоса 07 август 2018 г. 1 248 0