Мемориальному музею искусств Нартая Бекежанова в нынешнем году исполняется двадцать пять лет, но экспонаты, которые хранятся здесь, имеют вековую, а то и большую историю. Музей в аульном округе Кердели Шиелийского района был основан в октябре 1993 года.
Двухэтажное здание с двумя куполами построено в восточном стиле. Общая площадь музея составляет 384 квадратных метра, экспозиционная площадь 296 метров, здесь 5 залов.
В первом зале можно познакомиться с семейными фотографиями Н. Бекежанова и макетом «Строители Шиелийского канала».
Во втором посетили музея могут увидеть материалы и экспонаты, посвященные декаде мастеров искусств Казахстана в Москве, которая прошла в 1949 году, а также древние национальные музыкальные инструменты.
Третий и четвертый залы посвящены жизни и творчеству последователей и учеников Н. Бекежанова, здесь также музыкальные инструменты, вещи, которыми акын пользовался в быту.
Памятник Нартаю Бекежанову был установлен в ауле в 1990 году. Его автор – член союза художников Казахстана Ермахан Биманов.
В 2011 году в честь 20-летия Независимости Республики Казахстан в музее был открыт зал истории Независимости Казахстана.
Экспонатов в музее 15565, в том числе в главном фонде 9088. В хранилище музея еще 6477 экспонатов.
В 2015 году для капитального ремонта музея из областного бюджета было выделено 34,4 миллиона тенге, и теперь здание приняло вид, который, безусловно, радует глаз многочисленных посетителей.
С жизнью и творческой деятельностью акына и историей музейных экспонатов меня знакомили директор музея Габитбек Кошекбаев, главный хранитель фонда Нурдаулет Накипов, научный сотрудник Ментай Калтаева.
Вот, например, один из экспонатов, к которому мы подошли. Это «Қызыл сырнай» (Красная гармонь) Нартая ата. Конечно, у него было много гармоней, но эту знаменитый певец любил особенно. Она изготовлена в Казани, до 1998 года находилась в одном из музеев Алматы. Но благодаря стараниям композитора, певца, термеши, заслуженного работника культуры Казахстана Мухамеджана Рустемова, исследователю творчества выдающегося акына и композитора, она была передана мемориальному музею искусств
Н. Бекежанова.
В зале этно
культуры посетители музея сразу обращают внимание на экспонат «Тас диірмен» – ручные каменные жернова мельницы. Они были найдены на территории Шиелийского района при пахотных работах. Это ценный экспонат ХІХ века. В 2006 году его сдал Досбол Накып. Отмечу, что в аулах эти жернова использовались вплоть до конца прошлого века. Автор этих строк, например, помнит, как в начале 1970 годов его бабушка по материнской линии Алихан апа изготавливала национальное лакомство талкан из пщеницы, кукурузы и проса, пользуясь именно таким приспособлением. Потом эти мельницы исчезли и появились электрические мини-мельницы... Правда, вкус талкана не похож на тот, что в детстве...
В 1997 году младшая сестра акына Перуза Жусипова подарила музею складную кровать «Лира», на которой он отдыхал. Судя по внешнему виду, кровать сохранилась довольно хорошо. П. Жусипова в свое время преподнесла в дар музею красную рубашку, чапан и головной убор Н. Бекежанова, которые он надевал на выступлениях.
Есть здесь еще одна казанская гармонь акына. Ее в свое время Нартай акын подарил своему ученику Арзулле Молжигитову, который спус¬тя полвека передал ее музею. Он был один из самых именитых последователей Н. Бекежанова.
Нартай ата создал приаральскую школу жырши-гармонистов, в которую входили Балхашбай Жусупов, Арзулла Молжигитов,
Турсункуль Баяханова, Курманбек Бекпеисов.
В этой связи немного истории, как пришла гармоника в наш национальный фольклор. К середине XIX века с развитием народно-профессионального искусства, появлением талантливых народных композиторов Курмангазы, Даулеткерея, Казангапа, Таттимбета и других домбровое искусство поднимается на небывалую высоту. Развивается музыкальная форма кюя, оттачиваются технические возможности, создаются различные исполнительские школы. Это способствовало тому, что возник огромный отрыв домбрового исполнительства от бытового, в частности, многих старинных инструментов. И поскольку инструментальное искусство на древних инструментах не развивалось, оно постепенно стало выходить из музыкального обихода народа. Образовавшийся вакуум в национальном инструментарии в этот период с успехом заполнила гармоника, заимствованная от русских переселенцев. По свидетельству ряда исследователей, она стала массовым музыкальным инструментом, широко применяемым в быту. Но в отличие от других народностей у казахов гармоника кроме бытового музицирования нашла полнокровное самовыражение в различных формах традиционн
ого народно-профессионального музыкального творчества, проникая сначала в песенный арсенал народа, затем стала незаменимым атрибутом айтысов акынов. Певучий аккомпанемент гармоники прекрасно дополнял эпические произведения жырау, жыршы, гармонично звуча с песнями энші, өленші, салов, сері, наполняя колоритной экспрессией поэтические импровизации акынов. Игра народного музыканта на гармонике стала неотъемлемой частью его артистического имиджа, показателем многогранности таланта. Яркими представителями когорты акынов-гармонистов стали Шашубай Кошкарбаев, Естай Беркимбаев, Асет Найманбаев, Кенен Азербаев, в народно-певческой школе певцов-гармонистов – Жаяу Муса, Майра Шамсутдинова, Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, Мадениет Ишекеев, Болат Сыбанов, в древнем искусстве жырши, жырау — Тайжан Калмагамбетов, Нартай Бекежанов.
Именно на гармони Нартай акын исполнял свои знаменитые произведения.
Сейчас большой вклад в дело популяризации творческого наследия вносят Курманбек Бекпеи¬сов, Акмарал Ногайбаева, Рахметулла Жолтаев. В поселке Шиели работает школа искусств имени Н. Бекежанова, которую посещают сотни детей.
– В нашем мем
ориальном музее искусств можно проследить всю жизнь Нартая, – рассказывает экскурсовод Жанат Отеева. – Начиная с малых лет и до той поры, как он стал поистине народным акыном-сказителем, певцом и учителем. Его произведения навечно вошли в число лучших образцов поэтического и песенного творчества.
В следующей экспозиции мы видим фотографии и макет на которых Нартай ата вместе со своей культбригадой.
В 1937 году Нартай возглавил культбригаду Шиелийского района, которая вскоре превратилась в областной ансамбль, в составе которого были певцы, домбристы, танцоры, быстро завоевавшие успех у зрителей. Самодеятельный коллектив отличался широким репертуаром, в котором были казахские народные песни и кюи, произведения советских композиторов, скетчи и одноактные пьесы.
В народе этот коллектив называли «ансамблем Нартая». Широкую деятельность он развернул в годы Великой Оте¬чественной войны. С неизменным успехом выступал ансамбль в Чимкенте, Джамбуле, Кзыл-Орде, а также за пределами республики – в Оше, Джалал-Абаде и других городах.
Огромную роль в нем играл Нартай. Он выступал как певец, исполнял лирические и патриотичес¬кие песни, играл на домбре и гармони, аккомпанировал другим певцам, подбирал песни для ансамбля, помогал артис¬там найти свое амплуа, проводил репетиции, писал стихи.
В 1938 году на торжества, посвященные семидесятилетию творчес¬кой деятельности гиганта казахской народной поэзии, «отца акынов» Жамбыла, был приглашен и Нартай. Заметив его среди акынов, юбиляр обрадовался, подошел и обратился к нему со
стихами:
«О, Нартай, звонкоголос, красноречив!
Слово – сахар у тебя и мед – мотив.
Запоешь – и сердце вспыхнет в тот же миг,
Словно солнце, край земли позолотив».
Жамбыл очень высоко ценил Нартая. О его удивительном даровании, поэтическом мастерстве старый акын говорил не раз. На встрече народных акынов Жамбыл высказал свое пожелание: «Нартай, Кенен, Нурлыбек, пусть не смолкнут песни вовек»!
Кстати, фотография Нартая Кенена и Нурлыбека, о которых слагал стихи Жамбыл ата, тоже можно увидеть в музее.
В отдельной эксп
озиции хранятся пожелтевшие газеты, журналы, книги, где можно явственно ощутить дух того времени.
Стихи и песни Нартая регулярно печатались на страницах областных и рес¬публиканских газет и журналов. А в пятидесятых годах был издан сборник его стихотворений и песен под названием «Мелодии домбры». Сборник Нартая стал значительным событием в казахской поэзии. Восхищенный его талантом, Сабит Муканов писал: «Острослов, весельчак Нуреке с сердцем каждого накоротке». За активную работу в годы Великой Отечественной войны, заслуги в воспитании трудящихся в духе патриотизма Нартай был награжден орденом, многими медалями, которые сейчас хранятся в экспозиции музея. … Улицы, дома, клуб, мечеть и музей – все словно пропитано дыханием и силой творчества Нартая Бекежанова в его родном ауле. Везде чисто, уютно, а радушный прием местных жителей перенес меня на какое-то мгновение в эпоху великого певца. Больше всего меня поразили в музее своим убранством того времени шанырак и предметы обихода, а также серебряные украшения Бактыгуль, матери Нартая. Хранить память о человеке, внесшем огромный вклад в просвещение казахского народа, его музыкально-поэтическое искусство – очень важно для сохранения нашего национального кода.
Максут ИБРАШЕВ
Фото автора