• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СОЗИДАТЕЛЬ

Исполняется год, как ушел из жизни замечательный человек, ветеран Великой Отечественной войны, государственный и общественный деятель, Почетный гражданин Кызылординской области  Идрис Калиев.
Мне выпадала честь  писать материал об этом  выдающемся человеке. Он рассказывал о своей жизни, о том, что комсомол воспитывал у молодежи честность, трудолюбие, патриотизм, любовь к Родине, стремление совершать  подвиги во имя Отечества. Говорил о боевых товарищах,  послевоенной разрухе. Был  приятным собеседником, с точностью описывал события и называл даты,  рассказывал очень искренне, словно  переживал все  заново.
Идрис Калиев родился 15 мая  1925 года в Карашенгильском аульном округе Казалинского  района.   В то время люди жили трудно, и его семья, как тысячи других,  тоже, но ему все же удалось окончить семь классов. Хотел учиться дальше, но юношу отправили в школу фабрично-заводского обучения, а после — в локомотивное депо кочегаром паровоза.  В Красную Армию его призвали в  марте 1943 года. Вместе с ним ушел на фронт   близкий друг – кызылординец, ветеран Великой Отечественной войны Жанияз Шалболов. С детства и до самых последних дней Идриса Калиева друг был рядом с ним. Наверное, так близко, как знал Идриса Калиева Жанияз Шалболов, никто больше  не знал.  Вот что он вспоминает о своем друге:
– Мы с Идрисом Калиевым родились в одном ауле с разницей в один месяц. Я — 15 апреля 1925 года, он — 15 мая 1925 года. Жили по соседству, и даже были  родственниками. С малых лет мы  дружили, делили радость и горе. Я в 9 лет, после смерти  отца и отправки матери в трудовую армию,  убежал из аула. Голодный, бродил несколько дней  по рынку в Казалинске, а когда упал от бессилия, меня нашли и отправили в детдом.  А Идрис меня  там нашел.
Жанияз Шалболов и Идрис Калиев не расставались и на фронте. Их отправили на восток в расположение 31-го Даурского укреп¬района, на границу с Маньчжурией,  находившейся тогда под гнетом японских милитарис¬тов. Укрепленные огневые точки Квантунской армии практически впритык соседствовали с дотами красноармейцев. В те годы Япония не вое-вала против Советского Союза, но угроза вступления ее в войну на стороне Германии была. Поэтому СССР вынужден был держать на границе сильную группировку войск, в которую входил и полк, где служили Калиев и  Шалболов. Рядом с городом Хайларом   находился важный стратегический объект — большой мост. Наши солдаты охраняли, японцы же неоднократно совершали нападения. В боях погибли многие советские воины. Жанияз ата и Идрис ата  не раз участвовали в рукопашных схватках, и лишь благодаря хорошей подготовке, отваге и солдатской удаче им удавалось  остаться в живых. В 1945 году Идрис Калиев и Жанияз  Шалболов участвовали в освобождении Маньчжурии, Хайлара, Даляна... А когда началась массовая демобилизация и многих фронтовиков отправляли домой, старшину Жанияза Шалболова оставили в армии для обучения молодых   призывников и демобилизовали лишь в 50-м году.
Особо запомнился ветерану штурм  Хайлара, который удерживал внушительный гарнизон Квантунской армии. А к концу августа вся Маньчжурия была избавлена от японских оккупантов.    
– Когда мы вернулись с Идрисом в родной Казалинск,  он вновь устроился на работу в Казалинское локомотивное депо, — продолжает Жанияз ата.  – Экстерном сдал экзамены в школе по программе 10-го класса, поступил на заочное отделение экономического факультета КазГУ, потом успешно окончил Высшую партийную школу в Москве.
Жанияз ата вспоминает свадьбу Идриса Калиева.
– Из всех наших друзей только у Идриса была настоящая свадьба, которую ему устроил старший брат Култан, — продолжает мой собеседник. – Он привез из другого аула невесту на белом верблюде. Это был шик для того времени! Из еды на столе были только бесбармак и баурсаки, и это было настоящим торжеством.  
Идрис Калиев  сделал хорошую карьеру. Возглавив комсомольскую организацию на предприя¬тии, он  в 1954 году был избран первым секретарем Кызылординского обкома комсомола. В 1978 году стал первым секретарем Кызылординского горкома партии, а спустя четыре года – председателем облисполкома. Дважды избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР. Он кавалер ордена  Отечественной войны I-й степени, двух орденов Трудового Красного Знамени,  «Знак почета». В канун 70-летия Великой Победы Указом Главы государства Нурсултана Назарбаева награжден орденом «Құрмет».
– Он всегда стоял за  правду, помогал людям, — вспоминает Жанияз ата. –Если видел, что перед ним грамотный специалист, старался создать условия, чтобы человек работал на совесть. Он не смотрел на родственные связи, а ценил людей за честность и трудолюбие. Идрис Калиев был еще и председателем общественного фонда «Жалантос Бахадур». В  микрорайоне «Астана», напротив центральной мечети «Акмешит», благодаря стараниям Идриса был открыт памятник легендарной исторической личности, уроженцу земли Сыра Жалантосу Бахадуру. В мировой истории Жалантос Бахадур прославил себя как знаменитый полководец и искусный зодчий. Идрис Калиев был  из рода торт кара наурыз, а представители этого  рода считаются прямыми потомками Жалантоса Бахадура.
В 2010 году в Кызылорду приезжал с официальным визитом чрезвычайный и полномочный посол Китайской Народной Рес¬публики в Казахстане Чжоу Ли. Мы с Идрисом ходили на встречу, и нам, и другим ветеранам Чжоу Ли вручил благодарственные письма «За вклад в Победу в антияпонской войне» и подарки.
Яркие личности, каким был  Идрис Калиев, воспитывают немало учеников, и  всегда найдутся те, кто с благодарностью расскажет о наставниках. Мой собеседник Кудайберген Саржанов в области известный человек. Некоторое время он работал под руководством Идриса Калиева.
– Где бы  ни работал,  Идрис Калиев отличался высокой ответственностью, глубиной мысли, честностью и преданностью свое¬му делу, — говорит Кудайберген Саржанов.  – Он был чутким человеком, но когда дело касалось работы, очень требовательным. Под его руководством я работал почти три года. В 1969 году Идриса Калие¬ва назначили  заведующим промышленным-транспортным отделом  обкома партии. В тот же год после окончания высшей партийной школы меня направили инструктором  в отдел, которым руководил Идрис Калиев. В то время в  области шли  ударные стройки. Помню, как при нем шло строительство стадиона имени Гани Муратбаева.
Мне было поручено обеспечивать подачу транспорта.
Кудайберген Саржанов рассказывает, что строительство объекта  шло ускоренными темпами круглые сутки. И вот каждый день на стадион откуда-то стали привозить горячую еду, не только обед, но и ужин. Кормили по высшему разряду. Строители ходили довольные. Как выяснилось позже, это организовал  Идрис Калиев, который не раз приезжал на стройку и видел, как идет работа.  После  договорился с директором ресторана, чтобы строителей обеспечили горячим питанием.
С того времени К. Саржанов и И.Калиев не раз пересекались по работе и в кругу близких и друзей, с уважением относились друг к другу.
В 1969-1973 годах И. Калиев  был завотделом промышленности и транспорта обкома партии, в  1973-1978 годах работал  председателем Кызылординского горисполкома, в 1978-1982 годах – первым секретарем Кызылординского горкома, в 1982-1987 годах – председателем Кызылординского облисполкома. С большим уважением о нем рассказывает  ветеран труда Абдыхан Кубеев:
– В 1961 году после окончания Ташкентского института связи меня направили начальником Аральского районного узла связи. В то время телефонизация только начиналась, необходимо было много энергии, сил для того, чтобы «выбивать» в Москве фонды на строительство зданий связи  и установку автоматических телефонных станций (АТС). Первая в Казахстане такая  появилась в Павлодарской области. Мы ходатайствовали, чтобы вторая была установлена в Аральском районе. Писали письма тогдашнему министру связи Казахской ССР Абдразаку Елюбаеву, ездили на приемы и доказали, что нам она действительно необходима. В 1965 году впервые в нашей области в Аральском районе установили АТС на 500 номеров. А в 1966 году наш район возглавил Идрис Калиев и сразу вызвал меня. Он спросил, что нужно для того, чтобы полностью телефонизировать район, начать телевещание?  По этим вопросам он выходил на Москву, и со временем  в районе появилась телевышка и увеличилось число абонентов.
Старожилы, наверное, помнят то время, когда АТС появились у нас  на первых этажах многоэтажных домов. Это была идея Идриса Калиева. В советские  годы на развитие связи деньги из Москвы выделялись только на оборудование, а на строительство зданий нет. Поэтому Идрис Калиев, будучи первым секретарем горкома партии, предложил перестраивать первые этажи под АТС. Первая станция появилась в микрорайоне «Южный» — в доме номер 47 ( позже там был магазин«Галантерея») на 5000 номеров.
– Для АТС нужны были высокие потолки, 2 метра 90 сантимет¬ров, поэтому Калиев распорядился, чтобы  полы разбирали, опус¬кали вниз  примерно на метр, — продолжает А. Кубеев. – Таким образом не было проблем устанавливать  оборудование и открывать новые АТС. Через несколько лет количество абонентов в Кызылорде достигло  18 тысяч.
По воспоминаниям Абдыхана  Кубеева, Идрис Калиев пристальное  внимание уделял промышленности. В бытность его председателем горисполкома, затем первым секретарем горкома  в Кызылорде стали строить  промышленные объекты, развивался железнодорожный транспорт, началось строительство нового аэропорта.  И еще. Нефтедобывающим регионом Кызылординская область стала во многом  благодаря инициативе и энергичности руководства области в деле закрепления за регионом на длительный срок земель нефтяного месторождения Кумколь, находящихся под юрисдикцией  Жезказганской области. Первый секретарь обкома партии, Герой Социалистического Труда  Еркин Ауельбеков  и   Идрис Калиев, опираясь на свой высокий авторитет и статус, провели удачные переговоры  с руководством  соседней области и решили этот вопрос в пользу кызылординцев.  
Сегодня Идриса Калиева нет  с нами.  Но люди помнят этого удивительного человека, своими добрыми делами заслужившего всеобщее уважение.  
   Мира ЖАКИБАЕВА


Кызылординские вести / Третья полоса 18 август 2018 г. 776 0