• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЧЕТЫРЕЖДЫ ПЕРВЫЙ

ЧЕТЫРЕЖДЫ  ПЕРВЫЙ
Сеилбек Шаухаманов был последним первым секретарем Кызыл-
ординского обкома партии, потом  первым главой областной администрации, первым акимом области и первым сенатором от нашего региона. За исторически короткий срок –менее двух десятилетий – успеть стать четырежды первым на переломе эпох – это мало кому удавалось, а если быть точным, то этот результат превзойти уже нельзя.
Как стать первым, как долгие годы им оставаться – с этих вопросов и началась наша беседа с Сеилбеком   Шаухамановым.
– Раньше об этом серьезно не задумывался. Все казалось само собой разумеющимся  –
напряженно работал, постоянно учился у других и на своих ошибках, глубоко верил в то, что делаю – это на благо людей, и все это делало меня неплохим организатором,
руководителем. На каждом этапе своей карьеры доказывал, что мне и больший масштаб по плечу, и потому рано или поздно получал его. С годами эта схема мне стала казаться слишком упрощенной, и оттого, наверное, не совсем верной.
Нас, закончивших  среднюю школу, было девяносто ребят. И тогда, и сейчас объективно признаю, что я не был в своем выпуске  первым парнем. Да, я учился хорошо, но были те, кто учился лучше меня. То же самое могу сказать и про институт. Наш курс – это 150 молодых, способных и очень способных ребят. И здесь у многих моих сокурсников шансы стать первым были более предпочтительными, чем у меня, но первым  стал я, а мои одноклассники, сокурсники, много добившись в жизни, такого карьерного роста, как у меня, не получили. Почему? Стечение обстоятельств, превратнос-
ти судьбы? Отчасти, может быть, и  поэтому, но главная причина в другом. И пока я искал ее в себе, правильного ответа не находил. Потом понял, что корни наших достижений уходят на семь колен вглубь. Генетическая предрасположенность к той или иной судьбе закладывается в нас в течение  столетий.
 Наши предки знали это и всегда занимались генетикой, хотя, конечно, до конца ХХ века это слово почти никто из казахов не слышал. Но с другой стороны, изучая нашу историю, никто не будет отрицать, что у нас в Степи веками шел продуманный эмперически  осознанный генетический отбор. Институт брака у наших предков, надо это честно признать, был намного серьезнее и ответственнее, чем сейчас. Можно сказать, что каждый такой шаг делался на перспективу минимум на семь поколений вперед.
Изучая свою родословную, понимаешь, что в ней нет ничего случайного. Среди моих прямых предков все бии или батыры. Они начали писать мою биографию еще до рождения моего отца.
Мой отец – вот мой создатель. Он в советскую систему не встроился и никогда не пытался. С тринадцати лет он начал жить по религии. Он прожил 95 лет и достиг святос-
ти, как считают все, кто с ним был знаком. У него был дар ясновидящего, но самый его большой дар – это трудолюбие. Мой отец умел буквально все, что было связано с сельской жизнью. Он разводил и коров, и овец, и кур, и индюков, выращивал рис, кукурузу, бахчевые, яблоки, виноград, овощи.
Когда я учился в Алматы в институте, наша столица славилась своими яблоками на весь Советский Союз. Все, кто приезжал в Алматы, обязательно уезжал отсюда с яблоками. Только я ездил в Тулу со своим самоваром – всегда привозил или мне передавали нарочным отцовские яблоки. Кому они доставались, были уверены, что это лучшие алматинские яблоки. И все, что делал мой отец, у него получалось лучше, чем у других.
Когда я был советским школьником, студентом, потом на комсомольской, партийной, советской работе, мне казалось, что опыт моего отца, глубоко религиозного человека, его влияние на меня, –  все это осталось в детстве, ушло из моего арсенала. К счастью, это оказалось не так. Заложенное в меня моим отцом оказалось в моем характере, а значит, и в судьбе, главным,
стержневым.
  В этой жизни я много достиг. Избирался членом ЦК КПСС и ЦК Компартии Казахстана, депутатом Верховного Совета Казахской ССР, награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Дружбы народов, успел удостоиться наших отечественных орденов «Курмет», «Парасат». Ничего этого нет у моего отца, но было ли бы это все у меня, если б я не стоял на его плечах?
Много сделав в своей жизни, все равно отдаю себе отчет, что, казалось бы, прос-
тые и естественные поступки моего отца вряд ли бы я мог повторить. В довоенные голодные годы он привез из Ташкента двух сирот. Не на поезде, не на автомобиле или на арбе – он сколотил из нескольких бревен плот и сплавился по Сырдарье вниз до родных мест. Время было голодное, тревожное и бандитское. Вот и выбрал мой отец самый безопасный путь домой. Ночью плыли, когда все кругом спали, а днем прятались в тугаях. И про кормление для малых деток отец придумал удачное – купил в Ташкенте козу. Днем она паслась в тугаях, а ночью кормила малышей, а отец сухарями перебивался. То, что он сделал, ему казалось естественным, а ты сейчас, используя современные средства без детей грудных на руках, попробуй повтори такой маршрут.
Лидерские качества Сеилбека Шаухаманова стали проявляться в институте. Здесь в кругу своих сокурсников получил он по тем временам далеко не однозначное проз-
вище «Эйзенхауэр». Понятно, что получил он его, так сказать, в честь генерала армии, президента США Дуайта Эйзенхауэра. Генерал как союзник-победитель был в почете в СССР, а потом как президент все больше в карикатурах  «публиковался» в советской прессе. Вряд ли тот, кто первым назвал его Эйзенхауэром,  глубоко изучал биографию этого военного и политического лидера США, просто, наверное, отчетливо заметил  у Сеилбека какие-то генеральские черты характера. И не ошибся – по гражданской табели о рангах Сеилбек Шаухаманов дослужился до генеральских чинов.
Многое из биографии первого секретаря обкома партии, главы обладминистрации, акима области хорошо известно кызылординцам, потому что эта биография писалась на наших глазах, за исключением двухлетней работы председателем Тал-
дыкорганского областного Совета народных депутатов. Для Сеилбека Шаухама-
нова работа в Талдыкоргане прежде всего связана со знакомством с тогдашним Председателем Совета Министров Казахской ССР Нурсултаном Назарбаевым. По идее, главе правительства председатель обл-
исполкома представляется в день своего назначения. Это обязательный ритуал того времени. Вновь назначенный пред-облисполкома встречается с первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, Председателем Верховного Совета  и Председателем Совмина. Причем   не сам по себе ходит по кабинетам и встречается, а все это организует его величество аппарат. Как получилось, что глава Совмина, который в практических делах в регионах больше всего контачил с председателем       облисполкома, оказался с ним не познакомленным, сейчас уже не узнаешь, а неподтвержденные догадки – это не стиль Шаухаманова – он говорит лишь то, что точно знает.
Сколько бы продолжилась эта непонятка, неизвестно, но вскоре глава Совмина приехал в Талдыкорган на областную партконференцию как представитель ЦК.
– Перед конференцией глава Совмина, первый секретарь обкома партии и я встретились. Секретарю надо было готовиться к докладу на конференции, и он, извинившись, ушел. Мы остались с Нурсултаном Абишевичем вдвоем, долго беседовали. Наверное, тогда он понял, что как аппаратчик я никакой, а как практический руководитель чего-то стою. С тех самых дней я реально ощущал доверие и поддержку Нурсул-тана Абишевича Назарбаева. Неловкость, возникшая в результате аппаратных игр, прошла в  первые минуты нашего первого разговора, а дальше была только работа на благо родной страны. Это и только это может быть краеугольным камнем хороших отношений с Президентом нашей страны.
 Помимо известных талантов руководителя и организатора региональной экономики у моего уважаемого собеседника есть удивительный дар рассказчика. И он  проявляется не только в беседах, но и в книгах, которые написал Сеилбек
Шаухаманов. Его произведения «Алтын алма акыл ал», «Ер қанаты», «Иесi кiм бұл елдiң, киесi кiм бұл жердiң», «Бакытыңды бағалай бiл» и другие имеют успех у читателей. Мои друзья, кто читал эти книги, говорят, что они написаны не для престижа – автору есть что сказать, и он умеет сказать это интересно.
– Организация сельского производства – это, наверное, самая трудная часть работы руководителя области, – рассуждает мой собеседник, – потому что это производство и есть жизнь сельского населения. Это я хорошо знаю, потому что шесть лет был директором совхоза имени ХХI партсъезда Теренозекского (сейчас Сыр-дарьинский) района. Директор совхоза или председатель колхоза – это много больше, чем руководитель производственного коллектива. На данной территории практичес-
ки только у тебя сосредоточены материальные ресурсы, а значит, тебе решать все производственные, коммунальные, бытовые проблемы сельского жителя. Если руководителю сельхозпредприятия удалось наладить жизнь (тут производство от быта не оторвешь) в ауле или аульном округе, то такому человеку смело можно доверять руководство районом, городом, а там далее  регионом и министерством. По той простой причине, что тот же совхоз представлял собой практически мини-государство только без министерства обороны и иностранных дел.
Когда Сеилбек Шаухаманов был директором совхоза, то это предприятие было одним из лучших в области. В те времена существовала громадная система морального поощрения. Совхоз или колхоз мог получить  переходящее Красное Знамя райкома, обкома, ЦК Компартии Казахстана и даже ЦК КПСС, но среди хозяйственников, конечно, больше всего ценилось признание их заслуг в виде технических подарков. Если первый секретарь ЦК Компартии Казахстана – фактический руководитель республики дарил директору совхоза УАЗик, то это была высшая степень признания успехов. И такое признание Сеилбек Шаухаманов получил от Динмухамеда
Кунаева. Здесь надо учесть один момент –
секретаря райкома комсомола Сеилбека Шаухаманова назначили директором сов-
хоза, чтобы спасти хозяйство, которое было в числе отстающих, а его прежнее руководство было уличено в  воровстве. Так что хозяйство комсомольскому вожаку поднимать пришлось не с нуля, а из минуса выводить. И как показало время, сделать это удалось практически за один сезон, а дальше пошли победы в социалистическом соревновании (читай социально-экономичес-
ком развитии) в районе,  области,  
республике.
Сегодня в моде словосочетания «социальное партнерство», «социальная ответственность бизнеса». Это как бы то, к чему мы должны стремиться, то есть руководство предприятия должно думать не только о прибыли, но и о людях, которые ее создают. Правильное направление. Только вот единицу измерения этой самой социальной ответственности пока не придумали. Но если ее измерять в градусах, сейчас она у нас на уровне безалкогольного пива, а у Шауха-манова и других таких же директоров совхозов, председателей колхозов градус социальной ответственности доходил до 96.
– Работа директором совхоза дала колоссальный и бесценный опыт. Главное, чему здесь научился на всю жизнь, – за любой проблемой, задачей, проектом какого угодно масштаба всегда видеть конкретного человека. Только так можно принимать решения, которые, как минимум, никому не
навредят.
Когда руководил районом, областью, то приходилось принимать тысячи решений и ответственность за них. Оглядываясь назад, понимаю, что многое можно было сделать и лучше, и эффективнее, что-то можно было бы сделать иначе. Это нормально. Слава Аллаху, самокритичности я еще не утратил, но одно могу сказать точно: я не принимал решений, которые пошли бы во вред, ухудшили бы жизнь тех, кто  был в зоне  моей ответственности. Вот этот итог моей работы руководителя греет мне душу, не тревожит мою совесть, не пятнает мою честь.
Это хорошие слова, но важнее хорошие дела, которые стоят за ними. Маленькое отступление. Многие кызылординцы по тем или другим причинам, бывая в областном медицинском центре, наверное, обратили внимание, что рамы в окнах здесь деревянные, но герметичные. Их никто здесь не собирается менять на пластиковые, потому что они лучше них. Когда строился этот центр, Сеилбек Шаухаманов сразу сказал строителям, что качество работ должно быть не только высоким, но и лечебным. Во многом благодаря его неустанному контролю и помощи строителям наш ОМЦ, как, впрочем, и областной диагностический центр, построены с очень хорошим качеством, которое проверено двадцатилетней эксплуатацией. И парковая зона ОМЦ – это тоже результат увлеченности озеленением первого руководителя  области.
Многие успехи Шаухаманова как регио-
нального руководителя объясняются его
кадровой  политикой. Он, конечно, не с луны упал и всегда знал, что в традициях его народа помогать родственникам, близким и дальним, соседям и знакомым, а также их родственникам. И он всегда это делал, но просто делал это по уму. Хорошо разбираясь в людях, он давал им возможность проявить себя с сильной стороны, находил в них таланты и давал им развиваться. А вот предоставить теплое место по знакомству –
это не про него. Сеилбек Шаухаманов на посту главы области поставил себя так, что за шесть лет из столицы не было даже попыток повлиять на его кадровые решения. При таком иммунитете к блатному трудоустройству его знакомые, близкий круг, а тем более родственники даже и не думали с такими предложениями обращаться к
 нему.
Многие руководители самых разных уровней и раньше, и в наше время, и в будущем, определяя кого-то на «теплое»
место, объясняют это тем, что их  ментальность не позволяет им отказать в этом своим родственникам, друзьям, начальникам: откажешь – обидятся на всю жизнь. По-шаухамановски эта проблема решалась
просто: надо жить и работать так, чтобы никому в голову не пришло тебя просить о таком. И тогда не будет никаких обид.
Интересная деталь. Многое из того, что делал в своей жизни Сеилбек Шауха-манов, становилось не  только его опытом, а признавалось необходимым тиражировать по всей стране. Так было, например, когда его работа по развитию подсобных хозяйств в Талдыкорганской области была признана очень важной. Этот опыт был обобщен, проанализирован и принято решение о его распространении по всему Казахстану. А совсем недавно уже опыт работы Кызылординского областного совета ветеранов, который с 2005 года возглавляет Сеилбек Шаухаманов, был признан достойным повторения во всех областях
Казахстана.
Часто бывает так, что масштаб личности напрямую зависит от должности. Есть большая должность – есть большой масштаб, нет должности – и личности не видать.
Сеилбек Шаухаманов совсем другого покроя – масштаб его личности от должности не зависит и поверьте, до конца еще не измерен. Его дела и поступки долго будут примером, который очень нужен стране.
(«КВ» № 67, 2014 г.)
Кызылординские вести / Третья полоса 28 август 2018 г. 665 0