ЗДОРОВЫЙ РЫНОК – ЭТО ДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Государство уделяет большое внимание развитию конкурентной среды и предотвращению монополизации рынка. В этом деле серьезная ответственность ложится на антимонопольные органы. О работе, проводимой в этой сфере, наша беседа с исполняющей обязанности руководителя регионального департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Гульмирой УТЕГЕНОВОЙ.
– Антимонопольный орган в пределах своих полномочий расследует нарушения законодательства РК в области защиты конкуренции и принимает по результатам расследования решение. Какие основания могут служить для начала расследования?
– Основанием служат материалы, поступившие от государственных органов, обращения физического или юридического лица, сообщения средств массовой информации о наличии признаков нарушений законо-дательства РК в этой части, поступившие в антимонопольный орган.
В основном признаки нарушения устанавливаются по поступившим материалам государственных органов и обращений физических и юридических лиц. С начала нынешнего года поступило 34 обращения, по которым в рамках Предпринимательского кодекса РК были начаты расследования и направлены субъектам рынка и государственным органам уведомления о наличиях в их действиях нарушений.
– Какие были выявлены и пресечены факты нарушения антимонопольного законодательства?
– В 2017 году проведены четыре расследования в отношении пятнадцати субъектов рынка по фактам нарушений на рынке розничной реализации нефтепродуктов и сжиженного газа, на рынке аренды торговых мест и одно расследование в отношении государственного органа.
В текущем году проведено пять расследований по фактам нарушения антимонопольного законодательства местными исполнительными органами и два – в отношении 16 субъектов рынка розничной реализации нефтепродуктов и угля.
По итогам расследований возбуждены 13 административных производств и вынесены 9 предписаний об устранении нарушений.
– А монополизм по своей природе законен?
– Доминирование на рынке не является правонарушением и не подлежит пресечению до момента установления фактов нарушения антимонопольного законо-
дательства. Если монополист или доминант нарушает Закон, то в отношении ведутся меры реа-
гирования, установленные законодательством. Запрещаются также антиконкурентные соглашения и согласованные действия субъектов рынка, если в результате этого происходит ограничение конкуренции.
В прошлом году департаментом направлены 13 уведомлений, из них 4 – по злоупотреблению доминирую-
щим положением в части ущемления законных прав субъекта рынка, введения в заблуждение потребителей, предоставления им ложных и неполных счетов к оплате по потреб-ленному газу, применения разных цен к равнозначным соглашениям с субъектами рынка или потребителями без объективно оправданных на то причин на рынке розничной реа-
лизации бензина марки Аи-92/93, создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим субъектам рынка. Еще 9 уведомлений по недобросовестной конкуренции в части заведомо ложной, недобросовестной и недостоверной рекламы, реа-
лизации товара с принудительным
ассортиментом.
В текущем году направлено 8 уведомлений. По тем уведомлениям, которые не были исполнены, согласно нормам Предпринимательского кодекса РК проведены расследования и приняты меры реагирования.
– Какие нарушения чаще всего совершают государственные органы?
– В их числе ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранение с него субъектов рынка. Предоставление отдельным субъектам льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, или создание неблагоприятных или дискриминационных условий деятельности по сравнению с конкурентами. Прямое или косвенное принуждение субъектов рынка к приоритетному заключению договоров, к первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей либо перво-очередному приобретению товаров у определенных продавцов (поставщиков).
– Можете привести примеры?
– Например, проведены расследования в отношении КГУ «Аппарат аульного округа Акирек», ГУ «Кармакшинский районный отдел сельского хозяйства», КГУ «Сыр
дарьинский районный отдел сельского хозяйства», где незаконно провели государственные закупки по проведению земле-
устроительных работ и изготовлению идентификационных документов для производственного-промежуточных каналов в рамках Проекта по усовершенствованию ирригационных и дренажных систем путем прямого заключения договора из одного источника, что ограничивает конкуренцию. Тем самым они нарушили статью Предпринимательского кодекса РК по факту злоупотребления доминирующим или монопольным положением, то есть применили разные условия в равнозначных договорах с субъектами.
Сейчас аналогичное расследование проводится в отношении КГУ «Шиелийский районный отдел сельского хозяйства».
– Спасибо за беседу!
Наталья ЧЕРНЕЙ