Например, ребята, обучающиеся по специальности «газоэлектро-сварщик», проходят производственную практику в ТОО «Жылу XXI». А ребята, обучающиеся по специальности «Слесарь по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта» – в ТОО «Рза-Транс». А будущие трактористы-машинисты навыки работы по своей специальности приобретают в ТОО «Сыр маржаны». Квалифицированных веттехников готовят совместно с ТОО «Рза Асыл тулик». Ребята практикуются на фермах и полях агроформирований, станциях техобслуживания, в крестьянских хозяйствах… Отметим, что в колледже объем теоретической нагрузки по ряду учебных дисциплин сократили. То есть, производственной практике уделено порядка семидесяти процентов времени.
– В дуальной системе обучения заинтересованы все стороны — студенты, преподаватели и работодатели. В селе всегда нужны специалисты, которые владеют новыми технологиями, техникой, – говорит директор ТОО «Рза Асыл тулик» Женис Карабалаев. – Международный опыт показывает, что инвестиции в качество подготовки кадров окупаемы, и это надежный вклад капитала. Поэтому воспитание нового поколения специа-листов – задача не только государственных органов, но и бизнеса. Радует, что работодатели сейчас стали активнее включаться в процесс подготовки кад-ров для своих предприятий. С каждым годом престиж технических специальнос-тей растет.
– Но, к большому сожалению, родители продолжают делать за своих детей выбор, по-прежнему толкают их в юристы, экономисты, – говорит руководитель колледжа
Темирбек Исмаилов. – Поэтому, на мой взгляд, в школах, семье очень важна профориентационная работа, пропаганда рабочих профессий. Молодежь должна знать реальные истории успеха трудовых династий. Подготовка квалифицированных технических кадров –
вопрос стратегической важности. По большому счету, дуальная сис-тема была и раньше, к обучению рабочих кадров прикладывали сов-
местные усилия учебные заведения и различные профильные предприятия. Сейчас эта практика
восстанавливается.
– Считаю, что дополнительным элементом для подготовки кадров должна служить передача колледжей в доверительное управление крупным предприятиям, – говорит руководитель ТОО «Рза-Транс» Абай Абдразаков. – Речь идет о том, чтобы дать молодежи не просто диплом, а практические навыки работы на производстве. Дуальное обучение, основанное на эффективном сочетании теории и производственной практики, обес-
печивает высокий процент трудо-устройства выпускников. Ведь уже в процессе обучения студент адаптируется к производственным отношениям, социализируется в коллективе, учится ответственности, правильному отношению к жизни и труду.
– Все родители хотят, чтобы дети получили высшее образование, — говорит студент Казалинского аграрно-технического колледжа Айбек Жеткерген. –Но сейчас особенно востребованы технические профессии. Моя будущая специальность газоэлектро-
сварщик. Уверен, что работа после окончания учебы мне обеспечена. Сейчас мы проходим практику в ТОО «Жылу XXI».
Его мнение разделяет студент колледжа Нуртилек Казанбай, который учится по специальности «Ремонт и техническое обслуживание сельхозтехники»:
– Хорошо, что молодых людей, желающих осваивать рабочие специальности, становится все больше. Молодежь стала понимать, что престиж рабочих профессий растет, и есть хороший материальный стимул для работы. Сейчас мы задействованы в жатве, учимся управлять комбайном. Весной студенты нашего курса принимали активное участие в посевной. Области нужны механизаторы, агрономы, трактористы... Я, например, знаю: без дела и заработка не
останусь.
Элементы дуального обучения внедрены и в Кызылординском колледже сервиса и услуг. Здесь, к примеру, совместно с компанией «Бест-сервис ЛТД» готовят квалифицированные кадры для сферы сервиса и услуг.
– У нас обучают по таким специ-
альностям, как мастер холодильно-компрессорного оборудования, по ремонту и обслуживанию бытовой техники и оборудования телекоммуникаций, ребята проходят производственную практику на предприятиях, – говорит директор индустриально-технического колледжа Ташим Оразбек. – Работа по внедрению дуальной системы в колледже продолжается, в частности, обновляется содержание учебно-методических материалов, педагоги, мастера производственного обучения проходят курсы повышения квалификации.
К примеру, инженер-педагог Эльмира Ескараева прошла обучение в университете Глазго в Великобритании, а Жанат Асылбеккызы обучалась в Финляндии. Между колледжем, Палатой предпринимателей, областным управлением образования, Ассоциацией предпринимателей в сфере сервиса и услуг подписан договор о совместном (корпоративном) управлении учебным заведением. Основная идея такого сотрудничества заключается в подготовке кад-ров для системы сервиса и услуг, в контроле качества их подготовки.
Надо сказать, что производственную практику на крупных предприятиях общепита проходят не только студенты, но и мас-тера, и педагоги колледжа. Конт-ролируют весь процесс подготовки кадров так называемые эдвайзеры, которые должны помочь молодым людям пройти путь от студентов до квалифицированных
специалистов.
– В нашем колледже организовано дуальное обучение с производственной практикой на действующих предприятиях области, среди которых ТОО «Best-Service LTD», «Раим», «Dalatex», «Аль-Асад», «ДГУ-Cервис», – говорит студентка колледжа сервиса и услуг Назерке Жиенкожа. – Обучение ведется в соответствии с потребностями рынка труда и в тесном сотрудничестве с предпринимателями. Производственную практику мы проходим на базе заведений общепита, в торговых центрах, выезжаем на предприятия, перенимаем опыт у ведущих специалис-тов, знакомимся с условиями труда. Думаю, что такая система обу-
чения повышает шансы студентов найти работу после получения
диплома.
Благодаря дуальной системе обучения, студенты колледжа без труда трудоустраиваются после окончания колледжа. Например, Багдат Оразбаев работает шеф-поваром в ресторане «Брикстон», поваром в столовую областного акимата устроился Бек Алмат, Акгуль Турганбай работает швеей в ТОО «Dalatex».
Отметим, что колледж сервиса и услуг первым в области стал внедрять дуальное образование по специальности «Организация питания». С начала нового учебного года дуальную систему внедрили и по специальности «Машинист авто-
крана», колледж заключил договор о прохождении производственной практики с ТОО «Асар» и ТОО «СМП-Кызылорда».
– Практика подготовки профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-ассоциаций и работодателей в нашем колледже существует уже несколько лет, – говорит
Т. Оразбек. – Считаю, что теоретические знания непременно должны закрепляться на производственной практике. Помнится, в советские времена у каждого училища было базовое предприятие, где ребята проходили практику, а по окончании устраивались сюда на работу. «Шефы» делали заказ на нужных специалистов, которых и готовили в училище. Такая система давала высокую занятость выпускников. И хорошо, что подобная практика с учетом реалий рынка активно возрождается.
София АЛДАМЖАРОВА