Одним из месседжей президентского Послания стал тезис о развитии образования. Учитывая, как быстро меняется мир, определенно ясно одно – общество должно быть ориентировано на развитие человеческого капитала.
Вопросы о развитии образования мы задали бывшему министру образования и науки, ныне акиму Кызылординской области Крымбеку Кушербаеву. В своем интервью он поделился своим видением развития «экономики знаний».
Интервью на Tengrinews от 09.10.2018 года.
– Крымбек Елеуович, сегодня много говорится о качественном, а может даже о коренном преобразовании сис-темы образования, что развитие цифрономики диктует новые условия. Ваше мнение, что необходимо предпринять?
– Нужно работать на опережение! Образование должно быть ориентировано на экономику будущего. Т.е. сейчас мы должны готовить кад-
ры даже не под текущую экономику, а под экономику, которую мы будем создавать. Причем работать на опережение мы должны на устойчивой основе и в долгосрочной
перспективе!
В нужное время нам нужны в нужном месте нужные люди с нужными навыками. Мы должны просчитывать наперед, кого и к какому году готовить. И начинать готовить их нужно не с университета, и даже не со школьной скамьи, а уже с детского сада!
На мой взгляд, система дошкольной подготовки у нас не совсем выстроена. А ведь она является одним из полноправных уровней образования. Мое мнение, что подготовка детей сегодня уже на этом уровне должна сопровождаться определенной предпрофессиональной ориентацией, чтобы дети уже к школе понимали, какие сегодня существуют технологии, какие новые профессии их ожидают, и, возможно, с учетом этого уже выстраивали свое обучение, делая упор на те или иные предметы.
–Вы считаете, что уже в детском саду ребенок должен определиться, кем он хочет стать? Но ведь к тому моменту, когда он окончит школу, его предпочтения могут измениться, и не раз!?
–Согласен. Но наша задача, чтобы к окончанию школы он определился!
Вы знаете, один из показателей, за которым мы всегда следим, это показатель трудоустройства выпускников. Востребованность — это критерий качества образования. Но есть одно «но»! Да, это прекрасно, что человек работает, но надо смотреть, где он работает и по своей ли специальности. Сегодня, надо признать, у нас существенный диссонанс – готовим людей по одним специальностям, а востребованы они по другим. По данным оценки отечественных экспертов, 60% выпускников не устраиваются по профессии. Почему?
Во-первых, как я уже говорил, нет предпрофессиональной ориентации. Большинство подростков сегодня не могут твердо ответить на вопрос, какую профессию они хотят получить. Именно поэтому у многих ребят к окончанию бакалавриата наступает психологический кризис: они понимают, что пошли не туда по настоянию родителей или в силу еще каких-то причин, в то время как им хотелось бы работать в другом направлении, и им надо менять свои интересы и жизненную стратегию.
В советские времена школьники получали представление о разных профессиях в рамках учебных дисцип-
лин. Но с тех пор появилось много новых специальностей, которые сейчас никак не упоминаются на уроках. На мой взгляд, просто необходимо интегрировать информацию о профессиях и в дошкольную, и в школьную программу. Ведь, если ребенок покидает школу, не выбрав профессию, проблемы возникают и у него, и у работодателей, и у государства.
Во-вторых, не работает система госпланирования, которая должна обеспечивать вузы информацией о потребности экономики в кадрах на перспективу.
Не изучается рынок труда и вузами, не учитываются тенденции в экономике. У вузов нет заинтересованности в трудоустройстве выпускников! А ведь за это должен нести ответственность, в первую очередь,
университет.
Что такое эффективность образования? Эффективность образования –
это во многом эффективность экономики. Конкурентоспособность кад-ров – конкурентоспособность экономики и страны в целом.
Буквально пару месяцев назад Национальная палата предпринимателей «Атамекен» провела оценку образовательных программ вузов.
Исследования показали, что очень много ненужных для изучения предметов, которые только отнимают время у студентов.
Программы дисциплин не соответствуют потребностям IT-рынка. В основном эта проблема характерна для государственных вузов, что, конечно, в большей степени обусловлено низкой зарплатой профессорско-преподавательского состава и невозможностью привлечь специалистов с рынка.
Кроме того, зачастую за одним преподавателем закрепляется десяток, а то и более дисциплин, как соответствующих его специализации, так и не свойственных ему. Как следствие, мы имеем соответствующие знания у студентов.
Нужно менять обучающие прог-раммы, приводить их в соответствие с требованиями времени. Т.е. вузам необходимо разрабатывать гибкие и интегрированные образовательные
программы.
–Крымбек Елеуович, по экспертным оценкам в странах Западной Европы вклад человеческого капитала в формирование ВВП составляет 30%, в США–40%, а в странах СНГ это всего 10-15%. Прокомментируете?
– Действительно, сегодня на первый план выдвигаются качественные характеристики социально-экономического развития. Крайне важно за счет чего происходит рост экономики.
Прирост ВВП должен идти за счет высокотехнологичных производств – образования, здравоохранения, науки и других интеллектуальных услуг. В результате увеличивается эффективность социально-экономической системы, а главное – растет качество жизни.
Поэтому ключевым драйвером экономического роста и всех благ должен стать человек, его образование и навыки. Это главный приоритет для нас сегодня!
Надо вкладываться в его развитие! Мы должны переключиться на подготовку высококвалифицированных, а значит, и высокооплачиваемых работников. Мы могли бы поставить задачу, чтобы наше население имело не менее 19-летнего образовательного уровня (детсад, школа, вуз). Наша задача, чтобы не менее 50% выпускников наших школ имели высшее
образование.
Ведь образованный человек – это такой же ресурс, каким в последние десятилетия была нефть, и он должен стать ключевым фактором роста благосостояния страны во второй половине XXI века, оттеснив на второй план материальное производство и инвестиции в основной капитал.
Человек в полном смысле должен стать производительной силой – от его знаний, умения, навыков, опыта во многом зависит успех всего дела. В результате будет обеспечиваться высокое качество и самого экономичес-кого роста.
Мы должны повернуться к главной задаче – обеспечить форсированные вложения в «экономику знаний» в тесной взаимосвязи с инвестициями в основной капитал.
Учитывая, что человеческий капитал формируется, прежде всего, системой образования, эта сфера в современной экономике, на мой взгляд, должна рассматриваться как инвестиционная, определяющая возможности экономического роста, а не как затратная – наряду с социальной помощью. Ведь инвес-
тиции в образование – это оптимальное решение как для отдельно взятого человека, так и для страны в целом! И окупаются они не дольше, чем в среднем инвестиционные проекты.
Именно поэтому, начиная с 2014 года, мы направляем выпускников своих школ в лучшие технические вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Первые 32 студента "Мос-
ковского института стали и сплавов" и «Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров», из 452 обучающихся по гранту Правительства Российской Федерации, уже в этом году вернулись домой, а 42 выпускника продолжат учебу в магистратуре. Еще 58 наших ребят благодаря нашему сотрудничеству с российскими вузами поступили туда в текущем году.
– Вы считаете, кардинальная реформа высшего образования нужна? Или все-таки старая школа лучше и целесообразнее создать нечто новое на ее
основе?
– Я думаю, что речь должна идти о непрерывной модернизации. Вузы набирают молодых людей в одних экономических условиях, а выпус-кают через 4 года уже в совсем других. Изменились требования, потребности, задачи. Повторюсь, что задача вузов — всё время анализировать, прогнозировать, какие потребности возникнут и что с ними будет происходить через определенный период времени. Поэтому модернизация должна стать непрерывным и не-отъемлемым процессом развития любого вуза.
Судите сами. На Петербургском экономическом форуме в 2018 году были озвучены результаты опроса среди исполнительных директоров со всего мира о влиянии технологий на
команды компаний. 62% этих исполнительных директоров считают, что в будущем они будут нанимать людей больше, а не меньше, даже несмотря на внедрение искусственного
интеллекта.
Но надо понимать, что цифровизация меняет требования к трудовым навыкам. Люди в будущем будут вынуждены чаще менять свою работу, их карьера не будет линейной, как сейчас. Поэтому постоянное обучение становится как никогда важным на фоне того, как быстро устаревают старые знания. Соответственно, эти изменения должны учитывать в своей работе и вузы.
По оценкам Международного экономического форума, уже к 2020 году 20% рабочих мест изменятся. И это также предполагает наличие соответствующих навыков. Поэтому надо создать систему, которая позволит избегать риска лишиться работы из-за автоматизации. А ключ к решению такого рода вызовам — это непрерывное образование.
У нас, к сожалению, практически отсутствует инфраструктура выявления и поддержки талантов в сферах создания и использования технологий, социальной активности и предпринимательства, коммуникаций и дизайна, а также наук, не входящих в школьную программу.
В этом плане интересен опыт России по созданию «Кванториумов». Я уже не раз об этом говорил. Это детские технопарки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Думаю, этот опыт можно использовать для реализации задачи, поставленной Главой государства в Послании.
Ведь не секрет, что очень часто барьеры доступа к образованию выталкивают талантливую молодежь из страны на поиски более лучших условий обучения. На сегодняшний день, к примеру, по некоторым данным, в России обучаются 75 тысяч студентов-казахстанцев, преимущественно на гранты РФ. Еще около 130 тысяч студентов выезжает в дальнее зарубежье по грантовым и платным программам. Все ли они вернутся? Вопрос!
Более того, по итогам исследований, связанных с мотивацией современной молодежи, выявилось, что у всех без исключения, помимо таких потребнос-тей, которые были всегда, это работа и жилье, на первую позицию вышли —самореализация и справедливость. И это не может не радовать.
– Что на Ваш взгляд может поднять конкурентоспособность выпускников наших вузов?
– Нашим молодым специалистам не хватает практических навыков. Наши студенты нуждаются в инклюзивном образовании.
Сегодня крайне сложно найти молодого человека, который хотел бы стать инженером и заниматься конкретными задачками. Кто должен воспитывать этого инженера с определенным набором навыков, которые он как ремесло будет продавать компании? Где воспитание по учебникам, где вшивание в мозг, что на инженерии все строится? Этих ценностей, к сожалению, сегодня нет. Уверен – это наша недоработка!
На мой взгляд, сейчас очень мало говорится про «синие воротнички». Приведу официальную статистику. По стране в сфере промышленнос-
ти трудится всего 10% молодых людей, чуть больше 7% трудится в строи-
тельной отрасли. Зато в сфере оптовой и розничной торговли занято 17% молодежи. Вымыло класс людей, которые умеют работать руками сами и умеют организовать работу 3-5 человек вокруг. Вот этой прослойки, гордой своей профессией, сейчас практически нет. Работать руками сейчас не модно, не престижно. Старое поколение, старые кадры уходят, а опыт передавать некому! Да и опыт должен сразу трансформироваться, чтобы соответствовать требованиям времени.
И еще, думаю, школы, колледжи и вузы должны внедрить у себя занятия по коллективной реализации проектов, обыгрывать различные ситуации. И то, и другое имеет соревновательный эффект, рождает лидеров, учит работать в команде. Это важно.
Teaming – это сейчас один из основных современных трендов в образовании. Подготовка команды как целого, а не просто отдельных специалистов, коллаборация – максимально эффективно помогает решать задачи нынешнего времени.
Сегодня, как показывают исследования, лишь небольшая доля выпускников выходит из школ, колледжей и вузов с опытом лидерства, позитивного и инициативного социального действия. И это проблема не только у нас в Казахстане, это проблема практически всех стран постсоветского пространства.
– Образование – самая затратная сфера для бюджета Кызылординской области. Побеседовав с Вами сегодня, я начинаю понимать, почему. Тем не менее, это проблемная сфера для
Вашего региона?
– Несмотря на то, что в последние годы в сфере образования очень много сделано, и мы можем похвастать достаточно хорошими результатами, проблем здесь достаточно и сегодня.
Но увеличивая расходы на эту сферу, мы думаем еще и о том, что именно необразованность, невостребованность выталкивают молодежь, особенно малообеспеченную, в условия рынка неквалифицированного или низкоквалифицированного труда без социальных лифтов, что ведет к росту преступности среди этой час-ти молодежи. К ее маргинализации.
Понимая это, к примеру, ежегодно порядка 100 одаренных сельских ребят из малообеспеченных и многодетных семей мы направляем на обучение в ведущие вузы страны по гранту акима области. В этом году число грантов увеличено в 2 раза – со 100 до 205. Таким образом, на сегодняшний день обладателями таких грантов у нас стали уже почти 900 человек. А с текущего года мы до 70% грантов переориентировали на IT-специальности.
Кстати, уже второй год подряд 97% всех выпускников кызылординских школ поступают в вузы и ссузы, 57% из них стали обладателями государственных грантов. Это на 509 больше, чем в прошлом году. Этими показателями мы особенно гордимся!
–Зачем региону столько
IT-специалистов?
– А вы посмотрите, как быстро сейчас меняется, ну, к примеру, архивное дело! Сегодня здесь нужны не просто специалисты, понимающие толк в этом деле, но и в технологиях, ведь все сейчас переводится в цифру.
Или, готовя педагога, нельзя прос-то обойтись гуманитарными дисцип-линами, нужно снабдить его навыками работы с гаджетами, умением собирать материал, обрабатывать его, работать с теми устройствами, которые сопровождают его в профессии.
IT-сфера – сегодня это не только индустрия, это и сельское хозяйство, и ЖКХ, и оборона, и вся гуманитарная сфера. Это все сферы нашей жизни.
Каждый должен понимать, что в наше время глобальной конкуренции и быстрых изменений наиболее успешны те страны, которые делают ставку на способность человека улучшать жизнь, развивая себя, страну, планету. И ключевую роль в этой новой повестке играет образование. От того, что будет происходить в ближайшие 7-8 лет в наших детских садах, школах, колледжах, университетах, зависит место, которое Казахстан займёт в мире к середине XXI века. Это сейчас зависит от нас с вами, от нашей работы, от нашего подхода к делу. Можно прос-то наблюдать за происходящим и плыть по течению, ничего не привнося в происходящее, а можно «грести
веслами»!
А завершить хочу словами Ли Куан Ю:"Выживают те культуры, которые открыты к изменениям в условиях жизни, готовы принимать новые вызовы. Тот, кто к этому не готов, остается далеко позади".
Tengrinews.kz