• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗНАЙ СВОИ ПРАВА

О защите прав потребителей в последнее время приходится говорить все чаще и чаще. К сожалению, в погоне за легкой наживой иные поставщики услуг и товаров порой не гнушаются сомнительными методами. Как быть, если в магазине продали некачественный  товар? Как доказать монополисту, что расчеты в квитанции неверны? Ответ  один – обращаться за помощью  к специалистам  в областной департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защиты конкуренции и прав потребителей. Как защищать свои права? Об этом корреспонденту «КВ» рассказал руководитель отдела защиты прав потребителей  департамента Еркасым Сулейменов.
– Как сегодня можно охарактеризовать ситуацию с правами потребителей в нашей области?
– К сожалению, приходится констатировать, что их права все чаще нарушаются. Например, в торговых центрах и интернет-магазинах, в которых возникают проблемы с пищевыми продуктами, купленной одеждой и обувью. Эти товары пользуются спросом, с ними, соответственно, связано и больше проблем. С начала года  к нам поступило  134 обращения от потребителей,  из них 64 процента – жалобы на сферу розничной торговли. Это  письменные и устные обращения – у нас есть «телефон доверия», по которому потребители могут обратиться с претензией или получить необходимую консультацию и разъяснение по своему вопросу.  К примеру, люди жалуются на то, что в супермаркетах и магазинах на вит-рине указана одна цена товара, но кассир пробивает совершенно другую. Продавцы объясняют это тем, что не успели поменять ценники. В данном случае идет нарушение прав потребителей. Ведь согласно новым законам, теперь покупатель вправе платить за товар ту цену, которая указана на ценнике. За обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара и услуг или иной обман потребителей предусматривается административная ответственность в виде штрафа.
– В магазинах часто можно встретить надпись «Проданный товар возврату или обмену не подлежит». Возникает вопрос: почему? Ведь общеизвестно, что покупатель вправе обменять купленный товар в течение определенного времени…
– Действительно, на самом деле продавец или изготовитель обязаны обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара в течение 14 дней со дня его приобретения. Если он надлежащего качества, не был в употреб-лении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы и ярлыки, то отказать вам не вправе. Желательно, чтобы при себе был документ, подтверждающий факт приобретения продукции. Однако существуют определенные категории товаров, которые обмену и возврату не подлежат. Перечень их небольшой, запомнить несложно. Это животные, растения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, нательное белье, чулочно-носочные и метражные товары (ковровые изделия, ленты, кружева, тесьма, провода, шнуры, кабель, линолеум и так далее). Приобретая их, потребителю нужно быть очень бдительным, иначе придется потратиться еще раз. Продавец их вряд ли обменяет, и он будет прав.
– В большинстве наших магазинов, как правило, не дают фис-кальных чеков. Что делать в этом
случае?
– Если у гражданина нет документа, подтверждающего факт приобретения товара, это не лишает его права подать жалобу. Можно ссылаться на свидетельские показания, а также документы и другие средства – фото или видеофиксацию, сделанные в момент покупки или разбирательства. Я призываю всех изучить основной документ в этой сфере – Закон «О защите прав потребителей». Из него граждане узнают о том, в каких ситуациях и как можно отстаивать свои права.
– Такой пример. Купили сотовый телефон в кредит. Срок внесения первоначального взноса наступает через две недели. Но в товаре уже проявился недостаток, в связи с чем потребитель решил  сдать его обратно в магазин. При сдаче поставил вопрос о расторжении договора купли-продажи. Продавец заверил, что сам обратится в банк для расторжения договора кредитования. Как правильно поступить в этой ситуации?
– В подобной ситуации во избежание неприятных эксцессов не следует слепо доверять действиям продавца. Договор кредитования был заключен между двумя сторонами: вами как потребителем и банком как кредитором. Значит, его расторжение возможно только по инициативе одной из указанных сторон. Поэтому вам необходимо самостоятельно обратиться в банк с письменным заявлением на имя управляющего, в котором нужно поставить вопрос о расторжении договора кредитования в связи с расторжением договора купли-продажи и приложить акт возврата товара между магазином и вами. Только в этом случае вы сможете подтвердить факт уведомления банка о своем намерении расторгнуть договор кредитования в связи с расторжением договора купли-продажи. Кроме того, следует помнить, что заявление необходимо оформлять обязательно в двух экземплярах, отдавать под
роспись либо направлять заказным письмом с уведомлением.  
– Потребитель купил электронный термометр. В тот же день проверил его на себе и своих домочадцах. У всех  температура оказалась не выше 35,4. На следующий день он пошел в аптеку, чтобы его вернуть, но администратор заявила, что отправит его в сервисный центр на экспертизу, от  результатов которой  будет зависеть, вернут  деньги или нет. Можно ли потребовать возврата денег, пока не пройдет экспертиза?
– Если потребитель выявил в товаре какие-то недостатки, по закону он вправе потребовать возврата стоимости некачественного товара. Это требование продавец должен удовлетворить в течение 10 дней со дня предъявления. Однако если продавец сомневается в причинах возникновения недостатка, он имеет право провести проверку качества товара (экспертизу). На это у продавца есть 30 дней (п. 2 ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей»). В течение этого времени его представители должны рассмотреть ваше требование и провести проверку качества (экспертизу) товара. Если выяснится, что в товаре есть недостаток, требование потребителя должно быть удовлетворено. Если же эксперты напишут, что недостатка нет, но ваша температура так и «не повысится» до положенных 36,6, придется оспаривать результаты экспертизы в судебном порядке.
– Вправе ли  потребитель  присутствовать на экспертизе товара?
– В законе нет запрета на учас-тие при проведении экспертизы, из чего следует, что потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Однако если разбирательство в суде, если назначается экспертиза, то с  заявлением следует обратиться в суд.
Записала Наталья ЧЕРНЕЙ
Кызылординские вести / Третья полоса 16 октябрь 2018 г. 391 0