• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОСТРОЕ СЛОВО ПРИШПОРИВ СТРУНОЙ

Три года назад айтыс был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Решение об этом было принято на заседании ее Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия.

Вместе с обществом развивается, шагая в ногу со временем, айтыс акынов – один из  древнейших видов искусства, берущий начало в незапамятные времена. Это искусство является золотым истоком духовных ценностей, которое способствует обновлению и улучшению человеческого духа.

Айтыс – это публичное состязание акынов, поэтический турнир импровизаторов, который представляет собой сложный синтез ряда искусств – поэзии, музыки, драматичес-
кого представления, исполнительского мастерства. Темы выбирают слушатели, а побеждает участник соревнования, продемонстрировавший наибольшую музыкальность, чувство ритма, оригинальность и остроумие. Поэтическая схватка, стремительный поединок слов, как правило, происходит перед собравшимся народом. Вступая в состязание без предварительной подготовки и обдумывания, импровизируя поочередно, акыны соревнуются в остроумии и находчивости, глубине значений, блес-
ке мыслей, умении сочинять стихи экспромтом. Вдохновенные импровизации исполнялись под аккомпанемент домб-
ры, кобыза, либо на особые мелодии отдельных акынов, сопровождались выразительными жестами.

Корни айтыса уходят в древность, в обрядовые, свадебные песни, в хоровые исполнения, в словопрения между джигитами и девушками, во всевозможные увеселения. Айтыс постепенно совершенствовался, развивался. Тексты многих больших и малых поэтических состязаний передавались из уст в уста. Практически каждый род имел своего акына, который прославлял его выдающихся представителей – батыров, биев, балуанов …. Во время песенного состязания акыны, без предварительной подготовки сочиняли стихи,  поочередно вели словесные поэтические состязания, соревнуясь в знаниях, муд-
рости, остроумии и находчивости. Они должны были хорошо знать историю, генеалогию, обычаи и обряды казахского народа.

Когда-то писатель, академик Сабит Муканов писал так: «Причина любви народа к поэту – не только его красноречие, главная причина любви народа к акыну  – то, что  он в айтысе или в других произведениях изображает только правду – истину о жизни народа, разделяя и  радость, и горе народа».

Песня сопровождала людей во всех сферах их жизни. Песнями благословляли откочевки аулов со стадами на жайляу, предваряли совещания старейшин, песни звучали в походах, на свадьбах, вечеринках молодежи, при исполнении похоронных ритуалов. В феодальном обществе не было сильнее гнева, чем гнев хана, усмирить который могла  только музыка.

Айтысы, сходные с казахским, бытуют и у других народов. Поэтические состязания-мугаллакаты были популярными еще у средневековых арабов. Текст записывался и вывешивался на базаре, и любой желающий мог ответить таким же образом. У карачаевцев айтыс известен под названием «ийнар» или «сумеликжырла», у туркменов – «айтышыгы», у татар – «эй-тегиу», у алтайцев –
«согюги-кожондор». Но особенно успешно традиции айтыса развивались в Казахстане. Низовья Сырдарьи стали родиной таких выдающихся акынов, как кармакшинцы Омар
Шораяков, Турмагамбет Изтлеуов, Кошеней Рустембеков, мать  поэта  Абдильды Тажибае-
ва  Айманкуль Тажибаева, создатель собственной школы Нар-
тай Бекежанов, гордость жанакорганцев – Манап Кокенов.

Самым простым из жанровых разновидностей айтыса считается кайым-айтыс (кайым-
дасу). Это стихотворно-песенный диалог юноши и девушки, обменивающихся куп-
летами в форме кара-олен. В таком диалоге звучат шутки, мягкий юмор, и несложно догадаться, что основная его тема– любовная. По «кайымдасу» существуют даже специальные сборники, предназначенные для заучивания четверостиший. В наши дни в подобные состязания девушки и джигиты вступают редко – в аулах на народных гуляниях, тоях, свадьбах.

Айтыс акынов имеет следующие разновидности: туре-айтыс (однокуплетный), соре-айтыс (многокуплетный), айтыс в письмах, айтыс-загадка и айтыс-басня.

Туре-айтыс – малый айтыс акынов. Здесь обмениваются четверостишиями, шутят. Вступивший в состязание акын пытается опровергнуть утверждение, содержащееся в выступлении противника. Поэтому импровизации обычно острые, краткие, полные афоризмов. В туре-айтысе обсуждаются бытовые, общественные, семейные проблемы, взаимоотношения между людьми. В некоторых случаях при встрече со знаменитыми акынами молодые обращаются к  ним с импровизацией, чтобы в ответ получить благословение,  в других – вступают в состязание, чтобы помериться силами в мастерстве экспромта и остроумия.

 В казахском фольклоре широко известен и распространен айтыс акына Биржана и поэтессы Сары. Биржан Кожагулов – акын, композитор, певец. Многие его песни вошли в народную музыкальную сокровищницу. Узнав, что есть красавица Сара, в свои семнадцать лет прославившаяся как поэтесса, одержавшая ряд крупных побед в поединках с именитыми акынами своего края, Биржан жаждет айтыса с ней и специально приезжает в ее аул. В айтысах Биржана и Сары поднимается много общественно-нравственных проблем: судьба личности, эмансипация женщины, справедливость, счас-
тье, искусство, обычаи, традиции, родовые отношения... Биржан песнями представляет себя как прославленного акына из рода аргын, заслышав о появлении в роде найман нового акына – Сары, приехал состязаться в искусстве; что он «сладкозвучный соловей Среднего Жуза», «неустающий могучий аргамак»; «пламя, которое не затушишь даже потоком». По оценке Биржана Сара превосходит всех людей своего времени, народ лелеет ее, предоставил ей слово, она – соловей степи.

В соре-айтысе акыны выступают перед большой аудиторией. Состязание длится долго, исполняются речитатив и много-
строфные стихи. Акыны вначале приветствуют друг друга в стихах, обмениваются новостями, затем каждый из них с гордостью сообщает о достижениях героев области (района, аула), критикует недостатки и промахи соперника. В некоторой степени с казахским соре-айтысом схожа узбекская аския, разница здесь в том, что айтыс импровизируется в стихо-
творной форме, а аския – в прозе. Известны айтысы акынов Орынбая, Шоже, Жанака, Биржана, Сары, Асета, Ырысжана, Суюмбая, Джамбула и других. Они являются создателями традиций и школы айтыса. Их айтысы, получившие устное распространение или записанные с середины XIX века казахскими и русскими учеными, представляют собой динамичные самостоятельные
произведения.

Айтысы в письмах – самая поздняя вариация этого жанра. На поэтический диспут акын может вызвать соперника и письмом. Темы для таких айтысов неисчерпаемы, и продолжаться перепис-
ка может сколько угодно. Например, долго продолжалась
переписка в стихах между Нар-
таем и Айманкуль Тажибаевой, проживавшей на станции Караозек. Очень интересна перепис-
ка кармакшинских Кете Жусупа и Кан-глы Жусупа, каждый из которых в конце концов стал считать, что соперник задевает его самолюбие. Чтобы прекратить переписку, продолжавшую-
ся семь лет, и помирить двух Жусупов, становящихся непримиримыми врагами, Турмагамбет Изтлеуов был вынужден созвать совет акынов.

Айтысы-загадки – самая сложная форма айтысов. Здесь акыны выражают свои мысли иносказательно. Участвовать в таких айтысах могут только самые красноречивые и остроумные акыны. Проводятся айтысы подобного рода двумя способами. Первый – устная импровизация, второй – обмен поэтическими загадками в письмах. Иногда эти два способа объединяют. Сейчас айтыс в загадках встречается очень редко. Раньше бывало, что на загадку одного акына свой ответ дают сразу несколько. Девушка Ырысты
прославилась айтысом-загадкой с шестнадцатью акынами. Она загадала: «Есть у тебя караванный верблюд, чтобы  навьючить юрту? Навьючив юрту, как освободить тяглого верблюда? Есть ли у тебя средство, чтобы сделать старого молодым?». На эту загадку попытались ответить шестнадцать акынов из низовий Сырдарьи, но только Базар-жырау дал правильный ответ: «Если человек всегда радостен и весел,  не знает горя и печали, он не стареет».

Во время айтыса-басни акыны также выражают свои мысли иносказательно. Большинство таких айтысов строятся в форме спора человека и животного, и, как все басни, они имеют воспитательное значение. Мас-
тером айтыса-басни был наш земляк Омар Шораяков.

Тексты айтысов акынов конца XVIII и XIX  веков собраны и сгруппированы в первом и втором томах многотомника «Казахская народная литература», изданного Институтом литературы и искусства имени
М.О. Ауэзова Академии наук Казахской ССР. Здесь же даны  краткие пояснения к ним. В ранее изданном в 1965-1966гг.. трехтомнике  под названием «Айтыс»,  также опубликованы лучшие образцы этого богатого наследия народа.

В своей научной статье  «Стихи айтыса»  М.Ауэзов высказывает  такое мнение: «В действительности самый богатый жанр в  казахском фольклоре – айтыс…».

Пройдя долгий эволюционный путь, айтыс акынов со временем  превратился в оригинальное, неподражаемое искусство казахов, которое приобрело в ХVIII-XIX  веках общественное значение  и духовную силу. «Этот жанр, древнейший в казахском фольклоре, всегда был очень любим народом.   Самые древние виды айтыса, берущие начало от обрядовых песен, которые пелись хором и группами, по  истечении времени перешли в айтыс акынов. К сожалению, мы сейчас не знаем об  этих исторических памятниках XVI-XVII-XVIII веков, поскольку  понятно, что в своё время не  могли быть сделаны их записи. Но и по оставшимся воспоминаниям в те века айтысы  были довольно популярны». 

Сегодня айтысы собирают полные залы зрителей, транслируются по телевидению. Не становится  меньше и желающих блеснуть на сцене остро-умием, смекалкой. И это искусство не только сохранилось, но и вышло на новый уровень
своего развития.

Майя Аденова

Кызылординские вести / Третья полоса 23 октябрь 2018 г. 1 419 0