«Әлди, әлди, ақ бөпем, ақ бесікке жат бөпеп» (Баю-баю, мой малыш, в колыбельку ты ложись). Это строки из «Бесік жыры» знакомы почти всем казахам. Но, к сожалению, такая, казалось бы, обычная традиция непременно петь колыбельную малышу перед сном стала забываться.
- Понятно, что время быстро летит, молодым родителям самим бы добраться до постели и выспаться, чтобы назавтра завертеться в колесе жизни, - говорит
руководитель общественного объединения женщин Сырдарьинского района Улмекен Жаналиева. – Но ведь наши бабушки испокон веков непременно перед сном пели колыбельные детям, внукам. В каждом доме была своя колыбельная песня, специальный ритуал перед сном. Это все передавалось из поколения в поколение.
Улмекен апа по совместительству
руководит школой бабушек, которая соб-
рала под свой шанырак не только бабушек, но и молодых снох. Здесь девушек бабушки учат премудростям жизни. И главный акцент в своей деятельности школа делает именно на сохранении традиций и обычаев казахского народа.
- Обрядов, традиций у казахов немало, - говорит Улмекен апа. – Они сопровождают нас с самого рождения: бесикке салу, шилдехана, сундетке отыргызу… Многие традиции и обряды сейчас подзабыты, например, древний обряд суйиндир, когда после рождения ребенка первой роженицу посещает родная мать. Она привозит подарки для малыша и «калжа» (мясное блюдо, которое специально готовится для роженицы). Родители мужа устраивают небольшой той, встречая сватью, ставшую бабушкой. Обычно на таких праздниках говорят о роли матери, ей оказывают почести, вспоминается детство самой молодой мамы, в общем, отмечают своеобразный День матери, который в современной интерпретации претерпел изменения.
Улмекен апа считает, что каждая мама и бабушка должны наизусть знать колыбельные песни. Поэтому не только в районном центре, но и в аулах устраиваются конкурсы среди женщин на лучшее исполнение колыбельной. К примеру, стало традицией проводить конкурсы среди ансамблей бабушек, при этом в репертуа-
ре исполнительниц непременно должна быть колыбельная. Отмечу, что моя собеседница собрала много колыбельных песен (и старых, и новых), выпустила брошюру, которая быстро разошлась. И наверняка во многих домах сырдарьинцев по вечерам звучат слова и мотив древних подзабытых колыбельных песен.
У многих сейчас на слуху колыбельные песни, которые поют известные казахстанские исполнители Каракат Абильдина, Мейрамбек Беспаев, Алтынай
Жорабаева... Но в народе есть немало колыбельных песен, которые пели наши прабабушки, многие из них сейчас забыты. Наставницы школы бабушек считают, что пора дать им вторую жизнь.
- Колыбельная песня - это особые эмоциональные отношения между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребенка, оставляет далеко от его колыбели все накопившиеся за день тревоги и волнения, передает ему свои тепло и нежность, -
говорит наставница школы бабушек Анар Избасарова. - Ведь не зря говорится в стихах Расула Гамзатова «Песня матери -
главная песня в мире, начало всех человеческих песен». На Востоке о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен». Во время исполнения колыбельной ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее... С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. Колыбельные песни -
это заговоры-обереги, а также универсальное снотворное средство. Поэтому считаю, что молодых мам свекрови обязательно должны учить петь колыбельные малышам. И эта традиция должна передаваться из поколения в поколение.
В школе бабушек молодых учат не только убаюкивать малышей перед сном, но и рассказывать более старшим детям сказки.
- Скажете, что сказки своим детям рассказывали не только казахи, и будете правы, - говорит Улмекен апа. - Но ведь именно из казахских сказок, фольклора дети должны черпать знания о своей истории. Дети сейчас быстрее вспомнят Губку Боба, Трансформеров, Человека-паука, чем Ертостика или смешного безбородого обманщика Алдара-косе. А ведь все сказки поучительные, благодаря им дети учатся различать добро и зло, быть
милосердными и отзывчивыми, помогать старшим и младшим. Сейчас наши бабушки собирают по аулам старый казахский фольклор. Если наберется приличный багаж материала, планируем выпустить книжку.
Обучение в школе бабушек не ограничивается теоретическими занятиями. Молодых келинок здесь учат шить корпеше из разноцветных лоскутов, которое называется «курак-корпе». Сейчас такое искусство называется пэчворк, лоскутное шитье становится популярным. Для этого достаточно иметь кусочки ткани, немного фантазии и желание из сшитых в особом порядке маленьких кусочков получить настоящее произведение искусства. Так вот, получается, что наши прабабушки были самыми настоящими знатоками пэчворка.
- Помню, в детстве бабушка шила из лоскутов красивые корпе, но тогда меня это не очень вдохновило. А сейчас все свободное время посвящаю шитью. Стараюсь привносить в исконное казахское искусство лоскутного шитья что-то инновационное из других культур. Надо сказать, что курсы шитья школы бабушек пользуются большим спросом. Сюда записываются и школьницы, и женщины, - говорит ученица школы бабушек Аягоз Аймен. - Любая девушка должна уметь делать что-нибудь своими руками - шить, рисовать, изготавливать интересные предметы... Это хороший способ расслабиться, открыть для себя что-то новое. Спасибо школе бабушек за интересные занятия.
По словам У. Жаналиевой в последнее время все чаще вспоминают о символах родной культуры. Пестрые узоры, все цвета радуги на сочном полотне - это казахское корпе. Этот предмет есть практически в каждом доме. Раньше по стилю орнаментов корпе можно было определить, из какого рода происходит семья. За каждым лоскутным изделием стоит глубокая философия наших предков. Кстати, национальные мотивы лоскутных корпе можно гармонично вписать в ультрамодные интерьеры. Так что курак-корпе обещает не покидать нас еще долгое время. Даже если мы хотим его исключить из нашего интерьера, это невозможно, потому что оно комфортное, удобное и, думается, проживет вместе с нами еще долго.
Ковроткачество – еще один вид искусства, которому учат в школе бабушек. Желающих постигать азы ремесла на старинных станках тоже не мало.
- В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока. Им покрывали юрту, застилали пол, утепляли стену. Из него делали чехлы для сундуков, настенные сумы для посуды, плащи, головные уборы и другие изделия, -
говорит Улмекен апа. – Мы учим девушек ткать такие традиционные изделия как кииз, текемет, сырмак, тускииз.
Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения. Всеми этими секретами мы делимся с молодым поколением, чтобы они могли
передать это своим детям и внукам.
Кстати, в школе бабушек все как в обычном учебном заведении. Бабушкам и молодым женщинам задают домашнее задание. Одним – связать платок, другим – сшить курак-корпе. Есть и групповые задания, которые должны вместе выполнить свекровь и невестка. Такие занятия скрепляют союз двух женщин, делают их ближе и роднее.
- Несмотря на то, что человечество изобрело линолеум, паркет, ковролин, ковры ручной работы в национальном стиле по-прежнему пользуются большим спросом, - говорит ученица школы бабушек Алтын Мусаева. – Мастерицам поступает немало заказов, к примеру, на юбилей, свадьбу. Люди стали ценить ручной труд, ведь каждый ковер неповторим, второго такого не встретишь нигде.
Казан-жаппай – это пресная лепешка, которая печется в казане. Таба-нан – лепешки, выпекаемые в двух сковородках, которые зарываются в горячую золу. Взбивать айран в ступе, получая вкусное сливочное масло, заквашивать кумыс и шубат. В школе бабушек учат и премудрос-
тям казахской кухни.
- К сожалению, даже в аулах люди
перестали печь вкусный хлеб в золе, многие молодые люди не знают, что такие казан-жаппай, - говорит наставница школы бабушек Роза Абдуова. – Понимаю, что сейчас проще и быстрее купить готовый хлеб в магазине. Но ничто не сравнится со вкусом свежеиспеченного таба-нана, горячие кусочки которого перемешивают со сливочным маслом! Понятно, что в городских условиях хлеб в золе не испечешь, но казан-жаппай в казане может себе позволить каждая городская хозяйка. Многие любят ароматный шубат, но мало кто знает, как готовится этот целебный напиток.
- Кухня казахского народа всегда отличалась своеобразной технологией приготовления и глубоким смыслом. Через национальную кухню можно проследить духовную культуру казахского народа, историю кочевья и оседлой жизни, его быт, - добавляет Улмекен апа. - Наша кухня не ограничивается
баурсаками и бешбармаком, как думают многие. Каждое блюдо имеет свою историю, интересные традиции приготовления. Мы стали возвращаться к истокам. И очень важно передать знания потомкам, чтобы молодежь занималась возрождением нашего самобытного и богатого наследия. Как отметил Глава государства в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», стремясь в будущее, мы не должны забывать о своих истоках.
Как повязать платок, какие головные уборы носили наши бабушки в разном возрасте, какие обряды необходимо совершать, когда укладываешь ребенка в бесик-колыбельку, когда перерезают малышу путы, как казахи в старину проводили поминки и так далее. Обо всем этом можно узнать у наших бабушек. Старшее поколение должно быть примером для молодых людей, должны хорошо знать традиции и обычаи, учить этому подрастающее поколение.
Главной социальной ценностью в любые времена считалось семейное воспитание. В школе бабушек молодых келинок научат премудростям гармоничных отношений со свекровью. К сожалению, от молодых женщин очень часто можно услышать: «Со свекровью отношения не сложились». Да, свекрови бывают разные... Но ведь благополучие в семье у
новобрачных зависит не только от них. И от невестки тоже. Наставницы считают, что быть образцовой келин, так же, как и хорошей свекровью, несложно. Чтобы избежать многих проблем при замужестве, достаточно прислушаться к советам
мудрых бабушек.
- Одним из путей сохранения нацио-
нальной идентичности Глава государства называет национальные традиции и обычаи нашего народа, язык, литературу, национальное прикладное искусство, - говорит У. Жаналиева. - Возрождению народного творчества способствует программа «Рухани жангыру». Нужно помнить о нашем прошлом, сохранять национальные традиции, передавать их
молодежи.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |