• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

«АКМЕШИТ»: ДОСТИГАТЬ ВЕРШИН, БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В БУДУЩЕМ!

После обретения независимости в Казахстане было создано немало учебных заведений, которые сегодня вносят свою лепту в подготовку квалифицированных кадров. В непростые для страны годы они рискнули взять на себя ответственость по подготовке квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям рынка труда. Сегодня они стали успешными конкурентоспособными образовательными учреждениями. В этом году гуманитарно-технический институт «Акмешит» отмечает 20-летие своего образования, а созданный при институте Кызылординский многопрофильный гуманитарно-технический колледж – 15-летний юбилей. По традиции накануне юбилея речь пойдет об истории и достижениях учебного заведения. 

Гуманитарно-технический институт «Акмешит», несмотря на сравнительно небольшой период своего существования, сумел стать одним из узнаваемых учебных заведений региона с присущим ему почерком и сложившимися традициями.  Институт «Акмешит» зарекомендовал себя как высшее учебное заведение  с современной материально-технической базой и научно-педагогическими кадрами, устремленное к творчеству и инновациям.  

История учебного заведения берет начало с 1998 года. Он был создан на базе Кызылординского инженерно-экономического института. Нынешнее название институту присвоено в 2009 году.   

 В разные годы на должность ректора института назначались доктор технических наук, профессор Б. Тыныштыкбаев (1998-2009 гг.), кандидат технических наук, профессор П. Танжарықов (2009-2011 гг.), кандидат технических наук Ж. Байманов (2011-2012 гг.),  доктор педагогических наук, профессор
С Усенов (2012 г.), кандидат технических наук Д. Байниязов (2012-2018 гг.). С 2018 года  учебным заведением руководит кандидат технических наук
А. Ургенишбеков.

В профессорско-преподавательском составе института в разные годы трудились доктора технических наук С. Монтаев, С. Рахатов, М. Бурлибаев, доктора физико-математических наук
А. Сейтмуратов, Г. Баканов, кандидат педагогических наук Г. Сауытбаева, кандидаты технических наук Н.Абилдаев, С.Аханов, М.Ембергенов, Е.Кошкин,
Г.Каршыга, А.Шегенбаев, А.Жабагиев, М. Серикбаев,  кандидаты сельскохозяйственных наук Ж. Абилдаева, Ф.Искакова, М.Жанзаков, Б.Кенжалиева, Б.Отарбаев, кандидаты экономических наук Е.Махницкая, Н.Уразбаев, Ш. Алехина, Д.Ахметов,  А.Алибекова, кандидаты физико-математических наук Ы. Каркынбаев, А. Мустаяпов, Е. Актаев, кандидат юридических наук М. Бисенова, кандидат географических наук О. Айдаров, кандидат химических наук Н. Ахатаев, кандидаты филологических наук   А. Айтбаева, А. Ескараева и другие ученые. 

За период своего существования из стен института вышло более восьми тысяч выпускников, которые сегодня трудятся в разных уголках страны и вносят вклад в развитие экономики региона.   

За последние годы была проделана большая работа, направленная на укрепление материально-технической базы учебного заведения. Сегодня институт располагается в одном пяти-
этажном и двух трехэтажных учебных корпусах.  В учебный процесс широко внедряются цифровые инновационные технологии, значительно расширились партнерские связи с ведущими отечественными и зарубежными высшими учебными заведениями.    В результате проводимой плановой работы открылись широкие перспективы для подготовки конкурентоспособных, профессиональных кадров, востребованных на рынке труда, впитавших в себя национальные и  общечеловеческие
ценности.    

Высшее учебное заведение решением Совета по аккредитации от 4 июня 2018 года независимого Агентства по аккредитации и рейтингу прошло специализированную аккредитацию по семи образовательным программам (экология, правоведение, вычислительная техника и программное обеспечение, экономика, учет и аудит, электроэнергетика, организация перевозок и управление движением на транспорте).  

Надо отметить, что эти достижения пришли не сами собой. В 2007-2011 годы по предложению учредителей научным руководителем учебного заведения стал доктор технических наук, профессор, академик Национальной инженерной академии наук РК Кылышбай Бисенов, который определил стратегические приоритеты по обучению, научной деятельности и укреплению материально-технической базы учебного заведения. Инициированные научным руководителем крупномасштабные программы высокого уровня очень скоро дали свои плодотворные результаты. Яркое подтверждением этому – сданные в эксплуатацию в 2012-2014 годах новый спортзал площадью 504 м2, библиотека  с электронным читальным залом на 400 мест, оснащенная современными компьютерами, учебно-познавательный музей, студенческая столовая, общежитие на 50 мест, новый учебный корпус общей площадью  1 747 м2,  введенный в строй в 2016-2017 учебном году учебный корпус в три этажа, построенный в 2017-2018 учебном году современный учебно-лабораторный комплекс. Работа находит свое системное продолжение. 

В состав института входят структурные подразделения ректората, факультет «Техника и бизнес», кафедры «Инженерные специальности»,  «Специальности экономики и услуг», «Гуманитарно-педагогические и правовые дисциплины».

Образовательная деятельность осуществляется на дневном и заочном отделениях по 16 специальностям: образование, правоведение, искусство, социальные науки, экономика и бизнес, технические науки и технологии, естествознание. По ускоренной программе обучения предоставляется возможность получения второй
специальности. 

Обучение ведется по введенной в 2004-2005 учебном году кредитной форме обучения, с 2008-2009 учебного года действует программа дистационного обучения. 

С каждым годом растет обеспеченность института компьютерным оборудованием. В результате сформирована компьютерная база, отвечающая современным требованиям, в управлении учебным процессом широко используются современные информационно-коммуникационные технологии.    Специализированные и проектные компьютерные классы подключены к высокоскоростному широкополосному Интернету. В организации учебного процесса применяются интерактивные доски и мультимедийные средства,  широко используется автоматизированная информационная система «PLATONUS».    

Контроль и оценка знаний студентов проводится посредством четырех компьютерных классов на 45 компьютерах. 

При подготовке специалистов уделяется особое внимание проведению обучающимися всестороннего анализа экономики региона. Научно-исследовательские работы согласно тематическим планам кафедр проводятся по грантовому финансированию на договорной основе с физическими и юридическими лицами.  Ученые института участвуют в реализации ряда проектов и программ, актуальных для экономики региона. Профессорско-преподавательский состав принимает активное участие в международных, республиканских и областных научно-практических конференциях. За последние три года было опубликовано более ста их работ. В целях внедрения результатов исследований в научный оборот с 2009 года издается журнал  «Ақмешіт хабаршысы».    

  В институте созданы все условия для подготовки студентов к занятиям. В целях приобщения студентов к научным исследованиям действуют различные кружки.  В этом направлении ежегодно проводятся студенческие конференции, стало традицией участие студентов в научных проектах, организуемых на базе других высших учебных заведений. 

В учебно-воспитательном процессе для осуществления самоуправления студентов и повышения их гражданской активности создан Альянс студентов, избраны члены студенческого деканата и Альянса студентов Казахстана. 

 Стало традицией проведение фестиваля «Студенческая весна»,  игр КВН между учебными группами, конкурса «Институт аруы» («Мисс института»), праздничных торжеств, творческих вечеров, встреч, айтысов, посвящения в студенты первокурсников, спартакиады «Сергектік және денсаулық» («Здоровье и бодрость»), соревнований по различным видам спорта и других культурно-массовых мероприятий.  Студенты участвуют в различных творческих конкурсах, спортивных состязаниях, фестивалях  республиканского и областного
уровней.  

Главная задача образовательной деятельности института – формирование интеллектуально развитой личности, обладающей фундаментальными и прикладными знаниями и высоким творческим потенциалом.  

Эту высокую миссию с успехом
реализует профессорско-преподавательский состав, обладающий глубокими научными и педагогико-психологическими знаниями и способный развивать в студентах навыки, направленные на развитие культурных и творческих способностей. В дни празднования юбилея хочется вспомнить о периоде работы в институте.    

В 2008-2009 учебном году я исполнял должность первого проректора Кызылординского инженерно-экономического института. Сегодня могу с уверенностью сказать, что этот учебный год стал поворотным в истории учебного заведения. В первые годы независимости в экономике страны начались коренные изменения, особенно реформы коснулись системы образования. Как это принято в международной практике, высшее образование страны начало ориентироваться на конкурентную среду. Кызылординский инженерно-экономический институт стал одним из первых высших учебных заведений, открывшихся в регионе в эти годы. Несмотря на то, что институт располагался в единственном на тот момент учебном корпусе, его избрало немало абитуриентов. Со временем в областном центре открылось еще 4-5 высших учебных заведений, что дало возможность почувствовать появление между ними конкуренции. Контингент в год открытия института составлял чуть больше 400 студентов. Для выхода из создавшейся непростой ситуации был принят стратегический план развития учебного заведения и инициативы, выдвинутые научным руководителем института, вскоре стали давать положительные результаты. Кызылординский инженерно-экономический институт стал называться Кызылординским гуманитарно-техническим институтом «Акмешит», были начаты работы по введению технологии дистанционного обучения, подготовке документов на издание научно-методического журнала «Ақмешіт хабаршысы». Было приложено немало усилий для разработки учебных, учебно-методических, научно-методических документов в соответствии с нормативными требованиями. В том же учебном году впервые около десяти студентов 2-3-х курсов института были переведены на освободившиеся места по грантам на основе государственного образовательного заказа по результатам конкурса, объявленного Министерством образования и науки Республики Казахстан. Надо отметить, что в те годы качество профессионального уровня профессорско-преподавательского состава было разным. Но в то же время с благодарностью и теплотой хочется вспомнить коллег Татьяну Максимову, Акмарал Омарову, Айнур Бекенову, Кульпатшу Копашову, Манат Сыбанкулову, Нуршат Дюзелбаеву, Зауре Ахметову, Ляйлу Барахаткызы. Благодаря их плодотворной и слаженной работе учебному заведению удалось достигнуть больших успехов.  

…Считаю, что предпосылки динамичного развития вуза были заложены в 2008-2009 учебном году. В то же время для того, чтобы реализовать поставленные задачи, нужна была опытная команда, способная мыслить инновационными категориями. В начале 2009-2010 учебного года на руководящие должности были назначены известные ученые М. Ембергенов, А. Мустаяпов и Д. Ахметов. Таким образом, была продолжена традиция назначать руководителей, способных отвечать требованиям времени. Правильность таких шагов доказывают результаты работы и сегодняшние достижения учебного заведения в экономике и социальной сфере.

В институте со сформировавшимся к тому времени морально-психологическим климатом я проработал непродолжительное время. Однако, несмотря на это, для меня работа стала большой жизненной школой. Я прошел различные ступени руководящей работы, накопил бесценный опыт и получил важные уроки, которые пригодились в будущем.

Институт «Акмешит», которому исполнилось 20 лет, сегодня с честью выполняет свои социальные обязательства перед обществом. Достаточно привести такие примеры, как предоставление молодежи возможности получения доступного образования, студентам из социально уязвимых слоев населения – льгот при оплате за учебу и получении мест в общежитии. Кроме того, в институте сегодня трудится более ста педагогов и сотрудников, которые принимают активное участие в общественно-политических, культурных и других мероприятиях, проходящих в областном центре. Они также активно участвуют в мероприятиях по благоустройству, санитарной очистке и озеленению областного центра.

Обучение и воспитание подрастающего поколения на основе национальных духовных ценностей – прямой путь к тому, чтобы способствовать формированию «Мәңгілік ел – вечного государства». Само название института объединило такие дорогие каждому из нас понятия, как «Ақ» – белый, что подразумевает понятие «верный, правильный путь» и «Мешіт», где люди преклоняются перед знаниями, их воспитывают в духе уважения к человеку.

В учебном заведении, выпускники которого получают  конкурентоспособное образование, во главу угла поставлены  единство и сплоченность в деле воспитания будущего нации. И потому институт с уверенностью смотрит в завтрашний день.

 Кали ОМАРОВ,

заслуженный работник

образования РК

Кызылординские вести / Третья полоса 01 ноябрь 2018 г. 880 0