• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТРАДИЦИИ ЖЫРАУ ПРОДОЛЖАЮТ ПОТОМКИ

Проявлением высокой духовности казахского народа стала богатейшая поэтическая и музыкальная культура, которая особенно ярко проявилась в творчестве жырау. Как писал Мухтар Ауэзов, наш народ не оставил нам в наследство памятников архитектуры, скульптуры, живописи, но он оставил нам бесценное богатство – искусство жырау.

Так сложилось исторически, что казахский народ не обладал развитой письменной культурой – величайшие образцы народного поэтического искусства передавались в устной форме и уникальными носителями этого целостного и могучего знания и властителями народных дум были жырау.

Слово «жырау» происходит от слова «жыр», что означает «песнь, сказание». Жырау были глубоко одаренными личностями, которые наряду с незаурядными импровизаторскими способностями, воплощали в себе талант рассказчика, актера, певца, музыканта, а также виртуозно владели музыкальными инструментами. К своим поэтическим импровизациям они сами сочиняли музыку, сами же были их исполнителями. Чаще всего в качестве аккомпанирующего инструмента выступали кобыз и домбра. От жырау следует отличать жырши, которые были лишь исполнителями и не являлись авторами фольклорных произведений. Их репертуар отличался большим разнообразием и включал чаще всего свободно рифмованные сюжеты на исторические темы – эпосы, жыры и терме уже имеющихся авторов. Приезд жырши в казахской степи всегда был праздником. Они могли петь под одобрительные возгласы слушателй в течение длительного времени, некоторые эпосы они исполняли речитативом. 

В отличие от жыршы жырау относились к пласту политической элиты. В основном, это были люди, приближенные к ханскому двору.  В условиях кочевой жизни жырау были не только искусными музыкантами, но и исполняли многие общественные функции. Одаренные талантом красноречия, они выступали в качестве послов, участвовали в переговорах, предвещали исход тех или иных событий, давали напутствие
войску перед походом и поднимали его боевой дух. Многие жырау были не только поэтами, но и вождями племен, улусов, племенных дружин. Некоторые из них выступали также в роли абызов (предсказателей, кудесников), то есть толковали сны, разъясняли приметы, пытались объяснить явления природы. В своих песенно-поэтических творениях они философски осмысливали жизнь народа, в художественной форме давали оценку происходящим в стране событиям, выражали свое отношение к правителям и их политике с позиций народа. Довольно часто им приходилось решать тяжбы между родами и племенами по распределению кочевий, дипломатические споры и другие вопросы внутренней и внешней жизни общества. Они были и историками, и философами Великой степи, а на определенном историческом повороте стали советниками ханов и государственными деятелями. Порой они жестко критиковали правителей.

В Шиелийском районе в пантеоне «Окшы ата» покоится прах выдающегося жырау Асана Кайгы, который вошел в народное сознание как неутомимый искатель обетованной земли «жер уюк», выразитель надежд простых людей на новую жизнь. За мечты об обетованной земле, идеи любви и сострадания, трагизм мироощущения Шокан Валиханов назвал его «кочевым философом». До наших дней дошли жыры Асана Кайгы, в которых он дает резкую оценку хану Жанибеку за его привязанность к роскоши, пирам и охотам: 

 Ой, хан! Молчу – не знаешь...

А скажу – не внимаешь:

Свой народ, притесняемый всюду врагом,

Почему не оберегаешь?

Раскрасневшийся, весь от кумыса хмельной,

Потный, чванный, чего ты гордишься собой,

Словно нет больше ханов в орде кочевой…

Отчего так заносчиво ты
выступаешь?

Жырау всегда призывали народ к единству, верности заветам предков, выступали против тех правителей, которые свои личные амбиции ставили выше интересов народа. Не обладая нотной грамотой, жырау не имели понятия о жанрах. Однако, исходя из конкретной ситуации, они использовали различные поэтические   приемы – романтически приподнятые, радостные в жырах и толгау Шалкииза и Доспамбета, гневные у Маргаски,  поучительные у Асана Кайгы и Бухара жырау. На них была возложена особая миссия, которая заставляла их нести ответственность за судьбу народа, и потому их влияние на народные массы было огромным. Все они были великими степными поэтами, философами и государственными деятелями и своим творчеством заложили основу современной музыкальной культуры Казахстана. 

Яркое отражение искусство жырау нашло в Приаралье. В народе бытует крылатое выражение «Сыр елі – жыр елі» («Земля Сыра – родина жыра»). В Приаралье их прозвали «Сыр сүлейлері». В низовьях Сырдарьи жили и творили великие музыканты и сказители, жырши и жырау, творческое наследие которых является достоянием всего тюркского мира. Древняя, овеянная легендами земля Сыра стала Родиной выдающихся мастеров песенного импровизаторского искусства, традиции которого берут начало с творчества великого Коркыта, покровителя жырау. Тюрки называли Коркыта «ата», «деде». У армян, которые были в тесной связи с тюрками и в течение нескольких веков были под их культурным влиянием, слова «ата»,«деде» в переводе на казахский означают «жырау», «жыршы». Смысл слов «Коркыт ата», «деде Коркыт» – это «Коркыт жырау». Его жыры, созданные для кобыза и  требующие особой манеры исполнения, занимают особое место в казахском фольклоре.

Приаралье является Родиной целой плеяды выдающихся жырау: Кете Жусипа, Дур Онгара, Ешнияза сала, Канлы Жусипа, Карасакала Еримбета, Турмагамбета, традиции которых нашли свое продолжение в творчестве Кошенея, Манапа, Нуртугана, Сарсенбая. Уникальным было искусство Нартая Бекежанова – его импровизаторское искусство сопровождалось игрой на сырнае (гармони). Одним из видных представителей традиционного искусства жырау был Базар Ондасулы, известный еще и как Балкы Базар.

К сожалению, огромный пласт поэтических произведений жырау не дошел до нашего времени. Большое значение в сохранении текстов жыров сыграли русские и немецкие исследователи, такие, как Лютш, Радлов, Потанин, Янушкевич, Мейендорф. Они сумели записать и сохранить многие известные нам сейчас произведения степных поэтов. В настоящее время ведется большая работа по изучению и сохранению нематериального культурного наследия казахского народа. С основными произведениями казахского эпоса можно познакомиться в 100-томном сборнике «Бабалар сөзi».

В рамках реализации статьи Главы государства «Взглдя в будущее: модернизация общественного сознания» в нашей области пристальное внимание уделяется развитию традиционного музыкального искусства. Особенно искусству жырау, которое своими корнями уходит в глубокую древность и не растеряло сакральный смысл. Стало традицией проведение международного фестиваля  «Коркыт и мелодии Великой степи», который  собирает ученых и мастеров искусств из родственных тюркоязычных стран.

В КГУ имени Коркыта ата по инициативе известного жырау Алмаса Алматова была открыта кафедра «Народное пение», студенты кафедры  неоднократно становились лауреатами международных и республиканских конкурсов и фестивалей. Выпускники сегодня успешно работают в образовательных учреждениях республики – музыкальных школах и колледжах, университетах и академиях, фиалармониях и других организациях культуры, популяризируя национальное искусство.

Имя выпускника КГУ имени Коркыта ата Руслана Ахметова хорошо известно ценителям народной музыки не только в области, но и в стране.  Лауреат международных и республиканских конкурсов жырау,    международного фестиваля творчества молодежи «Шабыт», он побывал с гастолями во многих зарубежных странах, таким образом внося свой вклад в развитие  народного традиционного искусства земли Сыра. Р. Ахметов получил высокую оценку Президента страны, выступая  с оркестром народных инструментов имени Турмагамбета в городе Астане. На-
циональным каналом «Казахстан»  были выпущены  телепередачи  «Ауылдың  алты ауызы», «Сыр сүлейлері» с участием Руслана Ахметова, в исполнении которого прозвучали  казахские эпосы и жыры. За вклад в развитие искусства он удостоен звания «Мәдениет қайраткері», награжден медалью «Ерен еңбегі үшін». 

Один из последователей и продолжателей традиционного искусства  жыра – артист фольклорно-этнографического ансамбля «Дидар» Кызылординского государственного университета имени Коркыта ата Марат Сугирбай. Уже с раннего детства он начал исполнять жыры, знал наизусть кюи и терме. На конкурсе «Бозторгай» на талантливого мальчика обратил внимание ученый-фольклорист Алмас Алматов, который посоветовал ему серьезно заняться традиционным народным пением и предложил поступить после школы в Кызылординский государственный университет имени Коркыта ата. Сегодня Марат исполняет на кобызе жыры Культегина, Турмагамбета. В течение четырех лет на телеканале «Казахстан – Кызылорда» шла авторская программа Марата Сугирбая, где телезрители знакомились с жырау и жырши области. Он является победителем ряда  международных и республиканский айтысов и конкурсов жырау.  

Традиции песенного искусства Нартая продолжают Акмарал Ногайбаева и Курманбек Бекпеисов. Выпускница КГУ имени Коркыта ата, А.Ногайбаева не раз завоевывала признание и симпатии зрителей. С казахскими народными песнями и жырами Нартая она выступала на многих сценах республики, принимала участие в международном фестивале «Неделя творчества и искусства поэта Юнуса Эмре» в городе Ескишехире в Турции.  К.Бекпеисов с  детских лет участвовал в различных концертах, на которых мастерски исполнял песни Нартая, аккомпанируя себе на гармони. Талантливый музыкант, он художественный руководитель ансамбля песни и танца «Жас дәурен» при Доме культуры поселка Шиели, победитель республиканских и международных конкурсов. 

При областном Центре по развитию народного творчества и культурно-продюсерской деятельности работает сектор жыра, которым заведует жырау Майра Сарсенбаева, внучка Сарсенбая жырау, неоднократный победитель различных конкурсов жырау. Она рассказала о том, какая работа проводится центром по популяризации и дальнейшему развитию традиционного искусства жырау.

– Наш регион не зря считается кладезью песенного искусства жыра и терме, здесь зародились традиции легендарных певцов-сказителей. В области действует несколько школ жыра, воспитанники которых достойно представляют наш регион на различных конкурсах и фестивалях в республике и за рубежом. В области работают четыре школы традиционного искусства жыра: в Кармакшинском районе – Дом жырау имени Кошенея Рустембекова и при музыкальной школе класс жыра имени Сарсенбая жырау, в Аральском районе – центр имени Нуртугана шайыра, в Шиелийском районе – школа жыра имени Нартая. В этих школах обучается более двухсот учеников. Многие их них стали участниками конкурсов и фестивалей, проводимых в республике и за рубежом. В частности, на международном фестивале-мугаме в Баку ученица Дома
жырау имени К.Рустембекова Малика Алдамжарова заняла третье место. Много ценных и интересных мыслей содержится в устном творчестве нашего народа: об уважении к родителям, о верности и справедливости, любви к Родине и труду, заботливом отношении к старшим, о патриотизме.   Поэтому необходимо тщательно изучать и использовать в работе с детьми произведения устного народного творчества,  традиции и обычаи. Народное искусство не устарело, не поблекло за давностью лет, напротив, продолжает жить и развиваться.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Кызылординские вести / Третья полоса 10 ноябрь 2018 г. 910 0