• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

САКСАУЛ: НЕ РУБИТЕ, МУЖИКИ, НЕ ГУБИТЕ!

До конца  2018 года в стране запрещается торговля саксаулом, но кызылординских браконьеров не пугают ни уголовная ответственность, ни штрафы. Государственный лесной фонд Кызылординской области составляет 6509,8 тысячи гектаров, в том числе покрытая лесом площадь – 3061,7 тысячи гектара. Из них 87 процентов – саксауловые леса.

– С 2015 года в Казахстане запрещено вырубать саксаул, а с 2017 года  и  торговать  им нельзя, – говорит руководитель  отдела   лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий Кызылординской облтеринспекции лесного хозяйства и животного мира Рауа Аралбаева.  – Приказом Комитета лесного хозяйства и животного мира РК введен запрет на все виды рубок в саксауловых насаждениях на участках Государственного лесного фонда Республики Казахстан до 31 декабря 2018 года. За нарушение запрета предусмотрена уголовная ответственность. Браконьеров  задерживают  и сотрудники ДВД, инспекции и лесники. Например, по области за 9 месяцев  2018 года выявлено 44 факта незаконной порубки деревьев и кустарников сотрудниками ДВД.

Например, три  гражданина получили  1 год колонии, двое привлечены  к  общественным  работам на 200 часов.  Бывает,  что привлекают к ответственности и лесников – трое из них  привлечены к дисциплинарной ответственности за то, что допустили браконьерство на своих участках.

Рубить можно жингиль. Для этого  нужно купить путевку  на вырубку в лесных хозяйствах. Можно вырубить за один раз 2-3 куба жингиля, это примерно один кузов автомобиля ГАЗ-63.  Таким образом, за 9 месяцев текущего года отпущено 2400 кубометров жингиля населению и поступило в бюджет
1 миллион 318 тысяч  тенге.

– Саксаул продается несмотря на запреты. Только раньше его выставляли мешками у дорог в районе базара, под мостом,  где шла торговля, а сейчас эти мешки занесли во дворы домов,  – говорит кызылординец Ислам  Керим. – Если раньше, когда можно было торговать саксаулом, который вырубали в санитарных целях, его продавали  по 600 -700 тенге за мешок, то сейчас, когда ввели запрет, его цена – от 1000 до 1200 тенге.

Кызылординка Каракоз  Бисембаева категорически выступает  в защиту саксаульных лесов. Мать троих детей, дипломированный специалист по землеустройству и кадастру, она учится еще и на агронома. Женщина открыла магазин, где продает все необходимое для огородников. Она привезла в город древесный уголь и стала ходить по кафе и ресторанам и предлагать его как альтернативу саксаулу. Каракоз заказала 1000 килограммов  древесного угля   и безо всякой маржи предлагает уголь кафе и ресторанам. Говорит, что кое-где уже  с пониманием относятся и покупают древесный уголь.

– Саксаул – визитка нашего края, это уникальное растение, и надо его сохранить для потомков, – говорит Карлыгаш.

В числе тех, кто против вырубки саксаула, владелец и шеф-повар с 15 - летним стажем ресторана «LOFT» Василий Огай.

– Сердце кровью обливается, когда видишь, как губят нашу  природу, – говорит он. – Третий год, как наш ресторан перешел на древесный уголь, и он не дороже саксаула. Вкус наших стейков не стал хуже, посетителей не убавилось. И  приятно, что мы не вредим природе нашего края.

Мира ЖАКИБАЕВА

Кызылординские вести / Третья полоса 17 ноябрь 2018 г. 534 0