Истекшие сроки годности продуктов в магазинах – одна из наиболее обсуждаемых тем среди потребителей. Об этом постоянно пишут в социальных сетях кызылординцы. Не бывает и дня, чтобы в «черном списке» в социальной сети Facebook или Инстаграмм не появился негативный отзыв о том или ином торговом доме или магазине в связи с приобретенным испорченным продуктом или переклеенными сроками годности. Ряд читателей обратились и в нашу газету с вопросом: почему в магазинах дублируют этикетки на продуктах?
Пенсионерка Сара Бисембаева приобрела в оптовом магазине на старом базаре копченную рыбу в вакуумной упаковке. Распаковав дома, почувствовала неприятный специфический запах. Ехать и выяснять отношения не хотелось, ведь проще выкинуть и забыть, чем везти протухшую рыбу за тридевять земель. Однако, рассмотрев этикетку с датой упаковки – 24 декабря 2018 года, – обнаружила под ней еще одну с датой 26 июля 2018 года. И женщина отправилась в магазин. Первым делом направилась в рыбный отдел – проверить, на всей ли рыбе перебита дата. И угадала. Осталось несколько упаковок и на каждой поверх старого стикера с датой изготовления была наклеена новая – со свежей датой. Обратилась к продавцу.
– Почему у вас по две даты на упаковке? – спросила покупательница. – Здесь заводская упаковка и дата, а здесь – ваша упаковка со свежим числом и маркировкой.
– Первая этикетка с датой – фирменная, а рядом – этикетка с датой нашего магазина, когда наш продавец взвесил товар и положил его на витрину, – ответила продавщица.
– Почему же тогда ваша дата якобы взвешивания находится поверх даты, указанной изготовителем рыбы? Ведь вы закрываете реальную дату изготовления, вводя в заблуждение покупателя, – возмущалась покупательница. – Вы знаете, что причиной одних из самых тяжелых пищевых отравлений является употребление недоброкачественной рыбы?
– Претензии по поводу недоброкачественной продукции мы будем предъявлять поставщику.
– Но ведь именно ваш магазин является ее распространителем, подлогом стикеров с датой изготовления занимаетесь вы. Почему на вашей этикетке написано внизу слово «упаковано»? Ведь вы не упаковываете эту рыбу. А если ваша наклейка обозначает прием товара и его вес, почему вы не напишете на ней «Дата приема товара» или «Поставлено на баланс»?
В общем, деньги за испорченную рыбу женщине вернули. О компенсации морального вреда даже не заикнулись.
После обращения женщины в редакцию газеты корреспондент обратился в областной департамент технического регулирования и метрологии с вопросом, имеет ли право магазин клеить свои этикетки поверх заводских, соответствует ли это нормам регламента. Ведь не секрет, что это не единичный случай. Такое можно увидеть сплошь и рядом в некоторых супермаркетах, потому что переклейка даты - самый простой способ избавиться от неликвидов.
Как сказал главный специалист областного департамента технического регулирования и метрологии Серик Касымов, если потребительская упаковка снабжена двумя этикетками: одна – оригинальная, с маркировкой, нанесенной предприятием-изготовителем, вторая – дополнительная, наклеивается на объекте торговли при взвешивании каждой упаковочной единицы продукции при приемке, с маркировкой даты упаковки, отличающейся от даты изготовления (упаковки), указанной предприятием-изготовителем, то это значит, что потребителя вводят в заблуждение, таким образом нарушаются требования технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011).
За производство и реализацию недоброкачественной продукции ответственность несет предприятие-изготовитель, однако за нарушения требований санитарных правил и технических регламентов в части маркировки пищевой продукции к административной ответственности должны привлекаться владельцы магазинов, которые нарушают закон. Покупателю
достаточно обратиться с жалобой в департамент или в департамент охраны здоровья.
Бывают и такие случаи – на полке товар по привлекательной цене, а на кассе продавец пробивает его намного дороже. Автор этих строк в супермаркете «Магнум» купил маринованные грибы «LORADO». На полке с товаром был наклеен ценник – 739 тенге. На кассе обнаружила, что пробили мне банку с грибами по 1139 тенге.
Вернувшись вновь к прилавку, убедилась, что на ценнике указано – 739 тенге. Стала внимательно сверять информацию на банке и ценнике. Все сошлось, кроме одной детали – не соответствовали граммы. Я приобрела грибы весом 580 граммов, а в ценнике мелким шрифтом указан вес 314 граммов. Обратилась к менеджеру, который переставлял банки на полках:
– Сколько стоит эта банка грибов?
– Тут же написано – 736 тенге, – ответил он.
– Это 314-граммовая банка. А я вам показываю 580-граммовую.
Менеджер не сразу понял, о чем я говорю. Пока я ему пальцем не показала на неточности. Менеджер сказал «сейчас» и ушел, через пять минут вернулся другой, снял ценник и перевесил его под другой товар, затем повернулся ко мне, извинился и сказал, что товара за день поступает много, и они просто не успевают следить и менять вовремя ценники. Как быть в этой ситуации? Кто прав? И надо ли платить дороже?
Ответить на эти вопросы мы попросили руководителя отдела защиты прав потребителей департамента по регулированию естественных монополий, защиты конкуренции и прав потребителей Еркасыма Сулейменова.
– Ругаться и скандалить не стоит. Путаница с ценами – частый случай обмана в супермаркетах. Ценники часто расположены так, что сложно понять, какой из них к какому именно товару относится. И только подойдя к кассе, потребитель замечает, что товар стоит гораздо дороже, чем на ценнике. Если такая ситуация произошла и кассир настаивает на своем, необходимо сфотографировать ценник, пригласить администратора и сообщить ему о недоразумении.
Обоснуйте это тем, что согласно п.12 ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель) обязан указывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта. Изготовитель (исполнитель) обязан указывать стоимость работ и услуг в письменном виде. Таким образом, у вас есть законное право купить товар по цене, указанной на ценнике.
Настаивайте на своем. Вы также имеете право требовать возврата разницы в стоимости товара, если цена на ярлыке ниже цены, указанной в чеке, и продавец при этом обязан продать вам товар по цене, указанной на ярлыке.
Также в соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса РК предложение купить товар по определенной цене – это публичная оферта со стороны магазина, и ценник – не что иное, как публичная оферта, а продавец обязан продать вам товар по той цене, которая в этой оферте указана.
В ситуации, когда чек уже пробит, вы также имеете все законные основания потребовать возврата излишне уплаченной суммы или обменять товар на деньги. При этом можно ссылаться на статью 24 Закона РК «О защите прав потребителей». Так что проверяйте чеки, не отходя от кассы.
Наталья ЧЕРНЕЙ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |