С 1 января 2019 года в Казахстане вступили в силу изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок. Какие изменения — об этом наша беседа с экспертом областной Палаты предпринимателей Айгерим Рахымжановой.
– Расскажите, какие сферы затронули изменения законодательства?
– Поправки направлены на совершенствование госзакупок и законодательное регулирование закупок квазигоссектора. Прежде всего увеличена пороговая сумма закупок из одного источника со 100 МРП до 500 МРП (с 240 500тг. до 1 202 500тг.).
Это позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам. В основном, эта норма коснется заказчиков с небольшими бюджетами – детские сады, школы, поликлиники, больницы, дома культуры, интернаты, дома престарелых. В рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов этот порог увеличен до 3-х тыс. МРП (6 807 000 тг.). Эта норма для сельских акиматов будет действовать до 2021 года.
Далее. В закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 000 МРП или до 2 525 000 тенге) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары. Не секрет, что прош-лые годы в закупках способом запроса ценовых предложений была проблема поставки некачественных товаров.
– В процессах госзакупок добросовестные предприниматели зачастую страдают из-за демпинга. Будет ли решена эта проблема?
– Да. Одно из изменений в нормативных документах как раз касается демпинга. Теперь дается четкое понятие «демпинговая цена» и ее недопущение. Сейчас есть проблемы, когда участники закупок в погоне за контрактами необоснованно снижают цены, что влечет ненадлежащее исполнение договорных обязательств. В частности, если предлагаемая потенциальным поставщиком цена будет ниже на 10 % от установленной стоимости по среднему ремонту в указанной ПСД, или ниже на 40 и более процентов на работы по текущему ремонту и не связанные со строительством работы, ниже на 15% на работы по техническому контролю, ниже на 15% на работу по подготовке проектно-сметной документации – все это считается демпингом. Заявки от потенциальных поставщиков по цене ниже ставок приниматься не будут.
Здесь есть еще один момент. При проведении конкурса некоторые участники, когда понимают, что «пролетают по цене», начинают действовать по принципу «ни себе, ни людям» и пишут жалобы. В новом законопроекте предусмотрено, что жалобы на требования конкурсной документации поставщиков, не принимавших участие в обсуждении конкурсной документации, рассматриваться не будут. Также при рассмотрении жалоб третьих лиц процесс закупок не будет приостанавливаться, как это происходило раньше. А также участникам конкурса, не внесшим обеспечение заявки, запретят взаимные просмотры. К сожалению, в последнее время число «профессиональных жалобщиков», «троллей», для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок увеличилось. Как правило, такие «профессиональные жалобщики» без намерения участия в закупках подают заявки в целях получения доступа к информации других участников в рамках взаимного просмотра. Чтобы впредь избежать таких случаев, наложен запрет на прием жалоб от участников, не подавших заявки, и не участвовавших на стадии предварительного обсуждения конкурсной документации, а также жалобы не принимающих участие в госзакупках третьих лиц не могут приостановить срок заключения договоров.
– Какими новостями можете еще поделиться?
– Еще одно новшество –с нынешнего года электронный портал государственных закупок Казахстана стал платным. Потенциальные поставщики будут получать доступ к сайту после заключения договора с единым оператором – акционерным обществом «Центр электронной коммерции» и оплаты.
Вносить деньги нужно один раз в год. В личных кабинетах на электронном портале уже появилась вкладка «электронный кошелек» для оплаты тарифа. Условия и порядок заключения договора и оплаты (стоимость услуги, реквизиты для внесения платежей и т.д.) размещены в разделе «Тарифы» и в инструкции поставщика. Стоимость услуги определяется максимальной суммой заявки или договора: до одного миллиона тенге – 1 МРП (2 525тенге) в год, до одного миллиарда тенге – 60 (151 500 тенге) МРП в год, если предельная сумма не ограничена, то оплата составит 122 МРП (308 050) в год.
Записала Наталья ЧЕРНЕЙ« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |