• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ГОТОВЫЙ БИЗНЕС ПО ПРИЕМЛЕМЫМ ЦЕНАМ

Объявленный в 2018-м год развития массового предпринимательства продлен. Уже видны первые результаты, количество бизнес-субъектов растет, но практически все кызылординцы занимают те ниши бизнеса, которые можно назвать традиционными.

Конечно, если мыслить по принципу «зачем мне браться за что-то новое, когда есть проверенное старое», то понять предпринимателей можно, потому что никто не хочет терять вложения или вообще завязнуть в долгах. Это с одной стороны, а с другой -как нам развивать конкурентоспособность, если многие новшества к нам приходят с задержкой в несколько лет?

Взять, например, тот же франчайзинг, которым пользуются предприниматели крупных развивающихся городов. Франчайзинг или франшиза - это вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона передаёт другой за плату право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Простыми словами это значит, что заплатив определенную сумму, вы становитесь представителем уже известной компании с раскрученным брендом.

Например, широко известная на территории РК сеть ювелирных магазинов «Serebroff», занимающаяся реализацией изделий из серебра. Франшиза работает на основе договора комиссии. То есть франчайзерам предоставляется продукция, а предприниматель платит за нее лишь после реализации. Разница цены реализации и себестоимости становится заработком, кстати, неплохим, потому что с предпринимателя не взимаются лицензионные выплаты. Вложения окупаются в период от одного до шести месяцев.

Все мы знаем, сколько автомобильных моек в Кызылорде. Они практически на каждом углу, и все стационарные, а бесконтактных нет. Открыть такую мойку тоже можно по франшизе. Она выгодна тем, что не надо использовать труд работников, экономией воды, а самое главное - это те самые технологии умных городов, которые заложены в программу цифровизации страны.

- Я работаю на станции технического обслуживания, и были времена, когда арендовал автомойку, - говорит Максим Удалов. - О бесконтактных мойках слышал, но даже не могу представить, как можно реализовать такой проект у нас даже при наличии свободного и подходящего помещения с подведенными коммуникациями. Мы же все привыкли к тому, что кто-то один сделает, а потом показывает всем, как надо зарабатывать.

Здесь нужно сказать об еще одном преимуществе франшизы. Вместе с ее покупкой франчайзи (человек или компания, которая приобретает у франчайзера право использования торговой марки) получает право на бренд, руководство по ведению бизнеса, образцы документации, фирменный стиль и униформу, стратегию рекламного продвижения, консультации и тренинги для владельцев бизнеса, размещение странички на корпоративном сайте. А в случае с той же мойкой или производством, скажем, «жидких камней», то специалисты выезжают на место и сами налаживают оборудование, учат им пользоваться. Или же вы едете и обучаетесь на месте. Все эти услуги сразу будут заложены в стоимость франшизы.

Кстати, о технологии «жидкий камень». Это название современного отделочного материала, если быть уж совсем точным, то группы материалов, производимых по сходной технологии и имитирующих своим внешним видом натуральные природные камни. Такое необычное название объясняется тем, что готовый продукт является результатом застывания (полимеризации) многокомпонентной жидкой смеси на основе полиэфирных смол. Используется он для отделки фасадов и стен, а также различных изделий, производства столешниц, подоконников и прочего. Чтобы запустить такое производство, необходимо вложить в него хотя бы три миллиона тенге, а срок окупаемости, указанный франчайзером,- от трех месяцев до полугода. Хотя, зная некоторые наши особенности и непреодолимое желание «построить дом лучше чем у соседа», производство диковинного в наших краях строительного материала может не только окупиться в указанные сроки, но и принести неплохую прибыль.

На просторах интернета немало каталогов с франшизами для Казахстана. Пока еще большинство российских, но есть среди них и отечественные. Необходимо подчеркнуть, что франшизы ориентированы не только на открытие производств, сети магазинов, точек быстрого питания... По ним можно запустить, например, туристическое агентство, парикмахерскую или модный в больших городах барбер-шоп. Да вообще все что угодно, пользующееся спросом на наших рынках. Даже те тайваньские автомобильные запчасти, которые пользуются огромным спросом на рынке «Жаңа базар». По франшизе можно открыть магазин таких запчастей и реализовывать их не с такой накруткой, как это делают продавцы на рынке. Дальше - еще проще. Когда будет собрана клиентская база, в течение нескольких лет запустить сеть таких магазинов и создать таким образом конкуренцию рыночным продавцам и соответственно добиться понижения цен до соответствующих покупательной способности населения.

- Раньше я работал поваром, а сейчас езжу на заработки в Южную Корею, - поделился кызылординец Алексей Кан. - Конечно, мысли о собственном бизнесе меня не покидают, но еще же надо купить квартиру, машину, жениться в конце концов, а это значит, что зарабатывать на все эти блага мне придется около десяти лет. Поэтому мечты о собственном деле отходят на второй план. О франшизах слышал часто, но для их покупки нужны немалые средства, а чтобы получить кредит - бизнес-план и прочие документы.

К слову, как отметила председатель совета деловых женщин области Жанна Аманова, в Кызылорде получить кредит для покупки франшизы пока еще нельзя, потому что наши банки не работают с региональными сетями. Этот вопрос уже прорабатывается на протяжении трех лет, но так и не решился.

- У нас предприниматели покупают относительно недорогие франшизы, - сказала она. - В основном, это образовательные центры, сети быстрого питания, магазины одежды.

Еще она рассказала, что на рынке сейчас много «сырых» франшиз, а благодаря тому, что франчайзинг стал популярным, развелось много мошенников, которые кроме как документации франчайзеру ничего не предоставляют.

Некоторые предприниматели берутся за такие франшизы, в которых ничего не понимают и запросто могут «убить» популярный в других регионах или даже во всем мире бренд. Поэтому большинство успешных у нас франчайзеров - женщины, занимающиеся образовательными проектами.

Оказалось, что в Кызылорде не так давно проходил форум по франчайзингу с привлечением экспертов. Однако, что после него изменится, пока неизвестно.

В любом случае франчайзинг - перспективное направление в развитии бизнеса, которое доступно каждому, и самое главное, в нем ничего не надо придумывать. Однако именно из-за этого соблазняющего обстоятельства предприниматели берутся за те франшизы, которые не приживаются у нас. А вот при правильном выборе и подходе успеха добиться можно, открыв новые производства, заведения и рабочие места.

Кирилл ДЕНИСОВ

Кызылординские вести / Третья полоса 23 февраль 2019 г. 633 0