• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЛЯ ГРАЖДАН: БЕЗ БАРЬЕРОВ И ПРЕПОН

Благодаря широкому повсеместному применению Интернета и мобильной связи в нашу жизнь стремительно вошли цифровые технологии, став ее неотъемлемой частью. Государственная корпорация «Правительство для граждан» была создана в 2016 году по поручению Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева в качестве единого провайдера государственных услуг и объединила в единую систему департаменты «Центр обслуживания населения», «Межведомственный расчетный центр социальных выплат», «Земельный кадастр и техническое обследование недвижимости». С ее созданием казахстанцы стали получать все государственные услуги в одном месте, большая часть которых сегодня предоставляется в электронном виде. О работе корпорации рассказывает директор Кызылординского филиала Айдын Кайруллаев.

– В чем состоит основная цель деятельности корпорации, какие есть нововведения в сфере предоставления госуслуг?

– Сегодня, когда мир вступил в эпоху Четвертой промышленной революции, цифровизация стала обыденным явением и находит все более широкое применения во всех сферах жизни – в банковско-финансовом секторе, торговле, коммуникациях, транспортно-логистической отрасли, производстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, медицине, образовании, сфере услуг. И одна из приоритетных задач «Правительства для граждан» – в рамках программы «Цифровой Казахстан» обучить население навыкам и умению пользоваться электронным порталом и получать госуслуги самостоятельно.

В областном филиале госкорпорации функционируют 14 фронт-офисов и 19 бэк-офисов, в которых занято порядка 1000 сотрудников. Сегодня из имеющихся в реестре 752-х государственных услуг госкорпорация оказывает 621 услугу, а 454 услуги, что составляет около 83 процентов – в электронном виде. Кызылординским филиалом госкорпорации было оказано более 4 млн госуслуг, больше половины из которых – в электронном виде. Такие услуги, как получение электронно-цифровых подписей (ЭЦП), адресные справки, справка об отсутствии или наличии недвижимости, регистрация прав на недвижимость и другие граждане получают самостоятельно через Интернет, что говорит о повышении цифровой грамотности населения.

– Применительно к госуслугам часто слышим фразу «по принципу одного заявления». Чем он отличается от «принципа одного окна», по которому работали ЦОНы?

– Принцип «одного окна», который предусматривал получение всех необходимых госуслуг в одном месте на определенном этапе показал свою действенность. Но сейчас назрела необходимость в еще более упрощенном варианте предоставления услуг, сократить сроки и перечень документов, исключить дублирующие процедуры. Одно из важных направлений – переход на проактивные услуги без участия услугополучателя. Композитное оказание услуг представляет собой предоставление нескольких услуг по одному заявлению. Так, достаточно прийти в ЦОН и по одному заявлению получить услуги по назначению пенсионных выплат по возрасту, государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат из ЕНПФ.

– Сейчас родители могут получить свидетельство о рождении ребенка при помощи одного SMS-сообщения. Как это происходит?

– Это пилотный проект по композитному оказанию услуг при рождении ребенка в перинатальных центрах. Сразу в роддоме женщены могут подать заявление на регистрацию рождения ребенка, документы на начисление едино-временного пособия по рождению, выплат по уходу за ребенком до года, а также поставить новорожденного на очередь в детский сад. Проактивная услуга полностью оказывается в электронном формате. Родителям после рождения ребенка поступает SMS-уведомление с предложением указать фамилию, имя, отчество малыша для получения свидетельства о рождении, номера счета для оформления пособий и адресные данные для постановки на очередь в детский сад. Заявителю останется только забрать свидетельство о рождении или заказать его доставку на дом.

– Как известно, сейчас в ведение корпорации «Правительство для граждан» переданы функции по ведению земельного кадастра. Что даст гражданам введение информационной системы «Единый государственный кадастр недвижимости»?

– Информационная система «ЕГКН» обеспечит целостность базы данных – полноту и достоверность, их оперативное обновление, исключение коррупционных рисков, условия для создания открытой карты для граждан и предпринимателей. Посредством использования технологии блокчейн система позволит вести учет объектов недвижимости в целях налогообложения, повысит достоверность и доверие к данным учета. Ведется большая работа по обследованию территорий земель. Например, в прошлом году было проведено почвенных обследований на площади 700 тыс. га и составлены электронные почвенные карты, которые можно увидеть на сайте: www.aisgzk.kz. Реализовать информационную систему «Единый государственный кадастр недвижимости» планируется к 2021 году.

– Какие услуги оказываются авто-владельцам? Кроме выдачи водительских прав и регистрации авто, какие еще услуги можно получить в спецЦОНах?

– Большая нагрузка приходится на долю спецЦОНов. Ведется работа по упрощению выдачи услуг, сократились сроки предоставления услуг по регистрации транспортных средств до 90 минут, упразднили сверку агрегатов для ранее зарегистрированных в РК автомобилей, вывели на дублирующие мониторы номера обычного спроса для того, чтобы граждане сами могли выбрать приглянувшийся им номер. Перерегистрировать авто и заменить водительское удостоверение сегодня можно также на портале электронного правительства egov.kz, причем сделать это можно быстрее, чем в ЦОНе. Обработка запроса на портале при замене водительского удостоверения длится не более часа, регистрация авто чуть дольше, так как в этой операции участвуют два человека – продавец и покупатель. Кроме того, не нужно ехать за готовыми правами в спецЦОН, их можно заказать на дом, как и технический паспорт и госномера на авто. Доставку будут производить курьеры АО «Казпочта». В 2018 году через портал egov.kz по нашей области зарегистрировано около 200 единиц автотранспорта и заменено более 2 тысяч водительских удостоверений. Необходимо также отметить о предстоящей ликвидации регистрационно-экзаменационных подразделений МВД с передачей их функций в госкорпорацию. В рамках этих изменений заявки будут направляться в МВД через информационные системы, практически все данные будут получены также из ИС, а документы сканироваться и прикрепляться к заявлению. Эти новшества запланированы с 1 июля текущего года и приведут к исключению коррупционных рисков.

– Расскажите о новом проекте – миграционном ЦОНе. Какие преимущества он дает иностранным гражданам? В чем необходимость его создания?

– Миграционные ЦОНы – это центры обслуживания иностранных граждан, которые приехали в нашу область из других государств для работы. Специализация миграционного ЦОНа – выдача и продление разрешения на работу трудовым мигрантам. Всего за два часа иностранные граждане могут получить государственные услуги по принципу «одного окна». Нерезидентам Казахстана предоставляется целый спектр услуг: медицинский осмотр, дактилоскопия, оформление страхового полиса, присвоение ИИН и разрешение на работу, здесь же спе-циалисты всех необходимых служб: медицинские работники, криминалист, кассы для оплаты госпошлин, агент по страхованию, что удобно как для самих мигрантов, так и для работодателей. Это позволяет минимизировать коррупционные риски при получении миграционных госуслуг и сделать процесс максимально прозрачным.

– Сейчас повсеместно наблюдается активный переход на цифровой формат. В связи с чем и какие сейчас технологии используются в сфере оказания госуслуг?

– Сегодня любой желающий может получить электронные услуги у себя дома либо в секторах Connection Point центров обслуживания населения. Чтобы ими воспользоваться, нужно иметь электронную цифровую подпись или зарегистрироваться в базе мобильных граждан, благодаря которой граждане могут получить услуги через портал электронного правительства. В 2018 году по области выдано более трехсот тысяч ЭЦП.

Как отмечалось выше, большая часть оказываемых услуг – электронные справки. Некоторые из них можно получить не имея ЭЦП на портале электронного правительства. Для этого есть сервис по получению е-справок по одноразовому паролю, запущены телеграмм-бот, мобильное приложение mGov. Для того, чтобы зарегистрироваться в базе мобильных граждан, необходимо зайти в «Личный кабинет», в графе «телефон» указать номер мобильного телефона. Также можно привязать номер телефона к ИИН, обратившись в фронт-офисы НАО «ГК «Правительство для граждан». Только за прошлый год в базе мобильных граждан зарегистрировались более 230 тыс. жителей нашей области.

Также внедрена система предоставления услуг на основе биометрических данных. Сдавать свои биометрические данные и авторизоваться на портале электронного правительства и через мобильные приложения можно добровольно. Биометрия запускается пока по двум параметрам – изображение и отпечатки пальцев. Человеку не нужно носить с собой удостоверение личности или ЭЦП, а также никто не сможет использовать ваши документы для получения услуг. Биометрическую идентификацию успешно использует финансовый сектор Казахстана при предоставлении услуг, в некоторые мобильные банковские приложения можно войти по отпечатку пальца. Пилотный проект успешно функционирует в городах Нур-Султане и Алматы, ведутся работы по подключению этого сервиса в Кызылорде.

Жанна Балмаганбетова

Кызылординские вести / Третья полоса 18 май 2019 г. 554 0