Вся творческая биография Камилы Абжановой неразрывно связана с родным театром. В 1972 году молоденькой выпускницей студии при Казахском государственном академическом театре драмы имени М.Ауэзова она пришла в областной музыкально-драматический театр имени Н.Бекежанова. За полвека своей творческой карьеры сыграла около ста ролей. В каждой она проживала на сцене судьбу своей героини и потому запомнилась и полюбилась зрителю.
Актриса пробовала себя в самых различных амплуа, и ей одинаково удавались как комедийные, так и трагические роли. Разноплановая актриса, она органична и естественна в каждом созданном ею образе. Каргаш в спектакле «Әнім сен едің» по повести Сафуана Шаймерденова, Айша в спектакле «Күшік күйеу» по пьесе Тахави Ахтанова, Марфуга в спектакле по пьесе Калтая Мухамеджанова «Бөлтірік бөрі астында» («Волчонок под шапкой»), Тасбике в пьесе Оразбека Бодыкова «Үйленгім келмейді» и многие другие.
В гримерной Камилы апай, где состоялся наш разговор, присутствует дух творчества, а незатейливые сувениры говорят о трогательных знаках внимания зрителей и поклонников ее таланта. Свой рассказ о себе она начала с воспоминаний о детстве и родителях.
– Мое детство прошло в ауле Майлыбас Казалинского района. Была старшей из девяти детей. Тяжелые испытания, выпавшие на долю народа, не обошли и нашу семью. В финскую
войну отца забрали на фронт, вернулся он с тяжелым ранением, от которого страдал всю оставшуюся жизнь. Время тогда было непростое. В послевоенные годы жизнь в ауле не отличалась особым достатком.
Родственники и друзья отца рассказывали, что отец, в ауле его все звали Шаки, выступал вместе с Розой Баглановой, сопровождая ее выступления игрой на домбре. Мама, обладая хорошими вокальными данными, слыла в ауле замечательной исполнительницей народных песен. Видимо, благотворное влияние родителей не пропало даром. Я тоже с детства любила петь и мечтала стать солисткой знаменитого тогда ансамбля «Гүлдер». Но мои планы изменились, и после окончания школы я поступила в театральную студию при Казахском государственном академическом театре драмы имени М.Ауэзова. В те времена нашим родителям некогда было уделять внимание развитию каких-то наших особых способностей. Мама работала на железнодорожной станции и все силы отдавала на то, чтобы одеть и прокормить нас.
Сразу после окончания студии меня приняли в труппу кызылординского театра имени Н.Бекежанова. Уроки профессионального мастерства я получила у таких прославленных мастеров сцены, как Шолпан Бакирова, Абдигумар Канетов, Кыдырма и Кашифа Копбаевы, Айнатай Манасбаева, Шарип Марденов, Раиса Ташибаева. Считаю для себя большой удачей, что мне пришлось работать с прославленными корифеями сцены Жибек Багысовой, Сериком Шотиковым, Пахраддином Куанышевым, Избасханом Шакировым, Улбатай Баядиловой, Алией Арысбаевой, Якудой Халыкуловым, Аскарбеком Сеилхановым.
Дебютом для начинающей актрисы стала роль Каргаш в спектакле «Әнім сен едің» по пьесе Сафуана Шаймерденова. Пробовалась актриса и в кино, роль Макпал в художественном фильме «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» она считает одной из самых своих удачных ролей. Фильм был снят Асанали Ашимовым на киностудии «Елімай». В кинопробах участвовали актеры многих казахстанских театров, среди которых Камила Абжанова была признана лучшей. Проникновенная история любви, воплощенная на экране, сразу же нашла отклик в сердцах зрителей.
Как призналась актриса, молодость – прекрасная пора, которой доступно и подвластно многое. С возрастом мы что-то теряем, но в то же время приходит жизненный опыт, осознание своего места в творчестве. Особенно ей стали дороги и близки роли, в которых она сыграла матерей. Роль Макпал, матери центрального героя в фильме «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу», стала воплощением женственности и силы материнской любви. В спектакле Лидии Егембердиевой «Көресіңді көрмей», поставленной художественным режиссером театра Хусеином Амир-Темиром, актриса сыграла роль Акдидар. Спектакль посвящен одной из вечных тем – взаимоотношениям отцов и детей. Ее героиня Акдидар – вдова, ее муж стал жертвой сталинских репрессий. После его смерти она посвятила всю себя сыновьям, находя в них утешение и мечтая вырастить их достойными людьми. Надежды матери не оправдались, они выросли черствыми людьми, равнодушными к боли и страданиям матери. Спектакль имел успех у зрителей благодаря талантливой игре актрисы.
Надежным другом и верным спутником жизни для Камилы Абжановой стал ее муж Бахытбек Алпысбаев. Их познакомила и сблизила сцена родного театра. Он закончил ту же студию, что и она, только несколькими годами раньше. Они сыграли вместе во многих спектаклях.
– Он мой первый критик и в то же время главный соратник и профессиональный советчик. Это первый человек, с кем я обсуждаю свои проблемы и роли, которые предлагают. И для меня всегда очень важно его мнение.
Быть актером – непросто. Профессия требует огромной самоотдачи и упорного труда. Чтобы воплотить на сцене тот или иной образ, необходимо вжиться в своего героя, понять и прочувствовать его, что требует огромного душевного и психологического напряжения.
На мой вопрос, насколько сегодня высок интерес к театру, Камила апай ответила:
– Интерес к театру есть. Зрители с удовольствием приходят сюда, особенно когда идут хорошие качественные постановки. Но аншлаги сегодня увидишь редко. Это не может не расстраивать. В то же время театр – это не цирк. Театр – это искусство, которое заставляет думать, мыслить, сопереживать. И зачастую зритель не бывает к этому готов. Особенно это касается молодежной аудитории. Театр требует особого отношения, так как это более утонченное и статусное искусство. Все же наш театр не стоит на месте, он развивается, и думаю, что в будущем интерес зрителей обязательно возрастет.
Поинтересовалась я и мнением актрисы о молодых актерах труппы.
– Молодежь сейчас другая. Мы были другими, не были столь прагматичными, верили в высокие идеалы и были романтиками. Мы скромно одевались, просто питались, не гнались за материальными благами. Нынешняя молодежь стала более свободной. Она сейчас меньше оглядывается на всякие условности. Но в то же время молодым людям сейчас труднее, чем нам. Время непростое, им приходится больше работать и больше конкурировать друг с другом.
Несмотря на то, что актриса готовится отметить свой семидесятилетний юбилей, она полна замыслов и планов. По-прежнему работает в родном театре, которому посвятила всю свою жизнь и продолжает радовать зрителя новыми ролями.
Договорившись с Камилой апай о встрече, застала ее на сцене. Шла репетиция нового спектакля по пьесе Дулата Исабекова «Фестиваль птиц». Спектакль наверняка вызовет большой интерес у кызылординского зрителя, так как внесет новую струю в репертуар театра имени Н.Бекежанова. Интересен и сам жанр спектакля. Это фарс-комедия, в которой на примере жизни животных легко проглядывают человеческие характеры. Камила Абжанова и Бахытбек Алпысбаев предстанут перед зрителями в необычных образах Петуха и Курицы. В комедии из жизни птиц легко проглядывает человеческое общество, где имеет место коррупция, замалчивание и затаптывание талантов, связи, борьба кланов. Для постановки спектакля, посвященного Году молодежи, был приглашен режиссер Куандык Касымов, который ранее уже ставил с кызылординским театром спектакли «Цыганская серенада», «Қысылғаннан қыз болдық», «Золушка», имевшие успех у зрителя.
К своему юбилейному вечеру актриса готовит моно-спектакль «Ана қасіреті». Актриса предстанет перед зрителем в своем любимом амплуа – драматической роли матери.
Ее труд и творческие успехи отмечены многими наградами. Она Почетный гражданин Кызылординской области, заслуженный деятель Казахстана, удостоена специального приза имени Шолпан Бакировой.
Жанна Балмаганбетова
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |