Перенос столицы Казахстана из Оренбурга в Кызылорду в 1925 году стал переломным моментом в социально-экономическом и духовном развитии республики. На пятом съезде Советов было принято важное решение о восстановлении исторически правильного названия казахского народа. Одним из значимых достижений пребывания столицы на земле Приаралья стало объединение разрозненных казахских земель. Как свидетельствуют архивные данные, 26 августа 1920 года постановлением ВЦИК и Сов-наркома была образована Казахская автономная советская социалистическая республика со столицей в Оренбурге. Она объединяла Уральскую, Оренбургскую, Акмолинскую, Актюбинскую, Букеевскую, Кустанайскую и Семипалатинскую губернии. Фактически Оренбург оказался столицей автономного образования, которое занимало только часть, хотя и значительную, территории нынешнего Казахстана. В 1924 году начался процесс, который вошел в историю как государственное размежевание Средней Азии. Вот что писал в своих трудах профессор КГУ имени Коркыта ата Мади Киреев: «В определенном смысле его можно рассматривать как собирание казахских земель. К началу 1925 года в состав КаССР вошли Джетысуйская и Сырдарьинская области. То есть южные казахские земли, простиравшиеся от Аральского моря на западе до озера Алаколь на востоке, которые входили в состав Туркестанскойавтономии».
Оренбург оказался не самым удобным местом для руководства республикой, ставшей второй по площади в СССР. В Москве справедливо полагали, что этот город как по отдаленности от центра киргизского населения, так и по национальному признаку совершенно не отвечает интересам киргизской бедноты. Вопрос о необходимости переноса столицы поднимался и видными представителями национальной интеллигенции. Особую активность проявил известный общественный деятель Султанбек Кожанов. В одной из своих статей он писал: «Столица Казахстана должна быть на территории казахской степи, пусть даже у казахов нет города, но ни в коем случае не на территории России. Казахскому народу не нужен красивый город с высокими домами, ему нужна хотя бы небольшая, но своя столица. Трудно будет что-либо сделать на благо казахского народа из Оренбурга».
Среди претендентов на столичное название были Актюбинск, Чимкент, Аулие-Ата (нынешний Тараз), Семипалатинск, Акмола (Нур-Султан). Все они были крупнее, да и более известны, чем Акмечеть. Султанбеку Кожанову, тогда главному представителю нацио-
нальной политической элиты в партийном руководстве республики, вместе с единомышленниками удалось отстоять предлагаемый город. Выбор Акмечети объяснялся тем, что здесь проходила железнодорожная магистраль, которая в то время была не только основным средством сообщения, но и важным фактором экономического развития. Город имел преимущество в географическом положении, в смысле равноудаленности от других регионов. Было еще одно важное обстоятельство, которое предпочитали не выпячивать, чтобы не получить клеймо националиста. В Приаралье тогда, как и сейчас, коренное население составляло большинство.
После горячих дебатов 9 февраля 1925 года КазЦИК принял решение о переносе столицы из Оренбурга в Акмечеть. Для разработки основных мероприятий по переносу столицы была создана специальная техническая комиссия из пяти человек. Председателем стал А.Кенжин, общественный и государственный деятель. Техническим руководителем был назначен М.Тынышпаев – инженер, первый казах с высшим техническим образованием.
В апреле 1925 года в Акмечеть из Оренбурга прибыл специальный поезд, в котором находились руководители автономной республики во главе с председателем ЦИК С.Медешевым и председателем Совнаркома Н.Нурмаковым. 15 апреля открылся 5-й Всекиргизский (Всеказахстанский) съезд Советов, на котором в течение пяти дней были приняты важные решения. Было утверждено решение о переносе столицы Казахстана из Оренбурга в Акмечеть. Самое главное, на съезде народу возвратили исторически верное название – казахи.
М.Киреев в своей книге «Город на Сырдарье» отмечал: «Выбор столицы по тому времени был сделан верно. Берега среднего течения Сырдарьи, устья Чу и Сары-Су являются колыбелью казахского народа. Отсюда кочевые пути расходились на запад и северо-запад к берегам Тургая, Урала, Эмбы и в пески Каракума и Барсуки, на север – к притокам Иртыша и Тобола, на восток – по реке Чу к озерам Балхаш и далее к Иссык-Кулю, к югу – по рекам Куван-Дарье и Яны-Дарье по Каракалпакской Автономной Советской Социалистической республике. По этим исторически сложившимся путям распространились культура, знание и передовые политические идеи в самую гущу казахов-кочевников. Акмечеть, находясь в узле, где переплетаются эти кочевые пути, являлась вполне естественным и правомерным центром Казахстана. За Акмечеть как новую столицу Казахской республики голосовала не только история, но и современность. Известно, что именно в этом городе раньше, чем в каком-либо другом центре Казахстана, установилась Советская власть, сразу же вслед за красным пролетарским Питером. В Акмечети была создана и оформлена одна из первых большевистских партийных организаций Казахстана. Здесь была сформирована одна из первых на территории республики регулярных частей Красной Армии. Красноармейский отряд железнодорожников покрыл себя немеркнущей славой в боях с полчищами белогвардейцев».
На 5-ом Всеказахстанском съезде Советов делегаты поддержали предложение С.Кожанова о переименовании Акмечети в Кзыл-Орду («Красная столица» потом аукнется общественному деятелю во времена сталинских репрессий. Помимо сотрудничества с А.Байтурсыновым и М.Жумабаевым ему припомнили и это название. Обвинение поставило в один ряд Алашорду и Кзыл-Орду).
В истории города открылась новая страница, новый этап развития. Молодая столица, где насчитывалось более 22 тысяч жителей, начала резко менять свой облик. В ней появилось много новых, вполне современного типа жилых домов, возникли средние специальные учебные заведения, промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Именно в эти годы в Кзыл-Орде была организована лаборатория по пастеровским прививкам, на фундаменте которой поднялся, вырос, развился крупнейший научно-исследовательский центр, впоследствии Казахский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены. Здесь начали свою деятельность Казахский научно-исследовательский институт, почвенный институт, лаборатория Казахского ветеринарно-бактериологического института и ряд других. Из числа учебных заведений, созданных в Кзыл-Орде в годы, когда она была столицей республики, следует отметить совпартшколу, институт народного образования, рабфак геологоразведочного направления, техникумы медицинский (акушерский), сырьевой, кооперативный, транспортно-механический, геоботанический, финансовый, новых лубяных культур и другие. С Кзыл-Ордой тех лет связана творческая и общественно-политическая деятельность вожаков движения за раскрепощение женщин Алмы Уразбаевой и Сары Есовой, многих основоположников современной казахской литературы. В столице работали и создали свои лучшие произведения Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Ильяс Джансугуров, Сабит Муканов, Сабир Шарипов, Каламкан Абдыкадыров, Николай Анов, Абдильда Тажибаев, Аскар Токмагамбетов. Начал работать нынешний Казахский государственный театр имени М.Ауезова, который представил зрителям свою постановку «Еңлік-Кебек». На его сцене впервые выступили широко известные казахские артисты Амре Кашаубаев, Курманбек Джандарбеков, Елубай Умурзаков и другие. В Кзыл-Орде были основаны и издавались республиканские газеты «Енбекчи казах» («Социалистік Қазақстан») и «Советская степь», переименованная после в «Казахстанскую правду», а также ряд журналов.
– Перенос столицы из Оренбурга в Кзыл-Орду, на священную землю Сыра, имел большое стратегическое значение, – подчеркнул руководитель областного центра «Рухани жаңғыру» Нурлыбек Мынжас. – Это решение подняло дух казахского народа. В прошлом году мы широко отметили 200-летие нашего родного города. Здесь работали выдающиеся деятели культуры, искусства, образования, науки. Известные политические деятели Алаша трудились над повышением политической культуры нации. Обозначенная Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым идея духовной модернизации «Рухани жаңғыру» сегодня тесно переплетается с высокой духовно-нравственной идеей, которую в свое время выдвинули алашординцы – образцы патриотизма и преданности национальному долгу.
Молодая столица быстро преображалась. Буквально за месяц с 20 апреля по 20 мая 1925 года под руководством специальной технической комиссии было отремонтировано 25 зданий, из которых 11 отведены под учреждения. Одновременно устраивались и приводились в порядок сети арыков по городу. Комиссия организовала снабжение новых построек строительными материалами: кирпич жженый и сырцовый, известь, алебастр, строевой камыш, лес, железо-скобяные и москательные товары. В июне 1925 года тарифный комитет НКПС установил льготную перевозку строительных материалов по железной дороге в Кзыл-Орду со скидкой 25 процентов. Велись переговоры с приезжающими представителями различных строительных организаций, в частности, с Госстроем ВСНХ СССР, Стандартстроем, Оренбургской госстройконторой по установлению и определению всех будущих строек. Обследовав город, представители Госстроя подтвердили выводы комиссии о возможности строительства в Кзыл-Орде много-этажных зданий и об отсутствии всяких опасений к возведению таких сооружений по условиям грунта и других факторов, обуславливающих строительство. Постановлением СНК Казахской АССР от 10 июня 1925 года был создан Строительный комитет Совнаркома в составе представителей Госплана, Наркомфина, КазВЦСПС, РКИ, НКВД под председательством А.С.Сергазиева. Учитывая масштабы предстоящей работы, в столицу был приглашен архитектор И.В.Рянгин. Он считал, что Кзыл-Орда как столица станет центром административной, культурной и торговой жизни и вызовет большой наплыв населения, предложил составить «регуляционный» план на 40 лет с 1925 по 1965 годы. Рянгин привел следующий подсчет роста населения: в 1925 году – 10 тысяч жителей, в 1935-ом –
25,6 тысячи жителей, в 1955-ом – 55 тысяч, в 1965-ом – 81 тысяча. Вся работа по съемке и нивелировке земель проходила под непосредственным руководством и наблюдением инженера М.Тынышпаева. В мае автор представил эскизный вариант «регуляционного» плана. К главным принципам проекта градостроительного плана новой столицы архитектор отнес «…выделение главного административного центра Казахстана: вокруг центральной площади группируются главные здания административного назначения (наркоматы), соединение главной центральной площади с вокзалом при помощи широкой улицы со средним бульваром –
это главная улица будущего города. Первую часть ее от вокзала предполагается отстроить зданиями торгового назначения. На центральной площади – адмцентр театрального типа, он может служить для съездов Советов – это должно быть монументальное здание художественной обработки, на него открывается перспективный вид со всех сходящихся улиц. Все здания на центральной площади желательно обработать в одном архитектурном стиле, чтобы она производила гармоничное художественное впечатление. Все кварталы пронумерованы для регистрации отводимых участков». Таким видел в будущем столицу архитектор-художник И.Рянгин.
Для обсуждения проекта была создана особая комиссия, которая на состоявшемся 11 октября 1925 года заседании признала его приемлемым. Строительство столицы в 1926-1927 годах проходило более-менее планомерно. Уже в сентябре 1926 года отдел по благоустройству города докладывал, что приобретено и установлено в столице 20 керосино-калильных фонарей, создана городская электростанция, которая начала функционировать с 12 августа 1926 года. Восстановлена ирригационная система путем очистки, расширения магистралей и удлинения отводок, всего 28,5 километра. Проведена разбивка городского летнего сада с устройством в нем летнего кинотеатра и площадки лото, посажено 12500 кустарников, 2050 деревьев. Основные и детальные проекты, прежде всего подготовка эскизов и составление плана и сметы на постройку здания правительства и других органов государственного управления должны были быть разработаны зимой 1927 года. Однако, по имеющимся в архивах документам, не удалось проследить насколько был реализован Генеральный план строительства новой столицы Казахстана. В конце 1927 года Правительство республики приняло решение о переводе столицы Казахстана из Кзыл-Орды в Алма-Ату, в мае 1929 года переехало в новую столицу.
Ботагоз АЖАРБАЕВА,
фото к материалу
предоставлено областным
государственным архивом
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |