• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОЖИВАЕТ ДЕРЕВО В УМЕЛЫХ РУКАХ

Мурат Жаримбетов из Жанакорганского района – мастер по дереву. В его руках обычный кусок дерева становится творением искусства.

Мурат – ученик известного мастера резьбе по дереву Пахрадина Садыкова. По специальности он – агроном. Долгие годы проработал в районном отделе лесного хозяйства лесником. Именно лесничество, а точнее, работа с природой, как считает мой собеседник, возродило в нем любовь к творчеству. Мастер признается, что занятие, которое изначально было простым хобби, которым он занимался на досуге, сейчас стало основным видом дохода в семейный бюджет.

– Изделия ручной работы, к счастью, сейчас ценятся. Потому что их сделала не бездушная машина, они индивидуальны и неповторимы. Такие вещи клиенты заказывают заранее, обдумывают, а мастер при их изготовлении вкладывает свою энергию, – говорит Мурат. – Для меня самое главное, чтобы людям мои сувениры нравились. Стараюсь не повторяться в дизайне изделий. Считаю, что станок не заменит человеческих рук, так как изделия ручной работы хранят частичку души.

Экспонаты мастера не раз выставлялись на суд специалистов и любителей искусства на областных и республиканских выставках, в частности, на выставке «Экспо-2017».

– Стабилен ли спрос на сувенирную продукцию? – спросила я.

 – Хороший спрос на сувениры в виде домбры, кобыза, жетыгена, стилизованных национальными орнаментами, – ответил он.

Помимо сувениров, Мурат изготавливает и цельные композиции из дерева, которые рассказывают об истории родного края, традициях и обычаях казахского народа. К примеру, во многих изделиях мастер непременно использует шанырак и бесік (казахскую колыбель) – символы очага и семьи. И своих учеников Мурат учит не просто вырезать по дереву, а рассказывает о том, каких традиций в своей работе придерживались казахские мастера прикладного искусства, о смысле национального орнамента и элемента. М. Жаримбетов часто выезжает в аулы, проводит мастер-классы, стараясь заинтересовать народным ремеслом как можно больше молодых людей.

– Как отметил в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Елбасы Нурсултан Назарбаев, важно не растерять свои национально-культурные корни, сохранить собственный национальный код. Нельзя высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Национальные обычаи, прикладное искусство, язык и музыка, литература – то, что входит в понятие «национальный дух», должно оставаться с нами, – считает мастер. – Убежден, что нужно взять все лучшее, что оставили в наследство наши предки, развивать и воспитывать молодое поколение, опираясь на традиции.

Впрочем, не только деревянные сувениры выходят из-под рук мастера. Он может изготовить эксклюзивный сундук в национальном стиле, бесік для убаюкивания малыша, тумбу... Да все, что угодно, какой бы ни был заказ. Правда, за изготовление домбры пока не брался, хотя есть желание. Мурат считает, что это очень ответственная работа, – поскольку нужен особый дар, а не только умение работать с деревом. Ведь при изготовлении домбры необходимо сделать так, чтобы сочеталась воедино и музыка.

– Откуда черпаете идеи для своих изделий?

– Зачастую форму будущего сувенира диктует сам материал. Эскизов на бумаге не делаю. Идея приходит в процессе работы. Стараюсь не повторяться, и не копировать чужие работы. Хотя куда сейчас без Интернета? Интересные задумки можно найти и там, – говорит Мурат. – Часто советуюсь с П. Садыковым, если в процессе работы возникают сложности.

Поинтересовалась у мас-тера о том, сколько времени уходит на один заказ.

– Все зависит от вдохновения, настроения. Можно сделать фигурку и за день-два, но бывало, что и за месяц не получается, – говорит он. – Чтобы вышло что-то красивое из дерева, нужно быть и скульптором, и живописцем, резчиком, красильщиком. От мастера требуется чувство вкуса, фантазия и точность. Часто увлекшись, не замечаю, как время бежит. Когда «идет рука» и изделие приобретает на глазах причудливые формы, три-четыре часа работы проходят как пять минут.

Мастер считает, что искусство изготовления деревянных изделий достигло в Казахстане высокого уровня. Во многих аулах деревянные резные изделия по-прежнему успешно соперничают с изделиями фабричного производства. Поэтому пока есть спрос, мастера по дереву будут востребованы. Он также убежден, что народные ремесла – понятие широкое. Сюда можно отнести произведения мастеров, которые были изготовлены в единственном экземпляре, серийное производство сувенирных изделий, изготовление предметов домашнего обихода и прочее. Поэтому следует выработать классификацию народных ремесел, так как одни из них граничат с искусством, другие относятся к духовной культуре и призваны сохранить древние традиции, третьи – относятся к материальной сфере. Но и те и другие виды ремесла нужно непременно развивать. И в этом плане он особо отметил работу Казалинского общества ремесленников под руководством Мархабат Асановой, которое организовывает конкурсы, помогает мастерам выставляться в других регионах, находить своего потребителя.

– Мурат, я не раз беседовала с ремесленниками. Кто-то войлоком занимался, кто-то – ювелирными изделиями. И вы – первый, кто говорит о своих делах оптимистично. Как считаете, сегодня у ремесленников есть все условия для развития своего дела?

– Я вам так скажу: есть категория, которая стремится к бизнесу, ее представители работают как предприниматели. А есть ремесленники - художники, у них творческий подход. Видимо, я отношусь ко второй категории. Могу обойтись без хлеба, но если хотя бы день не мастерю, места себе не нахожу, – говорит он. – Не могу себя сравнить с великими мастерами, я далек от этого, но очень хочется достичь их уровня. И я рад, что имею отношение к миру прикладного искусства, могу творить и дарить красоту людям.

Мастер раскрыл несколько секретов своей работы.

– Древесина является уникальным материалом, ей присущи свойства, которых нет у других материалов, – говорит он. – Чтобы поверхность коры стала гладкой, обработать ее можно металлической щеткой и наждаком. Спилы тоже шлифуются наждачной бумагой. Затем нужно обработать поверхность древесины антисептиком, чтобы не заводился жук-короед, чтобы плесень и грибки не уничтожали природный материал. Через несколько дней после нанесения антисептика, следует покрыть древесину морилкой до желаемого колера, а потом лаком. Секретов много, я буду рад ими поделиться, с удовольствием приму в ученики старательных ребят, – подытожил нашу беседу мастер.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Третья полоса 15 июнь 2019 г. 584 0