• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ГЕРОИ НЕ УМИРАЮТ

История Казахстана охватывает четыре крупнейших события, которые олицетворяют четыре этапа борьбы за свободу и независимость. Первый этап – начало возникновения в 1465 году Казахского ханства. Жанибек и Керей сумели вырваться из власти шейбанидов и сплотить казахский народ. Второй этап – почти полуторавековая борьба против джунгарских завоевателей за сохранение национальной государственности казахов. Третий этап –борьба с политикой царской администрации.

И, наконец, четвертый этап, 16 декабря 1991 года, – объявление государственной независимости РК, формирование новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью, основанной на принципах демократии и уважения прав и свобод человека.

Каждая эпоха, отражая исторические события, выдвигала на арену ярчайших личностей: Кабанбая, Богенбая, Жасыбая, Исатая и многих других, ставших гордостью казахского народа. Как известно, программа «Рухани жаңғыру» включает в себя несколько подпрограмм, одна из которых – «Рухани казына» –
направлена на сохранение историко-культурного наследия, которое невозможно без уважительного отношения к великим сынам казахского народа. Наш рассказ о Кобыланды батыре – символе героизма и гордости казахского народа.

Долгое время его считали вымышленным персонажем. Сейчас достоверно известно, что Кобыланды батыр – вполне реальный человек, живший в XV веке, в период распада Золотой Орды. В юношеские годы он был приближен к Абулхаир хану. В былинах и сказаниях обычно именуется «Кара кипчак Кобыланды». Также сообщается, что он был крупным военачальником. Ему посвящен героический эпос казахского народа «Қобыланды батыр». В нем батыр предстает в образе непобедимого воина.

Захоронение Кобыланды батыра находится на левобережье реки Кобда, у села Жиренкопа Актюбинской области. Когда-то на месте захоронения батыра был мазар. О нем в 1906 году писал исследователь
В.В. Карлсон, а позже и Жозеф-Антуан Кастанье. Мазар со временем разрушился, и уже в начале ХХ века на его месте были только развалины.

В 50-х годах ХХ века место захоронения посетил известный архео-лог Алькей Маргулан. В 1969 году останки батыра были подняты из склепа и перевезены в Алматы, чтобы восстановить облик героя. Но долгое время это было невозможно. Лишь по прошествии многих лет облик Кобыланды восстановили в лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова в Москве. Это был воин 45-50 лет, с волевым подбородком. После воссоздания облика бюст Кобыланды передали в музей Актобе, туда же были возвращены его останки.

Имя Кобыланды батыра увековечено и в Кызылорде. В сентябре 2009 года состоялось открытие сквера легендарному
воину на улице Казыбек би. Взору кызылординцев и гостей города предстал двенадцатиметровый монумент – могучий Кобыланды с копьем в руке на гордом скакуне Тайбурыле.

 Сказания о Кобыланды батыре на протяжении нескольких веков не стареют, льются песни акынов о героизме могучего воина, о его неповторимых подвигах во славу родной земли. Народ создал двадцать девять вариантов эпических песен о Кобыланды батыре. Легенд сохранилось много. Одна из них гласит, что преследуемый врагами народный герой переплыл Арал и очутился на пустынном острове Барсакельмес. На нем он проспал три дня кряду, после чего двинулся в обратный путь. Вернувшись, он понял, что прошло уже 33 года. Все его враги стали седыми стариками, а любимая жена — старухой. С тех пор остров Барсакельмес и обрел в народе дурную славу.

Легенды гласят, что Кобыланды батыр принимал непосредственное участие в зарождении Казахского ханства. Будучи вождем кипчаков, он поддержал ханов Жанибека и Керея. Произошло это событие в 1465 году. Также в исторические сводки попала схватка с бием Акжолом, которого он случайно убил. Есть поверье, что Кобыланды под знаменем Золотой Орды Токтамыша сражался с армией железного Тимура. В одной из баталий Кобыланды чуть было не лишил жизни копьем насквозь железного Тимура, но ему удалось лишь повредить его ногу.

Кобыланды был причиной разделения Казахского ханства. Об этом свидетельствует Шакарим: судья Дайыркожа (из рода аргын, прозванный "Ақжол" за справедливость) и Кара кипчак Кобыланды были приближенными хана Абулхаира, они соперничали между собой... Кобыланды убил Дайыркожу. Жанибек хан, узнав об этом, просит у Абулхаира убить Кобыланды, чтобы отомстить за смерть Дайыркожи... Абулхаир хан не смог выполнить его просьбу, опасаясь недовольства со стороны кипчаков, он предложил выплатить выкуп как за трех человек, оскорбленный этим Жанибек создал отдельное ханство. Об исторической достоверности написанного Шакаримом свидетельствуют также стихи, сочиненные отцом Дайыркожи, Котан жырау, в которых он оплакивает смерть сына и обвиняет в этом Кара кипчака Кобыланды. Еще одним источником сведений о Кобыланды батыре является сложенный народом эпос "Қобыланды батыр". Это героическая эпопея, где повествуются события, связанные с подвигами, мужеством батыра Кобыланды в период военных столкновений с персами. Из эпопеи видно, что батыры, сражавшиеся с ними, являются потомками знаменитого батыра Едиге. Тот факт, что Кобыланды батыр был дружен с батыром Ораком и враждовал с Алшагыром, свидетельствует о том, что Казахское ханство поддерживало в Ногайском ханстве, внутренне разделенном на два лагеря, одних и враждовало с другими. Все эти данные говорят также о том, что Кара кипчак Кобыланды не был вымышленным героем, что он – историческая личность, известная своими военными подвигами и влиянием.

Подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ

Кызылординские вести / Третья полоса 20 июнь 2019 г. 539 0