Так называлось заседание за «круглым столом», организованное кафедрой «Профессиональное обучение» КГУ им. Коркыта ата. Преподаватель кафедры, кандидат исторических наук Кыздаркуль Касенова рассказала об истории ковроткачества земли Сыра, мастерах-умельцах, о различных видах ковров, особенностях традиционного ковроткачества в регионе. Как отметила К. Касенова, одним из важнейших средств воспитания и обучения подрастающего поколения является приобщение его к национальной культуре. И тут можно начать со знакомства с образцами народного декоративно-прикладного творчества. В частности, ковроткачеством.
– Это древнее исконное ремесло казахов. Его история насчитывает более пяти тысяч лет. Хорошо сохранившиеся образцы сегодня занимают почетное место в коллекциях известных музеев мира, – отметила К. Касенова. – Ворсовые и безворсовые ковры играли в быту кочевого народа большую роль: ими устилали пол юрты, завешивали вход, ковровыми полосами скрепляли деревянный остов. Кошмами опоясывали покрытия юрты. Из ковров сшивались торбы, коржыны – мешочки для домашней утвари. Секреты ковроделия передавались из поколения в поколение. Узоры старинных ковров до сих пор открывают сокровенные тайны мастеров. Искусство ковроделия является бесценным памятником народного ремесла, его материальной сокровищницей. Убедиться в этом несложно – достаточно внимательно рассмотреть старинный ковер.
За долгие годы в Казахстане сформировалось несколько направлений ковроткачества, для каждого характерны свои орнаменты и цветовые решения, особенности техники изготовления. Традиционным центром ворсового ковроделия признаны Кызылординская, Туркестанская и Жамбылская области. Гладкое же или безворсовое ткачество было распространено повсеместно. По мнению многих искусствоведов, самыми красивыми среди безворсовых ковров считаются «арабы кілем» и «бес кесте». Их орнаментальная часть строится на чередовании узорных и одноцветных полос: крупные фигурные розетки омыртка и разноцветные ступенчатые полосы алабас гармонично сочетаются с мелкими геометрическими узорами.
Искусство ковроткачества у казахов передавалось из поколения в поколение, в каждой семье были свои секреты прядения и покраски шерсти, расположения орнаментации... Ткачеству девочек обучали с малолетства. Старшее поколение женщин учили валянию войлока, обработке шерсти, прядению, покраске пряжи и нити... Так с младых ногтей в семье прививали любовь к ремеслам.
Родители, чтобы обучить своих детей ремеслу, отправляли их к лучшим мастерам, наставляя: «Асыл тастан шығар, өнер жастан шығар» (Драгоценности в камнях находят, а ремесло – у молодых), «Ерінбесең, ұста боларсын» (Кто не ленится – мастером станет), «Өнерлінің жолы ашық» (Перед мастером все двери открыты), «Өнерлінің қолын ұста, өнегеліңің жолын ұста» (У искусного учись, у примерного наберись). В ремесленном обучении передавалась не только технология, это обучение было и своеобразной школой жизни. Ученический период в казахском ковроткачестве начинался с 7–8 лет и продолжался до 11-14 лет. Основное внимание уделялось формированию навыков сложных технологических ручных операций, которые требуют аккуратности, терпения и усердия. Причем в процессе работы наставники- мастера передавали ученикам не только секреты ремесла, но и приобщали их к общечеловеческим качествам - трудолюбию, усердию, почитанию национальных традиций... Постигая тайны и секреты мастерства, юные мастера постепенно приобретали такие важные качества, как стремление к совершенству, художественный вкус, самостоятельность, точность, аккуратность…
Особое внимание при изготовлении ковров уделялось орнаментации, смыслу каждого узора, изображенного на ковре. Ковровый орнамент у казахов всегда имел свою символику и был полон значений. К примеру, группа рогообразных узоров на ковре: «қошқар мүйіз», «сыңар мүйіз», «қосмүйіз», «бұғымүйіз» означали благополучие и достаток. Во все времена считалось, что баран приносит удачу, он символизирует мужество и силу, олень приносит счастье и успех, указывает путнику дорогу. Поэтому, во многих казахских коврах окаймление ковров составляли из роговидных завитков, которые выполняли функции оберега, богатства, счастья. Узоры, связанные с верблюдом «туйетабан», «ботакоз», «өркеш», «ботамойын» означали дальнюю дорогу. Весьма популярно в казахской культуре использование фигурок птиц в ковровых изделиях, образы которых почти у всех народов ассоцируются с небом, солнцем. В казахских коврах можно часто встерить изображения птиц «аққу», «құсмойын», «құсқанаты», «қарғатұяқ», «құстүмсық», которые символизировали добрые новости. На бордюрах ковра казахские мастера часто помещали стилизованные изображения собаки: «итқұйрық», «иттабан», что означало добрососедство, верность в дружбе, преданность. Можно сказать, что орнаменты ковра – это мир символов, связанных с духовной и хозяйственной культурой казахского народа.
– Народное ковроткачество тесно связано с воспитанием и обучением подрастающего поколения искусству, это является неотъемлемой частью сохранения национальной художественной культуры, становится актуальным в свете духовно-нравственного и трудового воспитания молодежи в наши дни, – отметила К. Касенова. – В статье «Семь граней Великой степи» Елбасы Н. Назарбаев говорит о возрождении фольклора, мелодий, прикладного искусства. Наши традиции и ремесла должны обрести новое дыхание. Мы должны работать над тем, чтобы сохранить и пропагандировать богатое наследие предков.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |