• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КРАСОТА, СОТКАННАЯ ИЗ ТАЙН ВСЕЛЕННОЙ

Так называлось заседание за «круглым столом», организованное кафедрой «Профессиональное обучение» КГУ им. Коркыта ата. Преподаватель кафедры, кандидат исторических наук Кыздаркуль Касенова рассказала об истории ковроткачества земли Сыра, мастерах-умельцах, о различных видах ковров, особенностях традиционного ковроткачества в регионе. Как отметила К. Касенова, одним из важнейших средств воспитания и обучения подрастающего поколения является приобщение его к национальной культуре. И тут можно начать со знакомства с образцами народного декоративно-прикладного творчества. В частности, ковроткачеством.

– Это древнее исконное ремесло казахов. Его история насчитывает более пяти тысяч лет. Хорошо сохранившиеся образцы сегодня занимают почетное место в коллекциях известных музеев мира, – отметила К. Касенова. – Ворсовые и безворсовые ковры играли в быту кочевого народа большую роль: ими устилали пол юрты, завешивали вход, ковровыми полосами скрепляли деревянный остов. Кошмами опоясывали покрытия юрты. Из ковров сшивались торбы, коржыны – мешочки для домашней утвари. Секреты ковроделия передавались из поколения в поколение. Узоры старинных ковров до сих пор открывают сокровенные тайны мастеров. Искусство ковроделия является бесценным памятником народного ремесла, его материальной сокровищницей. Убедиться в этом несложно – достаточно внимательно рассмотреть старинный ковер.

За долгие годы в Казахстане сформировалось несколько направлений ковроткачества, для каждого характерны свои орнаменты и цветовые решения, особенности техники изготовления. Традиционным центром ворсового ковроделия признаны Кызылординская, Туркестанская и Жамбылская области. Гладкое же или безворсовое ткачество было распространено повсеместно. По мнению многих искусствоведов, самыми красивыми среди безворсовых ковров считаются «арабы кілем» и «бес кесте». Их орнаментальная часть строится на чередовании узорных и одноцветных полос: крупные фигурные розетки омыртка и разноцветные ступенчатые полосы алабас гармонично сочетаются с мелкими геометрическими узорами.

Искусство ковроткачества у казахов передавалось из поколения в поколение, в каждой семье были свои секреты прядения и покраски шерсти, расположения орнаментации... Ткачеству девочек обучали с малолетства. Старшее поколение женщин учили валянию войлока, обработке шерсти, прядению, покраске пряжи и нити... Так с младых ногтей в семье прививали любовь к ремеслам.

Родители, чтобы обучить своих детей ремеслу, отправляли их к лучшим мастерам, наставляя: «Асыл тастан шығар, өнер жастан шығар» (Драгоценности в камнях находят, а ремесло – у молодых), «Ерінбесең, ұста боларсын» (Кто не ленится – мастером станет), «Өнерлінің жолы ашық» (Перед мастером все двери открыты), «Өнерлінің қолын ұста, өнегеліңің жолын ұста» (У искусного учись, у примерного наберись). В ремесленном обучении передавалась не только технология, это обучение было и своеобразной школой жизни. Ученический период в казахском ковроткачестве начинался с 7–8 лет и продолжался до 11-14 лет. Основное внимание уделялось формированию навыков сложных технологических ручных операций, которые требуют аккуратности, терпения и усердия. Причем в процессе работы наставники- мастера передавали ученикам не только секреты ремесла, но и приобщали их к общечеловеческим качествам - трудолюбию, усердию, почитанию национальных традиций... Постигая тайны и секреты мастерства, юные мастера постепенно приобретали такие важные качества, как стремление к совершенству, художественный вкус, самостоятельность, точность, аккуратность…

Особое внимание при изготовлении ковров уделялось орнаментации, смыслу каждого узора, изображенного на ковре. Ковровый орнамент у казахов всегда имел свою символику и был полон значений. К примеру, группа рогообразных узоров на ковре: «қошқар мүйіз», «сыңар мүйіз», «қосмүйіз», «бұғымүйіз» означали благополучие и достаток. Во все времена считалось, что баран приносит удачу, он символизирует мужество и силу, олень приносит счастье и успех, указывает путнику дорогу. Поэтому, во многих казахских коврах окаймление ковров составляли из роговидных завитков, которые выполняли функции оберега, богатства, счастья. Узоры, связанные с верблюдом «туйетабан», «ботакоз», «өркеш», «ботамойын» означали дальнюю дорогу. Весьма популярно в казахской культуре использование фигурок птиц в ковровых изделиях, образы которых почти у всех народов ассоцируются с небом, солнцем. В казахских коврах можно часто встерить изображения птиц «аққу», «құсмойын», «құсқанаты», «қарғатұяқ», «құстүмсық», которые символизировали добрые новости. На бордюрах ковра казахские мастера часто помещали стилизованные изображения собаки: «итқұйрық», «иттабан», что означало добрососедство, верность в дружбе, преданность. Можно сказать, что орнаменты ковра – это мир символов, связанных с духовной и хозяйственной культурой казахского народа.

– Народное ковроткачество тесно связано с воспитанием и обучением подрастающего поколения искусству, это является неотъемлемой частью сохранения национальной художественной культуры, становится актуальным в свете духовно-нравственного и трудового воспитания молодежи в наши дни, – отметила К. Касенова. – В статье «Семь граней Великой степи» Елбасы Н. Назарбаев говорит о возрождении фольклора, мелодий, прикладного искусства. Наши традиции и ремесла должны обрести новое дыхание. Мы должны работать над тем, чтобы сохранить и пропагандировать богатое наследие предков.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Третья полоса 22 июнь 2019 г. 711 0