• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ХРАБРО ЗАЩИЩАЛ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ

Имя батыра и известного в степи бия Сартая Байжанулы, в пятнадцатилетнем возрасте объединившего на борьбу с иноземными захватчиками молодых воинов всех трех казахских жузов, стало известно широкой общественности сравнительно недавно. В немалой степени этому способствовал фильм режиссера Ахана Сатаева «Жау жүрек мың бала», ставший самым кассовым фильмом Казахстана со времени обретения независимости. Тысяча юных воинов под предводительством Сартая батыра приняла участие в знаменитой Аныракайской битве, в ходе которой войскам джунгарских завоевателей было нанесено сокрушительное поражение.

 История помнит немало имен батыров, которые возглавляли боевые дружины, выступавшие против завоевателей. Среди них особо стоит назвать имя Сартая Байжанулы, которому в пятнадцатилетнем возрасте суждено было повести за собой тысячу таких же, как он, юных сарбазов. Ученые сегодня по крупицам собирают сведения, проливающие свет на жизнь и деятельность этого человека, восстанавливают поэмы и дастаны, рассказывающие о подвигах юных героев. Тут хотелось бы отметить большой вклад в исследование и изучение исторических документов ветерана органов прокуратуры из Актобе Айбека Айтбаева.

Согласно некоторым источникам, Сартай родился в 1711 году в семье известного бия Байжана Коскулакулы. С раннего детства мальчик рос любознательным, подвижным, любил проводить время с лошадьми. Эту его страсть заметил отец, который подарил шестилетнему мальчику жеребенка с белой отметиной на лбу по кличке Шалкаска. Кроме того, Байжан би заказал именитым мастерам детское седло, отделанное серебром. По некоторым источникам, это седло сейчас хранится в одном из музеев Казахстана. Дальновидность Байжана би была и в том, что он возил сына с собой, чтобы мальчик своими глазами видел положительные и негативные стороны жизни людей, познавал окружающий мир, учился самостоятельно принимать решения, быть внимательным и наблюдательным. По традициям того времени, мальчик получил религиозное образование.

Как-то Байжан би во время беседы сказал своему другу и сподвижнику Букирек батыру, что на Сартая он возлагает большие надежды. Поэтому считает, что юношу необходимо окружить сверстниками и воспитать из них настоящих воинов. На что известный батыр ответил, что обучение молодых джигитов военному искусству возьмет на себя. С того дня Букирек начал обучать специально отобранных подростков. Начал с подготовки коней к скачкам и тренировок юных сарбазов. Батыр обучал их умению владеть всеми видами оружия, приемам рукопашного боя и других единоборств, ведению боевых действий против групп противника, тактике построения боя в зависимости от условий местности. Мудрый наставник уже тогда отметил для себя, что Сартай заметно выделялся среди своих сверстников.

Больше всего молодые воины в свободное время любили слушать рассказы старших о подвигах известных в степи батыров. Особенно нравилась Сартаю история Орбулакского сражения, которую он потом не раз пересказывал друзьям.

…В 1643 году около пятидесяти тысяч джунгар под предводительством контайчи Батура вступили на казахскую землю. Жангир хан срочно направил по всей степи гонцов, чтобы собирали войско, а сам с шестьюстами воинами вынужден был встать на пути врага. Современники писали о стратегическом и тактическом таланте Жангир хана, его умении выбирать местность для сражения, обязательно учитывая ее географические особенности.

Хан выбрал самое узкое ущелье на пути продвижения вражеского войска, велел выкопать глубокий ров перед местом, разделил свой отряд на две части и устроил засаду. Одну часть своей дружины он разместил за искусственной преградой, выложенной из камней – воины должны были встретить джунгар лицом к лицу. Задача другой части состояла в том, чтобы обойти противника с тыла и поражать его солдат из луков и кремниевых ружей.

Однако врагов было слишком много, чтобы говорить о длительных оборонительных боях – в конце концов, неприятель смял бы позиции защитников. Тогда Жангир хан велел собрать и поджечь ядовитую траву, которая в изобилии растет в горах. Такой неожиданный ход позволил вывести из строя немало вражеских солдат, которые один за другим теряли сознание. Для казахских же воинов, которые густо обмазались козьим жиром, ядовитый дым не причинял никакого вреда. Пока джунгары приходили в себя после едкого дыма, подоспел отряд под командованием Жалантоса бахадура.

Несмотря на преклонный возраст, Букирек батыр не уставал обучать молодых воинов, показывал им различные приемы ведения боя. Войско под предводительством Сартая было поделено на десятки, полусотни и сотни, во главе которых батыр поставил наиболее способных молодых воинов, которые успели показать себя в ходе обучения.

Как-то Сартай велел своим сарбазам сдать оружие, выпить кумыса и ложиться отдыхать до утра – с рассвета их ждет дальний поход. А глубокой ночью отдельная сотня скрытно пробралась к возвышенности, где отдыхали бойцы, и напала на них. Однако молодые воины показали, что уроки и изнуряющие тренировки известного батыра не прошли для них даром. Прозвучала команда «Жау, жау, аттан!» и в считанные минуты спавшие беспечно воины вскочили, оделись и были в строю. Довольный Букрирек батыр своим громовым голосом велел им остановиться. Только тогда сарбазы поняли, что это была лишь учебная тревога.

Джунгарское войско было слишком многочисленным и потому, чтобы противостоять ему, нужно было срочно объединиться всем трем казахским жузам. Их представители собрались на большой совет, который состоялся на территории, контролируемой младшим жузом. У подножия мугоджарских гор представителей старшего и среднего жузов встретил батыр Сартай со своим небольшим отрядом –
молодые сарбазы проводили дорогих гостей к месту сбора.

Перед тем, как отправиться на войну во главе тысячного отряда, Сартай получил благословение своего отца Байжана бия. А еще мудрый бий пожелал, чтобы тысяча молодых воинов, которыми
командовал Сартай, стали друзьями на всю жизнь и горой стояли друг за друга. Через некоторое время отряд влился в состав войска Абулхаир хана. Это был 1726 год, когда Сартаю было всего пятнадцать лет. О том, как вели себя в боях с джунгарами юные воины, об их подвигах во имя защиты родной земли в ярким красках повествует известный фильм Ахана Сатаева.

Что касается дальнейшей жизни Сартая Байжанулы, это был не только батыр, которым гордилась казахская земля. Впоследствии он стал известным бием рода Алим, который справедливо решал многочисленные споры. В 1817 году Сартай Байжанулы в числе первых поддержал инициативу биев среднего и младшего жузов избрать своим ханом Шергазы Айшуакулы и поставил свою печать. В этот год аксакалу исполнилось 106 лет.

Сартай, будучи известным бием, призывал людей переходить к оседлому образу жизни, был одним из инициаторов выделения для них земли. Ученый-историк Бауыржан Енсепов к первым литературным источникам об этом выдающемся человеке относит поэму Нурмагамбета Косжанова «Мын бала», в которой в ярких красках повествуется о героических подвигах Сартая батыра в борьбе против иноземных захватчиков.

В народе сложено множество легенд о жизни Сартая Байжанулы, которые передавались из поколения в поколение. Особого внимания заслуживают те из них, в которых рассказывается о даре предвидения, которым обладали люди из его круга. Писатель Темирбек Дарменов в своей книге «Мырзастағы жыр-мұра» приводит одну из таких легенд.

…Как-то ехали среди Аральских Кызылкумов Косым кожа, баксы Даулет и Сартай бий, которые были близкими друзьями. Вдруг перед ними на дорогу выбежал белый заяц, который пробежал десяток метров и присел у придорожного куста. Косым кожа придержал своего коня и сказал: «Когда я умру, похороните меня на этом месте, где притаился заяц. А затем, когда придет время, справа от меня пусть похоронят тебя, Сартай, а слева – тебя, Даулет». Сартай стал возражать, что место это находится очень далеко от людей, и кто возьмется доставить сюда тело. На что Косым кожа ответил: «Ничего страшного, я сам позабочусь об этом».

На смертном одре 106-летний Сартай собрал родных, детей и завещал им похоронить в Кызылкумах рядом с могилой Косыма кожа. Была зима, стояли лютые морозы, и в таких условиях было нелегко везти тело покойного за тридевять земель, чтобы предать земле. Такие мысли можно было прочитать на лице сына Сартая. Тогда отец сказал: «Погрузи мое тело на белоголового верблюда, он сам найдет дорогу». Так и сделали – верблюд без особых усилий нашел место, где был похоронен Косым кожа.

И вдруг произошло чудо – отступил лютый мороз, начал таять снег, а мерзлая земля стала вдруг податливой. Но как только закончили копать, предали тело батыра земле и тронулись в обратный путь, зима вновь вступила в свои права. Поднялся ветер, с каждой минутой стал усиливаться жуткий мороз. К слову, это место, где похоронены известные в казахской степи Косым кожа, Даулет баксы и Сартай батыр находится на территории нынешнего Казалинского района в тридцати с небольшим километрах от аула Басыкара.

Согласно дошедшим до нынешних времен сведениям, подлинник поэмы «Мын бала» по указанию потомка батыра Жетписа Томаулы был тщательно завернут в черную кошму, а затем толстую кожу, чтобы к рукописи не проникла влага. Бесценную реликвию закопали у западной стены мечети суфия Махамбета, что находилась на окраине населенного пункта Акшатау. Однако сколько потом ее ни искали, рукопись так и не нашли.

Позже сведения о батыре Сартае и походе его войска собрал и изложил на бумаге житель аула Акшатау по имени Орынбет. К сожалению, фамилия аксакала не сохранилась. Сам Орынбет в начале тридцатых годов прошлого века выступал против процесса коллективизации, которая в наших краях сопровождалась конфискацией скота и имущества у большинства населения. Позднее он стал активным участником восстания представителей рода Асан. Восставшие, как известно, потерпели поражение, большинство уцелевших через Узбекистан перебрались в Афганистан. Орынбет же тайком уехал в Улытау, а когда умер Иосиф Сталин, приехал в родные края. До конца жизни он прожил на станции Шомиш и рассказывал односельчанам о жизни Сартая батыра и походе его тысячного войска. При жизни он посетил Улытау, где воевал Сартай батыр, в частности, местечко «Калмак кырган», где и состоялась знаменитая битва с джунгарами. Здесь он нашел несколько родовых талисманов младшего жуза и привез в родные края. Умер аксакал в столетнем возрасте.

Ученые, исследующие жизненный путь и наследие Сартая батыра считают, что его имя должно занять достойное место в истории независимого Казахстана. Для этого необходимо проводить исследования многочисленных исторических и литературных источников. Предстоит большая работа, изучение документов, которые хранятся в архивах Казахстана и России.

Казыбек КАМАЛУЛЫ

Кызылординские вести / Третья полоса 22 июнь 2019 г. 749 0