• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЖЕМЧУЖИНЫ ДРЕВНЕЙ АРХИТЕКТУРЫ

Земля Приаралья унаследовала от населявших этот край кочевых племен и народов их богатейшую культуру, частью которой стали сохранившиеся здесь памятники истории и архитектуры, начиная с эпохи саков и гуннов, огузов и кипчаков. Величайшие образцы народного зодчества пережили разрушительные природные явления и катаклизмы, стали свидетелями кровопролитных войн и сражений и хранят предания о мудрых правителях, храбрых и отважных воинах, выдающихся певцах и поэтах.

Уникальные исторические и архитектурные памятники, жемчужины древней и средневековой архитектуры, созданные талантливыми народными архитекторами, стали бесценным наследием прошлого и хранят в себе многие тайны и загадки, разгадать которые нам еще предстоит. Большой интерес ученых-археологов и путешественников вызывают сохранившиеся здесь памятники, выполненные в форме так называемых башенных мавзолеев, характерные для Турции, Ирана, Азербайджана. В Центральной Азии их можно увидеть нечасто, но большое их сосредоточие наблюдается именно среди архитектурных памятников Приаралья.

Подобные сооружения появились в низовьях Сырдарьи еще в начале первого тысячелетия до нашей эры: мавзолеи Буланды (IV-II века до н.э.) и Тогускен (IX-VIII века до н.э.), к более позднему периоду раннего средневековья относятся монументальные башенные сооружения с шатровым покрытием Аксаккыз, Бегим ана, Сараман-Коса (X-XI века).

Буланды: уникальный памятник древнего зодчества

В 15 километрах к юго-западу от аула Куандария Кармакшинского района находится мавзолей Буланды 2, одно из древнейших купольных сооружений Центральной Азии, относящееся предположительно к IV-II
векам до нашей эры. Сооружение, напоминающее по форме куполо-образное строение с галереей, охватывающей поясом внутреннюю часть здания, полно мистики и окутано тайной. Ученые выдвигают разные версии по поводу предназначения необычного строения. Что это? Языческий храм или резиденция правителя древнего мира, а может, оно имело культовое значение? По одной из версий ученых, мавзолей Буланды 2 – погребальное сооружение апасиаков (водных саков).

Древний памятник, расположенный в широкой долине западного русла реки Жанадарьи, был обнаружен в 60-х годах прош-лого столетия Хорезмской этноархеологической экспедицией под руководством
Сергея Толстова и представляет собой сооружение круглого плана диаметром 16 метров и высотой 4,5 метра. Нижняя его часть сложена из пахсы, верхняя – из сырцового кирпича. Вход расположен с южной стороны и оформлен в виде портала с арочным перекрытием. Внешняя поверхность стен здания обработана 25 выступающими треугольными «лопатками». Внутри здания имеется центральное помещение цилиндрической формы диаметром 5,5 метра, перекрытие в сохранившейся части представляет ложный свод. По сторонам от него по кругу располагаются погребальные помещения, которые представляют собой части секторов, разграничивающихся радиальными стенками с арочными проёмами. Погребальные камеры имели сводчатые перекрытия. В постройке нет ни одного помещения прямоугольного плана.

Памятник был подвергнут значительным разрушениям. Под воздействием атмосферных осадков произошло выветривание стен мавзолея, отслоилась штукатурка. Их состояние усугубляли различные микроорганизмы и гнезда птиц. Вероятно, еще в древности мавзолей был разграблен, поэтому сохранились лишь остатки погребального инвентаря, фрагменты деревянных гробов или носилок. Ученый-археолог Сергей Толстов отметил особое значение памятника для изучения архитектуры древнего мира и выдающуюся роль присырдарьинских саков в изобретении техники купольного перекрытия. Погребальные сооружения саков низовий Сырдарьи имели круглые или прямоугольные планы. Их монументальные глухие
объемы, завершенные куполами, были выполнены из сырцовых кирпичей. Таким образом, основным архитектурным достижением, связанным с мавзолеем Буланды 2, является появление купола как важной архитектурной формы и строительной конструкции. Технология сооружения башенных строений присырдарьинских саков оказала влияние на всю последующую строительную практику не только в Средней Азии, но и на Ближнем Востоке и в Европе. Ученые предполагают, что Буланды 2 возведен раньше всех известных науке купольных творений. Первые письменные упоминания о купольных строениях встречаются в трудах римского архитектора Марка Витрувия Поллиона, жившего во второй половине I века до нашей эры в эпоху Юлия Цезаря, что дает право предположить, что купольные строения саков-апасиаков появились за несколько столетий раньше образования Римской империи. Прием перекрытия ложным куполом применяется на территории Казахстана до наших дней. Иран и Турция появлению на их территории башенных мавзолеев обязаны захваченным в плен во время многочисленных набегов непревзойденным степным мастерам зодческого искусства. Традиционно наши предки возводили их на возвышенностях из сырцового или жженого кирпича или камня. Чаще всего они имели культовую направленность, в то же время многие строения выполняли военные, гражданские и бытовые функции, как, например, наблюдательные или сторожевые башни.

Загадки мавзолея Узынтам

Изучением традиций возведения башенных мавзолеев в нижнем течении Сырдарьи занимается научный сотрудник государственного учреждения по охране памятников истории и культуры Кызылординской области Еркебулан Елеуов. В связи с проникновением в степь ислама усиливается традиция возведения башенных мавзолеев, посвященных конкретным историческим личностям, получившим признание народа. Хотя связывать строительство надгробных сооружений только с религией было бы не совсем правильно. На территории Кы-зылординской области сохранилось около пятидесяти мавзолеев, посвященных биям, батырам, баям и волостным, людям искусства. Среди них особое место занимают мавзолеи, посвященные служителям религиозного культа – проповедникам ислама. Сегодня к ним стекается огромное количество паломников и туристов.  

В начале 80-х годов прошлого века экспедиция Общества охраны памятников истории и культуры Казахской ССР обнаружила в Казалинском районе возле аула имени Туктибаева неизвестный памятник, который не значился в списке памятниковКазахстана, его не оказалось также и в Карте памятников Кызылординской области. Местные жители называли его мавзолей Узынтам. Сведения о нем сохранились в записях русского генерала, профессора военной статистики Академии Генерального штаба Алексея Макшеева, который будучи действительным членом Русского географического общества проводил экономическое, географическое, геодезическое, этнографическое и статистическое исследование казахской степи. Контуры одиноко возвышающейся в знойной степи башни цилиндрической формы можно увидеть издалека. Строение высотой около десяти метров построено из сырцового кирпича квадратной формы, диаметр у основания составляет 1,7 метра, кверху башня сужается, толщина стен –
1,7 метра. Внутри башни имеется лестница, в верхней части сохранились следы облицовки из жженого кирпича. Как считают археологи, мелкоразмерный кирпич, из которого было возведено сооружение, характерен для ІХ-Х веков, а вот назначение сооружения неизвестно. По некоторым сведениям, оно служило наблюдательной башней каракалпакского хана Катагара, но ученые не исключают, что башня могла использоваться сразу в нескольких целях. Все эти вопросы остаются до сих пор без ответа и требуют дальнейших исследований.

Нет повести печальнее на свете...

В двух километрах от аула Каукей Казалинского района расположен мавзолей СараманКоса, который является еще одним образцом башенного мавзолея. По мнению ученых-археологов, памятник относится к Х-ХІ векам. Он сложен из сырцового кирпича, сохранилась часть облицовки из обожженного кирпича размерами 24× 24× 5 см. Сооружение кру-
глого плана высотой около 15 метров кверху сужается, угол наклона стен башни к центру – около пяти градусов. Диаметр у основания составляет около пяти метров, толщина стен – 1,6 метра. Сооружение состоит из трех расположенных по вертикали сводчатых камер, нижняя, самая крупная, изолирована от остальных камер, средняя – через зенитное окно сообщается с верхней. В верхней части башни имеется три караульных отверствия, внутри находится винтообразная лестница. Верх башни завершается усеченным шатровым куполом. Вход в сооружение – с северо-востока.

В народе живут легенды о трагической любви двух влюбленных, которые стали жертвой бессмысленной родовой вражды и жестокости. Согласно одной из них Сараман был сыном правителя города Жента. Однажды со своим другом Коса, происходившим из бедняков, с благословления отца Сараман отправляется в путешествие. Направляясь в сторону Арки, джигиты останавливаются в небольшом ауле на берегу горной речки Талдысай, где становятся почетными гостями тоя, посвященного проводам невесты. Случайный взгляд, брошенный тайком на невесту, пробудил в сердце Сарамана огонь любви. И чувство это не было безответным. Девушка, сосватанная еще в колыбели за большой калым, не любила будущего мужа и ответила взаимностью на пылкие чувства юноши. Сговорившись, под покровом ночи, джигиты на резвых конях тайком покинули аул, увозя с собой девушку. Путь был не близкий и потому молодые люди, избегая людей, двигались только ночью, а днем скрывались в зарослях камыша. На шестой день они услышали шум погони. Это оскорбленные шесть братьев девушки снарядили за беглецами отряд из хорошо вооруженных и обученных нукеров. Они настигли беглецов уже на подходе к родному городу. И тогда Сараман просит своего друга Коса довезти девушку до Жента, а сам остается, чтобы задержать нукеров и избежать кровопролития. Нукеры жестоко расправились с Сараманом. Недалеко ушла и девушка со своим спутником. Настигнув, злодеи обезглавили их. Их похоронили в тех местах, где их постигла смерть. Согласно другой версии легенды, Сараман был единственным сыном богатого вельможи из Жента. Красивый и умный юноша был завидным женихом, владел всеми видами боевого искусства, искусно играл и пел на домбре. Отец разрешил ему самому выбрать невесту. От сверстников он узнал о девушке необычайной красоты и ума по имени Коса. Встретившись, Сараман и Коса полюбили друг друга и тайно встречались, но еще в раннем детстве Коса была сосватана. Узнав о предстоящей свадьбе, влюбленные решаются на побег. Десять братьев девушки, отличавшиеся свирепым и жестоким нравом, собрав большой отряд, кинулись за ними в погоню. Увидев настигающих нукеров, Сараман отправляет девушку вперед, а сам вступает в бой. Когда стрелы закончились, безоружный джигит упал, сраженный стрелой, на вершине холма. В нескольких километрах от места гибели своего возлюбленного погибла от рук братьев и Коса. Безутешный отец велел у всех своих жеребцов срезать гриву и хвост и порубить на мелкие куски. Выдоив тысячу кобылиц, он смешал их молоко с конским волосом и глиной. Из этой смеси он приказал изготовить кирпичи и воздвиг на холме мавзолей в честь своего единственного сына. Люди назвали его мавзолеем Сараман-Коса. Кстати, в нескольких километрах от мавзолея находится могила девушки Коса. Описание мавзолея сохранилось в записях Ивана Аничкова.
Действительный член Оренбургской учёной архивной комиссии, он опубликовал ряд статей о каменных изваяниях, курганах и других археологических памятниках в окрестностях Мерке, Костанайском и Казалинском уездах. Он пишет, что «…эта башня или мунара не представляет собою могильного памятника». Это говорит о том, что мавзолей не является местом захоронения.

Символ верности и любви

 В Аральском районе в сорока километрах к юго-западу от аула Жанакурылыс расположен еще один памятник архитектуры XI века – башня Бегим ана. Сооружение по виду напоминает сторожевую вышку и представляет собой восьмигранную башню с двумя ярусами. Стены башни, первоначально сделанные из сырца, в настоящее время облицованы жженым кирпичом. Ширина каждой из восьми граней – 2 метра. С первого яруса через проем стрельчатой формы можно попасть во второй ярус. Внутри башни стены покрыты саманной штукатуркой. Дверной проём ориентирован на северо-восток. Общая высота здания – 10 метров, диаметр в основании – 16 метров. Автор башни неизвестен,но ее необычная форма и расположение на возвышенности указывают на особое предназначение. Башня была возведена в честь Бегим сулу – дочери Карабуры, сподвижника Ходжи Ахмета Яссауи, которому он доверил похоронить себя после смерти.

Существует много преданий о красавице Бегим, ставшей жертвой клеветы. По сохранившимся источникам, Бегим сулу – реальная историческая личность, жившая в ХІ веке. Она была наделена необыкновенной красотой. Добиться благосклонности красавицы не удалось многим завидным женихам. Сын правителя Жанкента Санжар хан, услышав о Бегим сулу, жившей у подножия Каратау, отправляется в путь. Он добивается ее любви, и Бегимсулу становится его женой.

Супруги зажили счастливо, однако было много у них и завистников. Однажды Санжар хан отправился со свитой на охоту. В пути вспомнил, что забыл дома колпачок для сокола и отправил домой одного из своих людей. Увидев несравненную красавицу, тот, пораженный красотой Бегим сулу, потерял сознание. Возвратившись к хану лишь на третий день, он оклеветал его жену. В гневе и ярости Санжар хан, не внимая уверениям и клятвам жены в верности, отрубил ей руку и косу и бросил в зиндан.

Жестокий поступок правителя Жанкента Карабура увидел в вещем сне. Он приехал в Жанкент и сказал Санжар хану, что если его дочь невиновна, ее рука и коса вырастут вновь. На утро изумленный хан увидел, что так и случилось. Он убедился в опрометчивости своего поступка и молил о прощении, однако женщина не простила мужу неверие. Она превратилась в белого лебедя и поднялась ввысь. Достигнув моря, упала на его берегу на том самом месте, где ныне возвышается башня, построенная в ее честь. Неутешный Карабура проклял хана и наслал на город змей. Опустевший город стал змеиной обителью. Торговые караваны обходили его стороной, птицы не гнездились на его стенах, даже животные в страхе убегали прочь. Цветущий город перестал существовать. Так повествует легенда. Интересно, что в этих местах действительно очень много змей.

Памятник является местом паломничества, куда часто приезжают туристы. Особенно часто поклониться Бегим ане приходят женщины. Говорят, что она исполняет их сокровенные желания. Местные жители считают Бегим сулу символом чистоты и непорочности и свято хранят легенды о ее любви и верности.

Историки оба памятника – и Сараман Коса, и Бегим ана – относят к периоду расцвета в низовьях Сырдарьи могущественного государства огузов и древней столицы города Жанкента. Как известно из истории, в XI веке часть огузов покинула низовья Сырдарьи и под именем тюрков-сельджуков завоевала огромные территории Хорасана (северный Иран), Малой Азии, Закавказья. Интересно, что с тех времен на этих территориях отмечается появление самобытного типа мемориальных сооружений, так называемых «башенных мавзолеев» с шатровым покрытием. Ученые высказывали разные точки зрения по поводу их появления на этих территориях: связывали с башнями молчания древних персов (Саладен), представляли как следствие монументализации палаток кочевых вождей, с шатровыми куполами армянских или грузинских храмов.

На древней земле Сыра, где пролегали караванные дороги Великого Шелкового пути были представлены разные религии, культуры, обычаи и традиции. Наследием той эпохи являются уникальные исторические и архитектурные памятники – жемчужины древней и средневековой архитектуры, хранящие предания далекой старины, вечную память наследия предков.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Кызылординские вести / Третья полоса 29 июнь 2019 г. 908 0