«Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. … На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее.
…Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя.»
(Из статьи Первого Президента РК Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»)
У Кызылорды более чем двухсотлетняя история. Она тесно связана с историей независимого Казахстана. Особую роль в становлении областного центра занимают самые первые годы. Крепость Ак-Мечеть – форт Перовский – Перовск… Этот период отмечен важными историческими событиями, началом развития значимых социально-экономических индикаторов.
… В двадцатые годы XIX века кокандские ханы достигли наивысшего могущества и свои владения расширили на север до Аральского моря. В нижнем течении Сырдарьи они построили ряд укреплений на землях, принадлежащих казахам Малой Орды. Наиболее сильной из них в стратегическом отношении была Ак-Мечеть, основанная в 1817 году на левом берегу Сырдарьи, а через год перенесенная на правый. Вот как описывает это сооружение в книге «Город на Сырдарье» один из ее авторов профессор КГУ имени Коркыта ата Мади Киреев: «Крепость, получившая свое название от белой мечети, построенной в ней, была сооружением по тому времени весьма внушительным – высокие и толстые стены из кирпича, глубокий ров вокруг. Отсюда кокандцы нападали на мирных жителей, держали в страхе казахов. Земледельцы-казахи отдавали им треть урожая, они не гнушались ничем, брали скот, уголь, сено, печеный хлеб и даже просяную кашу. Работали на кокандцев тоже казахи: возделывали для них поля, обрабатывали огороды, чистили конюшню, поправляли стены крепостей. А в одно время поработители разграбили около ста аулов, кочевавших на правом берегу Сыра».
Казахи не раз поднимались на борьбу с кокандскими феодалами. В одном из таких восстаний в окрестностях Ак-Мечети участвовало почти двадцать тысяч человек. Но противостоять тогда игу жестоких ханов было нелегко. Тогда в 1851 году народный съезд сырдарьинских казахов, как пишет в книге М.Киреев, вынес решение о присоединении к России и обратился с просьбой о предоставлении российского подданства. Эта просьба была удовлетворена. В 1852 году кокандский наместник в Ак-Мечети Якуп-бек совершил поход на Раимское укрепление, основанное русскими близ устья Сырдарьи. Это послужило поводом для ответного выступления русских. 13 июля 1853 года генерал Перовский подошел с войском к Ак-Мечети и направил в крепость казаха-парламентера со следующим письмом: «От оренбургского генерал-губернатора начальнику Ак-Мечетьской крепости. По приказанию государя моего императора Всероссийского пришел я взять Ак-Мечеть, построенную кокандцами на русской земле для притеснения казахов, русских подданных. Ак-Мечеть уже взята, хотя вы и сидите в ней. Вы видите, что я, не теряя моих людей, могу истребить вас всех до единого. Напрасно исправляете вы стены. В Ак-Мечеть я войду в ворота, потому что в свою собственную крепость через стены не лазят. Если бы эти стены были бы не мои, то я не жалел бы их: вы знаете, что я имею силу разрушить их совершенно. Русские пришли сюда не на один день и не на год, а на вечные времена, на год они не пойдут… Все это сказал бы я вам в первый день моего прибытия, когда подъезжал без оружия к стенам крепости, если бы вы не стали стрелять в меня предательским образом, а это не водится между честными воинами».
Штурм Ак-Мечети начался 28 июля в 3 часа 30 минут, и в тот же день крепость пала. За 22 дня осады и во время штурма Перовский потерял 165 человек. Значительные потери понесли и казахи из отряда султана Илекея и Мухамеджана Баймухамедова, активно действовавших против кокандцев в составе русских войск. В рядах, штурмовавших крепость Ак-Мечеть, был и казахский акын Амир Батырбеков, участник Отечественной войны 1812 года. В северо-восточной части крепости, выше по Сырдарье находится место захоронения солдат 4-го Оренбургского линейного батальона, павших во время осады и штурма. В 1860 году на братской могиле поставлен памятник, художник-самоучка офицер Сергеев нанес его на холст. В город на Сырдарье в 1867 году приехал баталист В.Верещагин, художник запечатлел на полотнах «Церковь форта Перовский» и «Форт Перовский». Как отмечал М.Киреев, факт взятия Ак-Мечети нашел отражение не только в живописи. Появилась песня, прославлявшая храбрость русского воинства при взятии кокандской крепости. Ее написал казах, хорунжий Бер-Мухамед Кулымбаев.
Песня понравилась Перовскому и он наградил автора серебряной чашей для кумыса.
Взятие Ак-Мечети и разрушение кокандских крепостей избавило сырдарьинских казахов от тяжелого гнета и разбойничьих набегов какандского хана. Казахи видели в русских освободителей. Кокандцы отлично понимали, чего они лишились, потеряв крепость, и не оставляли надежды вернуть ее. Укрепившись в двух с половиной километрах на большом бархане (его и поныне называют «кокан кашкен», что в переводе означает место, куда бежали кокандцы), они принимали неоднократные попытки атаковать крепость, но каждый раз были отбиты. Конные разъезды кокандцев, рыскавшие в окрестностях Ак-Мечети, совершали набеги на казахские аулы и нападали на малочисленные группы русских. В своих бесчинствах они не знали предела. Поэт Плещеев, участвовавший в штурме Ак-Мечети, писал: «Кокандцы произвели страшные неистовства: резали преданных нам киргиз, разграбили множество аулов, и как мы ни старались догнать их, не могли ничего сделать. Они ушли в безводную степь…» О казахах, участвовавших вместе с русскими солдатами в операциях против кокандцев, поэт говорил: «…Любо было посмотреть на них. Славный народ, нечего сказать, и невольно полюбишь их в походе».
Указом из Петербурга 31 августа 1853 года крепость Ак-Мечеть была переименована в форт Перовский. Весной 1854 года он стал перестраиваться. Проект инженера Брюно предусматривал сооружение казарм, обнесенных стенами, на угловых бастионах которых стояли бы пушки. Позже казна стала отпускать средства на строительство при форте домов для «женатых нижних чинов».
В 1867 году, когда образовалось Туркестанское генерал-губернаторство, форт Перовск стал центром уезда и получил статус города. Размером он тогда был многократно меньше нынешней Кызылорды и занимал территорию от железнодорожного вокзала до старого базара. В начале 1868 года в Перовске было 36 частных домов, небольшое число самодельных мазанок, кибиток и юрт, 343 торговые точки, 31 чайхана.
Рос город медленно. По данным переписи 1897 года количество жителей составляло 5058 человек (казахи – 2253, узбеки – 1384, русские и украинцы – 742, татары – 424 и некоторое количество представителей других этносов). В 1875 году в Перовске появилось триста уральских казаков. В дальнейшем население увеличилось за счет переселенцев, направившихся в Среднюю Азию во время голода 1891 года и строительства Оренбургско-Ташкентской железной дороги.
Обустройство города проходило также неспешно. В 1885 году в Перовске была построена мечеть Айтбая. Она сохранилась до наших дней. В 1890 году началось строительство нового здания церкви. Работы завершились 6 декабря 1896 года. Этот храм – ныне русская православная церковь Свято-Казанской иконы Божией матери – до сих пор стоит возле «старого» базара, в нем идет служба.
Одной из первых фирм, открывших в Перовске свое представительство, была немецкая компания «Зингер». На том месте, где в те годы была ее контора, сейчас стоит Дом адвокатов.
В 1885 году было решено установить в городе 85 керосиновых ламп, но из-за нехватки денег на керосин вскоре отказались от этой затеи. В 1910 году в Перовске было установлено два больших керосиновых фонаря: один – у психбольницы, другой – у военного управления. На следующий год фонари появились и на других участках.
Гравийная дорога впервые появилась в 1906 году. Ее протяженность была 1,2 километра, она пролегала от железнодорожного вокзала до базара. В том же году началась прокладка тротуаров из жженого кирпича к казахскому и русскому кладбищам. В 1906 году в Перовске открылась первая участковая поликлиника. Там работали врач, фельдшер и акушерка. Им помогали четыре женщины. За три года этот небольшой коллектив медработников вылечил 207 больных, оказал первую помощь 9127 жителям. Лекарства заказывали в аптеке Шелля, рядом с ней стояла часовая мастерская Неймана. Позднее на этом участке появилась центральная городская баня. Был в старом городе мастеровой переулок. Сейчас это самый центр Кызылорды – улица Усербаева.
Более ста лет назад здесь были лишь мастерские сапожников, жестянщиков, гончаров, кузнецов. Славился дореволюционный Перовск изделиями местных зергеров-ювелиров. В этих краях проходил Великий Шелковый путь, зергеры покупали у купцов золотые и серебряные слитки, драгоценные камни. У каждого мастера был свой ученик, попасть в подмастерья к ювелиру для подростка было в то время большой удачей.
Из-за нехватки воды остро стоял вопрос с озеленением города. Проблема водоснабжения оставалась крайне тяжелой. Было несколько больших арыков, которые брали начало с Сырдарьи. Самым крупным из них был канал Саркрама. В 1912 году в газете «Туркестанский курьер» появилась статья о Перовске. В ней очень хорошо было рассказано о жизни города: «И, наверное, самая главная беда в жизни Перовска – это нехватка воды в городе, который расположен на самом берегу реки, волны которой ударяются о берег. Арыков много, но пользы от них мало. Потому что они наполняются водой только во время полноводья. На берегу стоят две городские мельницы, но они дают очень мало воды. Ее хватает только на орошение дома уездного начальника, мечети, городского суда и Привокзальной улицы. Другим жителям воды не хватает, хотя они постоянно чистят свои арыки. Город весь в пыли. И негде от нее спрятаться. Все улицы, даже листья деревьев в слое пыли. Город не может похвастаться своей зеленью. Городской сад состоит из одних карагачей, не обнесен забором и смотрится плохо», – писал журналист. В этой же статье насчет освещения города сказано: «Можно рассчитывать только на лунную ночь. От керосиновых ламп на столбах надежд мало». Автор далее затронул тему экономической жизни: «Предлагаем пересмотреть экономическое состояние города, которое сегодня находится в крайне бедствующем положении. Вокруг Перовска нет полезных ископаемых, чтобы можно было открыть заводы и фабрики. Население занимается ловлей рыбы и охотой на кабанов. Но запасы рыбы уменьшились и один Бог знает, сколько осталось кабанов. Поэтому правильно было бы заниматься обработкой земли и растениеводством, а также скотоводством. Но в области скотоводства наблюдается трудное положение. Сырдарья очень близка, а площадь города мала. На сегодняшний день большая территория города занята тугайными лесами. Преобладают густые заросли камыша. Поэтому жителям свой скот пасти негде».
Много лет учебники истории утверждали, что Казахстан до революции был страной сплошной неграмотности. Архивные же данные свидетельствуют о том, что на территории нашей нынешней области до революции было 28 школ, не считая религиозных, из них 18 находилось в городах и пристанционных поселках и только 10 – в сельской местности. Во всех вместе взятых школах училось 2750 детей. Если говорить о качестве, то в большинстве это были приходские начальные школы с трехлетним курсом обучения. Высшие начальные школы, а это уже шестилетний курс, были только в Перовске и Казалинске. Педагогические кадры готовила открытая незадолго до первой мировой войны частная женская прогимназия. После ее окончания, а это приблизительно 9-10 классов нынешней средней школы, девушки могли сдать специальный экзамен по специальности «учительница». В высших начальных школах и прогимназии обучались исключительно дети чиновников и зажиточной категории населения. Дети казахов обучались в основном в религиозных школах. И только четыреста ребят имели возможность получать начальное образование в так называемых русско-туземных школах. К сведению, на территории нынешних Сырдарьинского и Жалагашского районов в те годы было только две начальные школы – Аламесекская и Ханская, в которых обучалось 38 мальчишек. Именно мальчиков, для девочек школ не было вообще. Как не было и средних специальных учебных заведений, не говоря уже о высших.
В Перовском уезде в 1918 году была проведена перепись детей школьного возраста 5-14 лет. Существовавшие в поселках приходские и русско-туземные школы были реорганизованы в школы первой ступени. Были открыты новые, главным образом казахские школы. К концу 1918 года в 58 школах обучалось 4660 учащихся, в том числе 1786 казахов. На местах были созданы отделы народного образования. Одновременно началась работа по ликвидации безграмотности взрослого населения, для чего создавались школы и курсы. При уездных отделах народного образования действовали чрезвычайные комиссии по ликвидации безграмотности, было организовано добровольное общество «Долой безграмотность!». При аульных и городских Советах – ударные группы содействия ликвидации неграмотности, в районах – штабы культпохода на правах чрезвычайной комиссии.
Работа шла нелегко. В эти трудные годы много сил строительству новых школ, развитию народного просвещения и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения отдали энтузиасты-педагоги
Михаил Широков, Ибрагим Касымов, Оспан Абдулпаттаев, Разим Алшынбаев, Сегизбай Айзунов.
…Таким предстает Перовск тех далеких лет в период превращения населенного пункта на Сырдарье из средневековой крепости в город с развитой инфраструктурой «паровозной эпохи». Обращаясь еще раз к истории, к историческим сюжетам, важно понять их значимость для будущего. История – не есть кладбище фактов и феномен прошлого. Это огромная мотивирующая духовная сила. Как подчеркнул Первый Президент Казахстана Н.Назарбаев, нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего.
Подготовила
Ботагоз АЖАРБАЕВА.
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |